12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Радийчук Татьяна Викторовна39
преподаватель географии, заместитель директора по УВР
Россия, Приморский край, Владивосток

Использование современных технологий в обучении географии в контексте ФГОС

Использование современных технологий в обучении географии в контексте ФГОС Учитель географии МБОУ «СОШ №48» г. Владивосток Радийчук Татьяна Викторовна

Нормативные документы учителя Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ООО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Универсальные кодификаторы, утвержденные ФУМО (протокол от 12.04.2021г. №1/21), подготовленные и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko; СанПиН 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21; Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников….».” Образовательная программа по географии, составленная с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Современный урок должен быть!!! построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт

Исследования в методике преподавания географии определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, интеграция разветвленной системы географических знаний, реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения

Современный урок Технология (греч. techne – искусство, мастерство) Урок – это «сценарий» действий учителя Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности Каждый урок построен с учётом принципа обучения деятельности!

. Четкое видение деятельности ученика (проектирование урока) Организация взаимного действия (коллективные, парные и групповые формы) Организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих задач Четкая постановка перед учащимися учебных целей и задач Организация деятельности с УМК как с источниками информации Применение различных форм контроля, диагностика результативности Осмысление результатов деятельности на уроке Создание мотивационной установки к деятельности Признаки технологичной организации урока географии

- Технология учебно-игровой деятельности. - Технология развития критического мышления. - Технология проектной деятельности. - Технология дифференцированного обучения. - Информационные технологии. - Технология проблемного обучения. - Технология здоровьесбережения. Современные образовательные технологии

Технология учебно-игровой деятельности «Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов, например, Амазонка, Байкал, Лена. (реки); коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии); Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ) «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда, например: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т.д…?

Технология учебно-игровой деятельности «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, например Река- это…, Криками называют …. «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски, позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

Технология учебно-игровой деятельности «Отыщи на карте» Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий  «Да и нет» Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что  «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Технология учебно-игровой деятельности «Прием с координатами» При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран 13 ю.ш.  76 з.д                  Лима 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск с.ш.  115 в.д.                     Чита  42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк 46 с.ш. 75 з.д.                   Оттава «Слова в словах» «Геоалфавит»

Технология развития критического мышления Составление из перепутанных логических цепочек: - Слова-ассоциации - Прогнозирование «Верные и неверные утверждения» - Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» Рассмотрим моделирование урока «США», при изучении в 11 классе. Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию. Оборудование: учебник «География (в 2 частях)» Домогацких Е.М., Алексеевский И.И. атлас 10-11, карта США, схема: «Что я знаю о США, что хотел бы узнать, что нового я узнал о США». этап. Организационный момент, постановка целей и задач урока. этап. Изучение нового материала.

Технология развития критического мышления Что я знаю о США? Находится на материке Северная Америка. Омывается 3 океанами. Столица Вашингтон. Граничит с Канадой и Мексикой. На территории много полезных ископаемых. Аляска – бывшая территория России. Президент США Джо Байден Площадь территории. Чтобы я хотел узнать о США? Состав населения. Крупные города страны. Промышленность, сельское хозяйство и непроизводственная сфера. Влияние хозяйственной деятельности населения на развитие экономики. Что я узнал нового на уроке о США? (этот этап предполагает работу с учебником, причем используя различные формы организации работы (в парах, в малых группах, фронтальную). Читая текст учебника, ребята выбирают главное. Результаты записывают в таблицу.   Состав населения. Крупные города страны. В природном отношении выделяют три зоны: - Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот. - Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых. - Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые. 3. США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции. Главный фактор развития хозяйства – природные богатства, экспорт и импорт разнообразной продукции, сырья и топлива. Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Далос, Сиэтл (работа с атласом).

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы Технология развития критического мышления Термин «христианство» (10 класс при изучении темы: «Религии мира») учащиеся должны вспомнить и записать на листочке все слова, которые вспомнили или привели ассоциации с этим словом, получился некий хаос, затем с помощью схемы (кластера) выстраивается в определённый порядок

Технология развития критического мышления . Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания: Первая строчка – название темы в одном слове (существительное) Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия) Третья строчка – описание действия в трёх словах (глаголы или деепричастия) Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме Пример: синоним из одного слова, который повторяет суть темы: География Физическая, экономическая Описывает, исследует, прогнозирует Наука о прекрасной планете Земля

Технология проектной деятельности 1. Анализ проблемной ситуации 2.Постановка цели исследования, планирование действия по решению проблемы. 3.Исследование, поиск недостающих знаний и применение полученных  знаний для решения проблемы. 4. Получение конечного продукта и его защита. 5. Рефлексия деятельности учащихся.

