12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Светлана Владимировна59
В течение 15 лет работала педагогом-психологом с детьми. До того - воспитателем. С накоплением педагогического опыта появлялось желание работать над собой, расти профессионально, максимально помогать. Поэтому уже16 лет работаю учителем-логопедом в ДОУ.
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Презентация на тему «Этапы логопедического обследования ребенка-дошкольника с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума ДОУ»

Содержание и технология логопедического обследования ребенка-дошкольника с ОНР в рамках психолого-педагогического консилиума ДОУ Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 60 «Заинька» С.В. Антонова Тамбов 2022

Логопедическое обследование это комплекс диагностических мер по выявлению конкретных причин и механизмов расстройств речевой деятельности с целью преодоления их путем соответствующих коррекционных воздействий психолого-педагогического характера.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОНР выявляется уровень сформированности речевых и неречевых процессов, сопоставляется с возрастными нормами психофизического развития, определяется соотношение степени тяжести речевого нарушения и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

ОТГРАНИЧЕНИЕ ОНР ОТ ДРУГИХ НАРУШЕНИЙ Нарушение слуха ФФН с дизартрическим компонентом РАС Физиологическое косноязычие ЗПР ОНР от

Общая характеристика детей с ОНР позднее начало речи (3 – 4 года) затруднения в распространении простых предложений и построении сложных резкое ограничение словаря ярко выраженные аграматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.) дефект звукопроизношения всех видов нарушение фонематического слуха

Дифференциальная диагностика ОНР и ЗПР, [1] НАРУШЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ОНР ЗПР Интеллектуальная деятельность Несколько ниже возрастной нормы или приближена к норме Ниже нормы, иногда значительно Эмоционально-волевая сфера Соответствует возрастной норме или приближена к норме Выраженные эмоционально-волевые нарушения Речь Речевые нарушения первичны Речевые нарушения вторичны

Грамматический строй речи методические приемы: ответы на вопросы по картине, по демонстрации действий или по представлению самостоятельное составление предложений по картине, демонстрации действий добавление недостающего в предложении слова в нужном падеже, числе, роде

Грамматический строй речи число существительных и глаголов: «Что делает и что делают?» (идет-идут, машет-машут) родовую принадлежность предметов: «Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?» согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже: употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе; употребление простых и сложных предлогов: «Скажи, чего много у инопланетянина?» (носы-носов, брови-, руки-, пальцы-, локти-, ноги-, зубы, уши-, глаза-) «Сколько предметов на картинке?» (юбка, пиджак, платье) «Скажи, сколько чего?» (носов, рук, ног, глаз), «Сколько других предметов?» - «два-две» (калоши, сапоги, конфеты, уши) «Скажи, где попугай КЕША?» (из, на, в , за, под, над, на, из-за, к)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Ориентировочный этап обследования (изучение специальной документации, *беседа с родителями, *беседа с ребенком, *предварительное определение сохранности слуха ) обследование моторики (общая , мелкая, артикуляционная) обследование состояние неречевых процессов (внимание, память, восприятие, мышление) обследование состояние речевых процессов

Состояние речевых процессов Изучение импрессивной речи (определение уровня понимания слов, обозначающих предметы, признаки, действия) Фонематический слух и фонематическое восприятие Состояние звукопроизношения Слоговая структура слова Состояние лексической стороны Грамматический строй речи Развитие фразовой и связной речи

Обследование лексического запаса приемы: словарного запаса по темам: «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Домашние и дикие животные показ по называнию, а затем называние предметов и их частей, действий, признаков выполнение ребенком названных логопедом действий добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу подбор слов-синонимов, антонимов

Изучения лексической стороны речи соответствие (несоответствия ) запаса возрастной норме точность употребление лексических значений слов активный словарь (наличие частей речи) наличие навыков словообразования ЗАДАЧИ выявить:

Обследование грамматического строя речи Задача выявить: степень владения навыками словообразования и составление словосочетаний (согласование различных частей речи в роде, числе, падеже) характер употребления предложных конструкций правильность построения предложения по законам грамматики

Выводы по состоянию грамматического строя речи отсутствие грамматических форм недостаточная сформированность грамматических форм языка наличие аграмматизмов с неправильным использованием прилагательных, глаголов, местоимений, числительных грамматический строй речи сформирован достаточно

Обследование связной речи и словарного запаса включает: составление рассказа по картинке по серии картин составление рассказа из личного опыта пересказ Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

Рекомендуемые методики обследования

Список используемых источников Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2008. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.:ВЛАДОС, 1998. Кривощапова Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи. – М. : ВЛАДОС, 2018. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 4-5, 5-6, 6-7 лет с ОНР. Методические указания картинный материал для проведения обследования. – М. : ГНОМ, 2021. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2005. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей. М. : Сфера, 2006. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкоьников. – М., 1990. Ткаченко Т. А. Альбом для индивидуального обследования дошкольника. - М. : Гном, 2004. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2013.