12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Едисеева Вероника Николаевна49
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в школе»

МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ. Едисеева В.Н. Учитель биологии высшей категории, зам. директора по ВР МОУ СОШ № 26 г Якутска.

Мы привыкли к таким формулам: Беречь здоровье Укреплять здоровье Не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Сложившаяся система школьного обучения не формирует должной мотивации к здоровью, здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в России меньше, чем в развитых странах, давно уже преодолевших 70-летний рубеж. Так, в США и Франции она составляет 75 лет, в Японии – 77 лет. После 1992 г. средняя продолжительность жизни в России снизилась в среднем до 59,5 лет, а в Якутии до 57 лет.

Как и за рубежом, заболеваемость населения России определяют в основном 5 классов болезней, составляющих 2/3 всех заболеваний: Сердечно-сосудистой системы; Органов дыхания (1/3 всех заболеваний); Травмы и несчастные случаи; Нервной системы и органов чувств; Органов пищеварения.

Выраженную тенденцию к росту имеют такие заболевания, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, вирусные заболевания (в т.ч. СПИД). У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы; у мужчин – язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда. Около 80% населения расстается с жизнью по одной из этих причин. Выраженную тенденцию к росту имеют такие заболевания, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, вирусные заболевания (в т.ч. СПИД). У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы; у мужчин – язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда. Около 80% населения расстается с жизнью по одной из этих причин.

Не менее тревожно обстоят дела со здоровьем детей России.

Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья. А как обстоят дела у нас? Вот лишь несколько цифр по СОШ № 26 г. Якутска, показывающих важность проблемы. По опросам 2010 г. режим дня не соблюдают 60% школьников с 5 по 11 классы, правильно не умеют отдыхать около 70% , неправильно питаются больше 50%, имеют избыточный вес- 9%, не соблюдают норм личной гигиены- 7%. И это данные по одной школе. Думается, что примерно такие же, а может быть, ещё более удручающие данные можно привести по другим школам нашего города. Добавим к этому наличие вредных для здоровья привычек и малую подвижность учащихся (гиподинамия).

Итоги опроса 115 учащихся 7-8 классов 2009-2010 г. На вопрос: «Болел ли ты за последние полгода? (Если болел, то перечисли заболевания)» положительно ответили 54 человека (47%). Среди основных заболеваний учащиеся называли ОРЗ, грипп. ангину, заболевания желудочно- кишечного тракта. Причем, по болезни учащихся в среднем составляет 11 дней. На вопрос: «Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье»- 37 учащихся (32%) ответили, что никак не забочусь или плохо. На вопрос: «Какое настроение чаще всего у тебя бывает в школе?»- 43 учащегося (37%) устают, 23 (20%) –трудно учиться, а 15 учащихся (13%)- чувствуют подавленность. При анализе на вопрос: «Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?» 59 учащихся (51%) помогают по дому и только 9 учащихся (8%) привлекаются к совместным оздоровительным занятиям.

Таким образом, исходя из проведённого опроса видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Таким образом, исходя из проведённого опроса видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования его путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья.

Встреча ребёнка со школой происходит в возрасте, особенно восприимчивому к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно- важных мотивов, в том числе мотивов здоровья! Встреча ребёнка со школой происходит в возрасте, особенно восприимчивому к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно- важных мотивов, в том числе мотивов здоровья! Учителям биологии принадлежит сегодня ведущая роль в обучении школьников вопросам охраны здоровья. Особенно эффективно целенаправленное воспитание мотивации здоровья происходит в подростковом возрасте (12-15 лет). Поэтому необходимо использовать все возможности педагогики для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.

После длительной работы на 6-7 уроках у учащихся бывают заметны признаки усталости, известные всем учителям. Иные ученики ложатся щекой на парту, расслабленно опираются на спинку стула, потягиваются одновременно с зеватой и.т.д. В этих случаях я применяю простые упражнения- сначала изодинамические, т.е. без движения в суставах: Встать прямо и сильно напрячь мышцы правой ноги, затем расслабиться. То же с левой ногой. Сильно напрячь мышцы обеих ног. Втянуть живот и напрячь мышцы живота. Опустить руки вниз и напрячь мышцы спины Отставить правую руку в сторону и напрячь ее. То же с левой рукой. Напрячь обе руки. Сильно напрячь ягодицы. Здесь всегда наблюдается улучшение настроения детей. Поднять руки над головой и делать потряхивание кистями рук – расслабление рук. Руки на пояс и делать попеременное потряхивание ног. После этого я произношу фразу: « это упражнение является профилактикой рака». Как правило эта шутка поднимает настроение всего класса.