Технология проектной деятельности Например: в 7 классе «Традиции и обычаи народов мира», в 8 классе «Кругосветное путешествие по водным путям России», в 9 классе «Путешествие по Транссибу». Для учащихся 9х классов проекты могут иметь профориентационное значение. Например, «Особенности сферы услуг во Владивостоке и Приморском крае», «Экологическое состояние Японского моря», «Рейтинг средних и высших учебных заведений г. Владивостока».

Технология дифференцированного обучения Цель дифференцированного обучения - организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне возможностей и способностей ученика. Дифференциация обучения – способ увлечь молодых людей вперед по пути знаний, а не отсекать и не бросать отстающих. Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы, ступени».

Технология дифференцированного обучения 6 класс. Тема «Географические координаты» 1 и 2 группы выполняют такие задания: 1. Определить географические координаты: Париж Дели Бразилиа Вашингтон 2. Определить объекты по географическим координатам: 360 с.ш. 60 з.д. 350 с.ш. 1400 в.д. 100 с.ш. 800 з.д. 530 ю.ш. 700 з.д. 3 группа выполняет ещё дополнительное задание: 3. Составить слово из начальных букв этих объектов: 590 с.ш. 1510 в.д. (Магадан) 520с.ш. 1040 в.д. (Иркутск) 570 с.ш. 240в.д. (Рига) Слово: МИР

Информационные технологии - Интерактивные карты Интернет ресурсы Презентации Онлайн-тестирование Мультимедийные пособия и т.д  

Российская электронная школа – государственный портал для школьников и учителей. Ребята смогут послушать видео-уроки, почитать конспекты, пройти тренировочные задания и проверочные работы. https://resh.edu.ru/ Библиотека цифрового образовательного контента - это масштабная база знаний, созданная по всем предметам и темам школьной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами https:// urok.apkpro.ru / Дети и наука – бесплатный проект, делающий упор на изучение математики и естественных наук. Подача материала в форме конспектов, видео-уроков и интерактивных заданий. https://childrenscience.ru/courses/ ИнтернетУрок – самая большая библиотека видео-уроков по школьным предметам. Ролики разбиты по предметам и классам, удобно искать нужную тему. https://interneturok.ru/kursy_i_uslugi/biblioteka_videourokov/ ЯКласс – платформа больше подходит для проверки имеющихся знаний. Здесь вы найдете большое количество заданий в форме тестов. Если ученик ошибся – система покажет ход решения. https://www.yaklass.ru/   Перечень образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения РФ для реализации образовательных программ

Преимущества использования ИКТ на уроке: 1. Экономия времени. 2. Наглядность и интерактивность. 3. Многократное использование. 4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя. 5. Школьникам просто нравится работать с компьютером, учиться становится интересно и увлекательно. 6. Оперативность информации. 7. Динамичность хранения. 8. Коммуникативность.  

Технология проблемного обучения Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. (Г. К. Селевко, 1998 ).  Основной вопрос на уроках географии с применением технологии проблемного обучения – это вопрос «Почему?". Ученики должны устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки своих рассуждений

Технология проблемного обучения Примеры проблемных вопросов: Чем объясняется обилие болот на территории Западно-Сибирской равнины? Что дает России выход Северного Кавказа к бассейнам 3-х морей – Черному, Азовскому и Каспийскому? Почему Мировой океан соленый? Почему соленость везде будет разная? Как погода может влиять на здоровье людей? Подумайте, какие условия жизни будут на планете, если численность населения превысит 10 млрд. чел. Постройте цепь причин и следствий. Объясните, какие проблемы возникают для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира, в связи с освоением Амазонии? Какие изменения могут произойти в мировой «географии сытости и голода» в ближайшей перспективе?

Здоровьесберегающие технологии Это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Частые смены одной деятельности на другую Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Физкультминутки Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.

Выводы: Работая с детьми, необходимо искать такие приемы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Развивать мышление – значит развивать умение думать.  Используя инновационные методы, можно добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, оказать огромное влияние на формирование универсальных учебных действий (УУД).  Технологии являются личностно-ориентированными и позволяют решать широкий спектр образовательных задач.  Школьное географическое образование может воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения Вселенной. Современные образовательные технологии