12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Александровна Синяева464
Люблю работу, детей, в общении с ребятами сама расту
Россия, Московская обл., Одинцово

Итоговый урок по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Итоговый урок по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» «Размышляем над прочитанным…»

А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка» Цели урока: Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа. Закрепить умения: работы по вариантам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами. Продолжить работу над развитием речи: построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.

«Роман о чуде, совершаемом любовью» (Т. Алпатова)

Петр Гринёв От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»? Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва?

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается. 1. Приведите примеры иронического изображения в первой главе. 2. Почему ирония присутствует в описании детства?

Запишите кратко характеристику Гринёва, основные черты характера, используя следующую схему: 1. Вариант – 1,2,3 2. Вариант – 4,5,6. Уплата долга за проигрыш. Благодарность за спасение. Поединок за честь девушки. Отказ присягнуть бунтовщику. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

Выполним сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (заполните таблицу) Критерий сравнения Гринёв Швабрин Отношение к семье капитана Миронова. Поведение на поединке. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Отношение к Маше Мироновой. Поведение с Пугачёвым.

Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета Композиция Сюжет А) Экспозиция 1) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца Б) Завязка 2) Освобождение Гринёва, женитьба на Маше В) Кульминация 3) Детство Петруши в родовом имении Г) Развязка 4) Знакомство Гринёва с Машей Мироновой

Емельян Пугачёв Историческая правда Художественный вымысел «Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили Взаимоотношения с Гриневым «В Пугачёве-разбойнике побеждает человек»: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга Способен проявить милость Умный, отважный, энергичный Может быть благородным: на добро отвечает милостью Жестокий Способен оценить честь и мужество противника Трагическая судьба

2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»? 3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано? 1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?

Решим проблему: кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»?

Объясните смысл эпиграфа к повести «Береги честь смолоду» к уроку «Роман о чуде, совершаемом любовью»…

Домашнее задание Письменно ответьте на вопросы: 1. “Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? 2. 1 вариант: Где и при каких обстоятельствах встречается в романе Зурин? Какую роль он сыграл в развитии характера Петра Гринёва? 2 вариант: Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, где Гринёв заплатил долг за проигрыш. В чем сходство и различие?