Конечно же, эти упражнения должны занимать непродолжительное время, не в ущерб программе урока и не надо превращать занятия в подобие урока физкультуры. Однако хорошее самочувствие учеников - это одно из условий нормальной обстановки на уроке. Конечно же, эти упражнения должны занимать непродолжительное время, не в ущерб программе урока и не надо превращать занятия в подобие урока физкультуры. Однако хорошее самочувствие учеников - это одно из условий нормальной обстановки на уроке.

Не для кого не секрет, что наши дети много времени проводят за компьютером. После длительной работы с компьютером могут возникать такие неприятные ощущения, как раздражение глаз, утомление, трудности при фокусировке зрения. Возможны также боли в спине и мышечные спазмы. Вот почему в работе с учащимися рекомендуются применять специальные комплексы упражнений, помогающие снять усталость глаз, долгого чтения, напряженной работы, помогающие укрепить зрение и восстановить снижающиеся функции.

Предлагаю один из таких комплексов- простейшие упражнения для глаз, которые нужно включать в физкультминутку, т.к. они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении: - вертикальные движения глаз вверх – вниз; - горизонтальные вправо- влево; - вращение глазами по часовой стрелке и обратно; - закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; - на доске до начала урока начертить какую – либо кривую( спираль, ломаную и др.); предлагается глазами « нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Значительное место в работе учителя биологии должно отводиться антиалкогольному воспитанию молодёжи. Медицинская наука и практика располагает множеством примеров, когда алкоголь разрушает интеллект, ведёт к деградации личности, к поражению органов и систем организма. В то же время некоторая часть молодёжи (особенно подростков) убеждена, что употребление алкогольных напитков является формой взросления, формой самоутверждения. Проблема алкоголизации нас волнует с позиции её влияния на демографию. Проблема «детей воскресного дня» остаётся актуальной и по сей день.

Количество неполноценных детей, рождённых от родителей-алкоголиков, не уменьшается. Ещё большую опасность вызывает пристрастие учащихся к спиртному. Тревогу вызывает и распространение употребления наркотиков среди молодёжи. Особую роль в распространении этого зла имеет недостаток санитарной культуры населения, незнание молодым поколением всей глубины и трагичности последствий наркомании. Большие возможности для профилактической работы против этих негативных явлений предоставляют уроки биологии, особенно в курсе «Биология. Человек.» (8 кл.).

На уроки по анатомии (8 кл), общей биологии (11кл.), а также на линейки, классные часы и на родительские собрания приглашались специалисты (врачи: директор Центра питания Лебедева У.М., андролог Павлов Г.Г., гинеколог Тролукова Е.Н., Михайлова Е.П., преподаватели мединститута СВФУ Устинова Н.В., Аржакова Л.И., Андросова М.И., наркологи- психиатры Наркодиспансера Растовщикова Ю.В., Будаев Б.С., Столярова Р.Б.,юристы Лукин А.И., Волкова А.В., Федоров Е.В и др.), которые проводили с учащимися беседы и лекции на соответствующие темы: «Алкоголизм и потомство», «Курение или здоровье», «От привычки к наркотической зависимости», «Профилактика правонарушений среди подростков. Причины правонарушений» и т.д. Отдельные темы готовят сами школьники. В этом случае помогаю им подобрать литературу. На уроки по анатомии (8 кл), общей биологии (11кл.), а также на линейки, классные часы и на родительские собрания приглашались специалисты (врачи: директор Центра питания Лебедева У.М., андролог Павлов Г.Г., гинеколог Тролукова Е.Н., Михайлова Е.П., преподаватели мединститута СВФУ Устинова Н.В., Аржакова Л.И., Андросова М.И., наркологи- психиатры Наркодиспансера Растовщикова Ю.В., Будаев Б.С., Столярова Р.Б.,юристы Лукин А.И., Волкова А.В., Федоров Е.В и др.), которые проводили с учащимися беседы и лекции на соответствующие темы: «Алкоголизм и потомство», «Курение или здоровье», «От привычки к наркотической зависимости», «Профилактика правонарушений среди подростков. Причины правонарушений» и т.д. Отдельные темы готовят сами школьники. В этом случае помогаю им подобрать литературу.

