12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарапова Татьяна Николаевна87

"Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ"

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Подготовила: воспитатель Шарапова Т.Н. г. Кимовск Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 17

«Патриотизм»- одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства.» В.В. Путин

ДЕТСКИЙ САД - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, а ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Поэтому, одним из важнейших наших направлений становится работа по нравственно-патриотическому воспитанию.

Направления воспитания и ценности российского общества Ценности российского общества Патриотическое Родина, природа. Духовно-нравственное Жизнь!!!, милосердие, добро. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь!!! Трудовое Труд Направления воспитания и ценности российского общества Этико - эстетическое Культура и красота убрали дополнили

И мы ставим перед собой ЗАДАЧИ: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; Формирование бережного отношения к природе и всему живому; Воспитание уважения к труду; Развитие интереса к русским традициям и промыслам; Формирование элементарных знаний о правах человека; Расширение представлений о городах России; Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); Развитие чувства ответственности, гордости за достижения страны; Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми. Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям: 1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 1. Знакомство с родным городом, его историей 2. Знакомство с родным краем и Россией 3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе мы должны использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочется подчеркнуть – это: квест - игра, интерактивная технология, проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.

Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Технология интерактивного обучения  - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач: – активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; -развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; -эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы… Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ – родовые характеристики, профессии, действия (иллюстрации, тематические папки, дидактические игры); СЕМЬЯ- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия, фотоальбом «Моя семья»; ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению; РЕБЕНОК И СВЕРСТНИКИ – подбор иллюстраций, тематические папки о детях- девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей; ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо – плохо», «Так можно делать, а так нельзя», этикет.  МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С «МАЛОЙ РОДИНОЙ» ( детским садом, близлежащими улицами, родным городом) –фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад. МАТЕРИАЛ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОЛЬКЛОРУ (песни, потешки, сказки и т.д.) ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЖИВОТНЫМИ НАШИХ ЛЕСОВ, картинки с характерными признаками времен года

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики; МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С «МАЛОЙ РОДИНОЙ» - детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир. МАТЕРИАЛ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства , различные макеты ( крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОЛЬКЛОРУ – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д. ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ – флаг, герб. Портрет президента. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЛАСТНОЙ СИМВОЛИКИ – флаг, герб. ЭЛЕМЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ- флаг, герб промышленных предприятий. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЗАЩИТНИКАМИ ОТЕЧЕСТВА- подбор иллюстраций, тематические папки. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, например открытки к 23февраля и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕМ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ МОЯ СЕМЬЯ– семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»; РОДНОЙ ГОРОД – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города»; «Образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор литературы о городе (например, стихи), карта города, символика города (флаг, герб); МАКЕТЫ (улица, архитектурные сооружения города); МОЙ КРАЙ – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство); РОДНАЯ СТРАНА – карта России , природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика страны, различные макеты ; Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». « Богатыри земли русской», « Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме, макеты ; ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме; ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему « Русская икона», макет храма, детская Библия).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОЛЬКЛОРУ (сказки, былины, предания); ВЕЛИКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию. НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – глобус, детская карта мира. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

Результаты работы несомненно покажут, что использование инновационных технологий в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Анкета для воспитателей по вопросам нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Уважаемые коллеги! Чтобы повысить качество воспитательно-образовательной работы с воспитанниками по нравственно - патриотическому воспитанию, просим Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут нам спланировать методическую работу и оказать Вам необходимую помощь. Отметьте выбранный Вами ответ / ответы.

Результаты анкетирования.

Да Нет 1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?

2. Какими качествами должен обладать педагог, чтобы быть примером для воспитания у детей чувства патриотизма? 9 Активная гражданская позиция 8 Бескорыстие 8 Любовь и привязанность к Родине 6 Толерантность 3 Готовность к самопожертвованию 6 Чувство долга

3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами? Да Нет Частично

4. Какие задачи должен решать педагог в рамках патриотического воспитания дошкольников? 12 Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа 5 Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа 7 Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей 11 Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край

5. Насколько хорошо Вы знаете культуру и традиции своего народа? Оцените свои знания по 5-балльной шкале: 0 1 1 2 3 3 6 4 2 5

1 2 4 3 6 4 2 5 6. Насколько хорошо Вы знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)? Оцените свои знания по 5 - балльной шкале:

7. Хотели бы Вы расширить свои знания по истории и географии России, чтобы применять их в образовательной деятельности с детьми? Да Нет Частично

8. Планируете ли Вы работу с детьми по патриотическому воспитанию в группе? Да нет только в рамках больших государственных праздников

9. Содержит ли развивающая предметно-пространственная среда вашей группы необходимые материалы и атрибуты для патриотического воспитания детей? Да  Нет В недостаточном объёме

10. Вовлекаете ли Вы родителей в работу по патриотическому воспитанию детей? Да Нет Частично

Да Нет Частично 11. Испытываете ли Вы трудности в организации образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей?

Да Нет Иногда 12. Хотели бы Вы получать методическую помощь и рекомендации по организации работы с детьми в данном направлении?