12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маленькая Наталья Анатольевна2002
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск

Читательская грамотность на уроках русского языка и литературы

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ на уроках русского языка и литературы

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

«Чтение -это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский

Приём «Верные-неверные утверждения»          А. С. Грибоедов «Горе от ума» 1.     Главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» звали Алексей. (да/нет). НЕТ 2.     Действие пьесы происходит в одном помещении. (да/нет). ДА 3.     Чацкого не было в Москве два года. (да/нет). НЕТ 4.     Фамусов распустил слух о сумасшествии Чацкого. (да/нет). НЕТ 5.     Чацкий снова уехал из Москвы. (да/нет). ДА

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»  Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить учащихся восстановить его. Унылая пора! Очей _________! Приятна мне твоя краса — Люблю я пышное природы , В багрец и в одетые леса, В их сенях шум и свежее , И мглой волнистою небеса, И редкий солнца , и первые , И отдаленные седой угрозы.

Приём «Кластер» ЛЕКСИКА Синонимы Омонимы антонимы Лексическое значение слова Происхождение ограниченные Исконно русские многозначные неологизмы заимствованные общеупотребительные однозначные переносное прямое Устаревшие слова диалектизмы Архаизмы историзмы

 Приём «Мозаика»   В тексте «перепутаны» абзацы. Вам необходимо восстановить текст.  К. Паустовский «Растрепанный воробей» А. – Эх ты, беспризорник! – сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. – Невеселой жизни ты воробей! Б. Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула – выбранилась на все воробьиное вороватое племя. В. Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым. Г. Милиционер оглянулся и подошел к ларьку. Пашка лежал на снегу: умирал от боли в голове и только тихонько открывал клюв. Д. Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Хоть бы склюнуть какую ни на есть крошку! Но у милиционера хлебных крошек в кармане не было, а валялись только бесполезные крошки табаку. Ответ:В. Б. Г. А. Д.

Приём «Реставрация текста» Прочитайте предложения и составьте из них текст. Докажите, что это текст. А. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Б. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. В. Кипрей – очень тёплый цветок. Г. Это их сторож, их защитник, их нянька. Д. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.    Ответ: В. А. Б. Д. Г. Приём «Реставрация текста» Прочитайте предложения и составьте из них текст. Докажите, что это текст. А. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Б. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. В. Кипрей – очень тёплый цветок. Г. Это их сторож, их защитник, их нянька. Д. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.    Ответ: В. А. Б. Д. Г.

Не должно быт таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил. • Если член группы не хочет отвечать на заданный вопрос, то он может просто сказать «пропускаю». • Через две минуты участник, сидящий на «горячем стуле», предлагает занять это место другому члену группы. • Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все члены группы не побывают на «горячем стуле» Приём «Горячий стул»  Это прием для проверки понимания прочитанного текста. Он помогает актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем обучающиеся задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий на стуле, должен будет давать развернутые ответы.

Приём «Слепая схема» Предложение Сложное Бессоюзное Определи- тельные Изъясни- тельные

1 Приём «Слепая схема» Предложение Сложное Простое Бессоюзное Союзное ССП СПП Определи- тельные Изъясни- тельные Обстоятельственное

Приём «Концептуальная таблица» Образы К. П. Троекурова и А. Г. Дубровского в романе А. С. Пушкина «Дубровский». 

Приём «Перепутанные логические цепочки»  Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.      Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». 1.     Мерцалов сел на скамью в зимнем саду. 2.     Мальчики не смогли передать письмо барину. 3.     Гришка уже растапливал печку дровами, Володя раздувал изо всех сил самовар. 4.     Доктор и Мерцалов вошли в подвал, где было сыро и холодно. 5.     Отец заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все скудные сбережения. 6.     В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги. 7.     Я слышал этот рассказ из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова. 8.     Под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов. Ответ: 5, 2, 1, 3, 4, 8, 6, 7.

Прием «Лови ошибку» Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов. Очень важно после проверки объяснить все найденные ошибки.  Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки? 2. Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок. Вьюга На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

Прием «Лови ошибку» Построение предложений с однородными членами Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым   МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова. Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него. . Прием «Лови ошибку» Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах. Кирпичные дома строятся как на равнине, так и высоко в горах. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям. Необходимо помогать не только старикам, но и молодым семьям.   МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова. . МГУ был основан в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Прием «Лови ошибку» Построение предложений с однородными членами Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым   МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова. Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него. . Прием «Лови ошибку» В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья. Довольно скоро с пьесой “Ревизор”, написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья. По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц. По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

Приём «Денотатный граф» Денотатный граф (от лат. denoto – «обозначаю» и греч. – «пишу») – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Выделение ключевого слова или словосочетания, чередование имени и глагола в графе. ПОНЯТИЕ глагол Глагол имя имя имя

Приём «Денотатный граф» Глагол обозначает отвечает изменяется является по временам прошедшее время настоящее время действие предмета на вопросы «что делать?» «что сделать?» сказуемым будущее время изменяется изменяется изменяется по родам и числам по лицам и числам по лицам и числам по временам