Кроме такой целенаправленной работы на уроке, много внимания уделяю пропаганде против этих вредных привычек. Планирование этой работы, определение её форм и методов провожу на основании индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, анализа ответов на вопросы анкет (анкетирование провожу с целью выяснения знаний учащихся об алкоголе, никотине, наркотиках и их воздействии на организм человека).

Так анкетирование , проводимое в 8-х классах, показало, что из 115 опрошенных учеников, у 86 (75%) курят родители, причём у 47 (41%)- курят оба родителя. Так анкетирование , проводимое в 8-х классах, показало, что из 115 опрошенных учеников, у 86 (75%) курят родители, причём у 47 (41%)- курят оба родителя. На вопрос: «Пробовал ли курить сам - понравилось, не понравилось?» - только 53 человека (46%) ответили отрицательно, 13. человек (11%) - не знают, а остальные 49 человек (18%) ответили положительно. Кроме того, 21 человек из числа опрошенных ответили, что ничего не знают о вреде курения.

Во внеурочной работе использую различные формы: беседы, диспуты, семинары, КВН, конкурсы и т.д.

А первые - шесть «волшебных» точек служат профилактикой не только против гриппа но и против курения, так как при массаже этих точек укрепляются трахея и бронхи, а если человек курит, то уменьшается кашель, улучшается состояние слизистой оболочки носа и горла. Помимо этого, массаж по часовой стрелке обладает тонизирующим действием, то есть придаёт бодрость, а против часовой стрелки - производит успокаивающий эффект, что очень важно и для снятия эмоционального напряжения. А первые - шесть «волшебных» точек служат профилактикой не только против гриппа но и против курения, так как при массаже этих точек укрепляются трахея и бронхи, а если человек курит, то уменьшается кашель, улучшается состояние слизистой оболочки носа и горла. Помимо этого, массаж по часовой стрелке обладает тонизирующим действием, то есть придаёт бодрость, а против часовой стрелки - производит успокаивающий эффект, что очень важно и для снятия эмоционального напряжения.

Массаж проводится в следующей последовательности: - точка на лбу между бровями ( «третий глаз»); - парные точки по краям крыльев носа ( помогает восстановить обоняние); - точка посередине верхнего края подбородка; - парные точки в височных ямках; - три точки на затылке в углублениях; - парные точки в области козелка уха.

Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. Сядьте удобно. Расслабтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук «а». Произношение звука «и» в таких случаях активизирует работу мозга, нормализирует функцию почек. Проговаривание звука «о» приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков «о», «и» массирует сердце. Еще одну группу упражнений составляют приемы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.

«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошел дождь, блестит мокрая листва на березах.. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. Сегодня как никогда раньше возрастает роль и гигиенического обучения и воспитания ребят, призванных воздействовать не только на санитарную, но и общую культуру. Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

С 25 до 50 лет рост человека остаётся неизменным, а потом начинается медленное уменьшение роста в среднем на 1-2 см. за каждое последующее десятилетие. Объясняется это уменьшением интенсивности движений и уменьшением всей массы костно-мышечного аппарата. Однако, если человек занимается спортом в течении всей жизни, выполняет активные движения, в преклонном возрасте снижение роста может задержаться. Физическая активность- одно из обязательных условий гармоничного развития человека. В результате упражнений мышцы удлиняются, становятся, более растяжимы, масса мускулатуры повышается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большей силы. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При занятиях спортом кости становятся толще, и развитые мышцы имеют достаточную опору. Весь скелет становится более прочным, крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам.

