12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хекало Галина Николаевна71
Работаю учителем с 1988 года.
Россия, Краснодарский край, Новороссийск

План-конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание слов с удвоенной согласной буквой на стыке приставки и корня»

Тема урока: Правописание слов с удвоенной согласной буквой на стыке приставки и корня ФГОС План – конспект урока русского языка в 5 классе составлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №29 имени Ю. В. Амелова г. Новороссийска Хекало Галиной Николаевной

Тип урока: открытие нового знания. Цель: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.   Материально-техническое обеспечение: Учебник: «Русский язык» 5 класс, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Москва. Издательство «Просвещение», 2015 г.  

Задачи: познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня и ее графическим обозначением; развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора; развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа; формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы; развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности; воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Прогнозируемые результаты Личностные: - ценностное отношение к процессу правописания орфограммы; - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения орфограммы; - осознание практической важности выделения частей слова (корня, приставки); - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные: Метапредметные: умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели по правописанию удвоенной согласной на стыке приставки и корня; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.  

Предметные: - знание о составе слова; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение правильно писать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня, обозначать её графически.

1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: сформировать самооценку готовности к уроку. Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Организация детей к уроку. Приветствие. (Слайд №2 «Солнышко») Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро Солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. Всем доброе утро! Психологический настрой к уроку На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

1.Актуализация опорных знаний и введение в тему: Цель: Актуализировать знаний о составе слова, однокоренных словах. Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД : Знания о составе слова, однокоренных словах.

2. Введение в тему. - Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваются карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, отт…лкнул, подд…ржал Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты). Слайд № 4 - Сколько групп вы можете выделить? (2). - Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж) - По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова). - Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал) - По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне). - Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:

Слайд № 5 коллекти… расск…зал акко… отт…лкнул масса… подд…ржал Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверка (фронтальная). Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова. Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова. Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная) Самооценка выполненной работы.

3.Постановка проблемы. Цель: Выявить и зафиксировать в речи затруднения в учебной деятельности, согласовать тему и цель урока Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока. Метапредметные УУД: целеполагание   Предметные УУД: затруднение в написании удвоенной согласной на стыке приставки и корня.  

Проблемный вопрос. - В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? - Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне) - Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

4. Открытие нового знания Цель: Сформировать умение видеть орфограмму на стыке приставки и корня Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу Метапредметные УУД : владение правильной речью Предметные УУД : понятия о составе слова, «стык» приставки и корня, графическое обозначение орфограммы. - Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.

Проверка. (Слайд №6)   Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.) Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…) Как графически обозначили свои наблюдения?   Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне). Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …) Как графически обозначили свои наблюдения.   Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)

Сообщение нового - В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.) - Кто из вас знает, как называется такое место в слове? - Прочитайте об этом на следующем слайде. (Слайд №7). Стык – это место, где приставка и корень соединяются вплотную - Что вы узнали нового? - Давайте сделаем вывод: - Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? - Что мы с вами сделали? (Открытие) - Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу) - А как она называется? (Варианты ответа). - Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Работа в парах. - А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах) Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная. - Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают).  Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд №8). Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни. Предметные УУД: умение на слух различать части слова.

Физминутка. «Потопаем, похлопаем» (Слайд №9) – Если указываю на слово с приставкой, то похлопайте, если указываю на слово без приставки – потопайте. делать, сделать, переделать   написать, писать, списать   вёз, отвёз, вывез, привёз   занёс, нёс, снёс, вынес  

5. Первичное закрепление УУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать алгоритм определения орфограммы удвоенной согласной на стыке корня и приставки Личностные УУД: ЦО к умению выбирать действия по достижению цели Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно Предметные УУД : Умение применять знания на практике

Работа с учебником.   стр. 30, упр.440. стр.31, упр.441. Проверка выполнения каждого задания. Оценка Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня) Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?  

Работа в парах Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; установление аналогий и причинно - следственных связей.

Работа в парах (задание творческого характера). - Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая пара получает карточку с заданием). 1) Подумайте, как правильно написать слова. бе(с, сс)полезно ра(с, сс)писание бе(с, сс)трашный 2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

Проверка: - Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд №10). бесполезно расписание бесстрашный - Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде №11)

Алгоритм: Прочитай слово. Выдели корень. Выдели приставку. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня. Сделай вывод. Запиши слово. Обозначь орфограмму

7. Контроль и оценка Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

Подведение итогов. Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? Что нового узнали на уроке? Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня? Что было для вас самым интересным на уроке? Что было сложным? Вызвало затруднения?

8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.  Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;

САМООЦЕНКА - Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ с.31, упр. 445, повторить правило на стр. 30.