Двигательная нагрузка - необходимое условие нормального роста и развития организма. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью. Физические упражнения, труд и игра развивают работоспособность, выносливость, силу и ловкость. И в этом плане повышается значение занятий спортом во внеурочное время. Таким образом, любая педагогическая ситуация складывающаяся для ученика в школе, может иметь благоприятные и неблагоприятные последствия для его здоровья. Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьесберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению ресурсов здоровья и повышению заболеваемости, способствует профилактике заболеваний и предупреждению болезненного и рискованного поведения.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем: - изменение мировоззрения учителя, его отношение к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения. - изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности. - изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления , которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Приложение № 1. Программа улучшения зрения Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее зрение, вы должны выделить хотя бы 20-30 минут в сутки для ухода за глазами. Начните с энтузиазмом выполнять ежедневно эту программу и от нее вы получите столько, сколько труда вложите в это дело.

1. Температурная (водяная) стимуляция глаз. Возьмите два больших куска ткани. Один кусок опускаете в горячую воду (как можно только терпеть). Другой - в ледяную (просто холодную воду брать нельзя). Вынуть ткань из горячей воды и приложить на 2 минуты, плотно прижимая к глазам. Затем немедленно приложить к глазам на 1 минуту ткань, смоченную водой со льдом. Вытереть глаза.

2. Дыхание, стимулирующее приток крови к глазам. Открыть окно или выйти на свежий воздух, получить как можно больше кислорода (99% всех людей испытывают кислородное голодание). Перед упражнением несколько раз вздохните. Теперь ваша кровь готова накапливать кислород в глазах. Глубоко вздохните, держите дыхание, не вдыхая, согнитесь в талии и, чуть согнув колени, опустите голову, чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, обогащенная кислородом, идет к голове и к глазам удаляя яды и отбросы. Стоять в таком положении считая до 5. Делайте ежедневно, по крайней мере, 10 таких дыхательных упражнений.

3. Как расслаблять глаза. Основное в этой процедуре - получение солнечных лучей. В идеальном случае это должно делаться на открытом воздухе или перед открытом окном, подставляя лицо лучам солнца. По возможности окно должно быть открытым. Если окна выходят на север либо вы живете в климатическом поясе, где мало солнца, можно вместо прямых солнечных лучей использовать 150-ватную лампу, располагаясь на расстоянии 1.5 -2 метров от нее. Солнечные лучи имеют большую терапевтическую ценность для больших глаз. Солнечный свет помогает усиливать зрение.

4. «Медвежьи покачивания». В зоопарке мы видели, как животные покачиваются вперед-назад за решетками клеток. Это не появление раздражительности или желания убежать, это способ расслабится. Попытайтесь это сделать сами. Поставьте ноги удобно в стороны и начните покачиваться подобно медведю из стороны в сторону. Покачивайте ритмично все тело, голову, глаза и руки сначала в одну сторону, затем в другую, покачиваясь с одной ноги на другую, Смотрите не дальше своего носа. Это одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, тело.

5. Упражнение для больших мускул глаз. Делайте упражнения стоя, расслабившись. Важно, чтобы была хорошая осанка. Смотрите вперед. Взгляните на потолок, не двигая головой или телом, затем переведите глаза к полу. Не торопитесь, но и не делайте упражнение слишком медленно. Двигайте глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем влево не двигая головой или телом. Взгляните в правый верхний угол комнаты, затем в нижний левый. Делайте это 10 раз. Затем сделайте 10 раз движение глазами из верхнего левого в нижний правый угол комнаты. Представьте себе очень большой обруч. Обведите его глазами 10 раз справа налево. То же сделайте в другом направлении. Не двигайте головой, вращайте только глазами.

6. Зажмуривание глаз. После упражнений для глаз вы готовы к энергичным зажмуриваниям. Закройте глаза плотно, как только можно, затем откройте широко, сделайте это 10 раз. Несколько раз глубоко вздохните, а затем зажмуривайтесь еще 10 раз. Такая программа должна проводиться ежедневно по 20 минут.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Упражнения для позвоночника. Упражнение № 1. Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину дугой. Тело опирается только на ладони и пальцы ног. Таз должен быть расположен выше головы. Голова опущена. Ноги расставлены на ширину плеч. Колени и локти выпрямлены. Опустите таз почти до пола. Поднимите голову и резко откиньте ее назад. Это упражнение оказывает воздействие на ту часть нервной системы, которая обслуживает голову, глазные мышцы и сеть нервов, идущих к желудку и кишечнику.

Упражнение № 2. В этом упражнении позвоночный столб расслаблен сверху донизу. Стимулируется каждый нервный центр. Исходное положение: сядьте на пол, упритесь на расставленные прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты. Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и прямые руки. Это упражнение делается в быстром темпе. Упражнение № 2. В этом упражнении позвоночный столб расслаблен сверху донизу. Стимулируется каждый нервный центр. Исходное положение: сядьте на пол, упритесь на расставленные прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты. Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и прямые руки. Это упражнение делается в быстром темпе. Упражнение № 3. Лягте на пол на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени, подтяните их к груди, обхватите руками. Оттолкните колени и бедра от груди, не отпуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком колен. Держите это положение туловища в течение 5 секунд. Это упражнение эффективно для всего позвоночника, растягивает его, приводя организм к сбалансированному состоянию.

Упражнение № 4. Это упражнение - одно из самых важных из растягивающих позвоночник. Кроме того, оно приносит облегчение толстому кишечнику, стимулируя управляющие нервы. Исходное положение то же, что и для упражнения № 1. Лягте на пол, лицом вниз, поднимите высоко таз, выгнув дугой спину, опустив голову и опираясь на прямые руки и ноги.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Упражнения, рекомендуемые людям от плоскостопия. Встаньте прямо ноги на ширине плеч носками наружу. Медленно поднимитесь на пятки, а затем на носки. Упражнение делается 10 раз. Встаньте на наружную сторону стопы, постойте 40 секунд. Поставьте стопы параллельно и, не отводя пятки от пола, поднимите пальцы ног как можно выше. Повторите 10 раз. Каждой ногой в отдельности поднимайте с пола бумажки, камешки, ниточные катушки. Сделайте 10 шагов на пятках, поднимая пальцы как можно выше, затем 10 шагов на цыпочках. Очень полезно выполнять упражнение «ходьба спиной вперед». Стоя на левой ноге, правую продвиньте далеко назад и поставьте на носок. Потом перенесите на нее тяжесть всего тела и медленно поставьте всю стопу на пятку. Затем перенесите назад левую ногу и переносите вес тела на нее. Покатайте поверхностью ступни (от носка к пятке) мяч. Упражнение делайте 5 раз каждой ногой.

Для коленного сустава Для коленного сустава Лежа на спине на полу, согните до предела одну ногу в колене тазобедренном суставе и руками прижмите ее к туловищу. Зафиксируйте это положение, а затем, не отрывая спину от пола, плавно опустите стопу на пол и выпрямите ногу. То же другой ногой. Повторить 10-15 раз. Для тазобедренного сустава Лежа на полу, делайте «ножницы» выпрямленными ногами. Меняйте положение ног: сначала сверху одна нога, затем другая. Если для вас это сложно, делайте упражнение поочередно то одной, то другой ногой. Повторить 10-15 раз. Лежа на спине на полу, поднимите прямую ногу как можно выше, затем медленно опустите. То же другой ногой. Повторить 10-15 раз.

Антистрессовые упражнения. Их выполняют в положении лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, глаза закрыты. Напрягите мышцы лица - лба, носа, щек, рта. Затем расслабьте их. Медленно приподнимите голову, опуская подбородок к груди. Так же медленно опустите голову. Вообразите, что ваши плечи стали тяжелыми и тянут вас вниз. Прижмите лопатки к тому месту, где вы лежите. Задержитесь в этом положении, затем расслабьтесь. Раскиньте руки в стороны, разведите пальцы. Напрягите мышцы рук до чувства тяжести, расслабьтесь. Упираясь плечами и стопами, приподнимите ягодицы. Почувствуйте, как растягиваются мышцы спины. Расслабьтесь. Ощутите исцеляющую силу расслабления, затем потянитесь и перед тем, как вставать, обязательно улыбнитесь!

ПРИЛОЖЕНИЕ №7 АНКЕТА Курят ли дома родители? Пробовал ли курить сам? А) понравилось Б) не понравилось Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым? Как ты думаешь, почему люди начинают курить? Что ты знаешь о вреде курения?