12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тибаева Юлия Михайловна80
Россия, Курская обл., Курск

Презентация на тему "Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы как средство воспитания обучающихся"

Краеведческий материал на уроках Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы как средство воспитания обучающихся   Учитель русского языка и литературы Тибаева Ю.М ОБОУ «Лицей-интернат №1»

Краеведческий материал – неиссякаемый источник воспитания любви к Родине, а также способ повышения мотивации к обучению

Цели работы с краеведческим материалом 1 2 повышение мотивации к обучению формирование активной личности, любящей свою страну, малую Родину, культуру и родной язык.

Задачи: воспитывать детей на русских традициях, истории и культуре родной земли, судьбах наших земляков формировать основы нравственных знаний, чувств, поведения приобщать учащихся к духовным ценностям своего народа, формировать потребности в них

01 02 03 04 05 06 И. Ф. Богданович А. А. Фет Н. Н. Асеев Е. Н. Носов К. Д. Воробьев Е. А. Благинина

Лицей-интернат №1 г.курска

Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забыто

Евге́ний Ива́нович Но́сов  (15 января 1925 — 12 июня 2002) — русский и советский писатель, художник-оформитель

«Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения»

«Всё больше и больше дивился я тому, что идущий со мной рядом друг мой говорит об этой земле растроганно, и не говорит, а прямо-таки поёт немножко носовым, неторопливым голосом, и так поёт, ровно уж и нет краше земли на свете, чем курская» В. Астафьев

«Но вот так устроена душа человеческая, что внутри общего для нас отечества у каждого есть ещё и особый уголок, та заветная земля, где, как говорят, пупок ниткой вязан» Е. Носов

«Каждую весну какая-то огромная сила тянет меня в лес. Жду, когда начнет опять таять снег, чтобы пойти побродить по тропинкам, дойти до самого Сейма и поскорее увидеть весеннее чудо – первоцвет. Раньше я целыми охапками рвала нежные подснежники, яркую куриную слепоту, сон-траву. Всё изменилось после того, как мы прочитали в классе миниатюру Е.И.Носова «Смотри и радуйся». Какие чудесные слова находит автор для описания «дива весны»: «Он и сам по себе трепетно-нежный, неприкасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда...Оттого и назван так – сон-трава»...Я считаю, что главное в тексте Носова даже не сам цветок, а то, как нужно относиться к родной природе. Не случайно в коротенькой истории про первоцвет слова «рвать», «бросать», «нельзя» встречаются 9 раз! А мы своими необдуманными поступками похожи на маленьких детей. Правильно учит нас Евгений Иванович: надо ценить и беречь то, что даёт нам щедрая природа, уметь просто «смотреть и радоваться»… Скоро снова придёт весна, а я опять поспешу в лес. Только вот охапку цветов больше не принесу. Пусть и другие люди порадуются весеннему чуду!»

Вопросы Что имел в виду автор, заканчивая повесть о судьбе одинокой бабки Пули описанием бабочки и предположением о «потерявшейся душе»? Почему Лукьяновну часто называют «криком одинокой души»? Чей всё-таки это «крик»: героини или автора? Что значит слово «Спас»? Почему именно этот христианский праздник становится «переходным мостиком» к повествованию о судьбе героини? От чего хочет предостеречь читателей Е.И.Носов? Как вы думаете, почему произведение Носова называется «Яблочный Спас»?

Составляем логическую цепочку однокоренных слов Finish Яблочный Спас (христианский праздник) Спасение (человечества) Спасение (души каждого человека) Евгения Ивановича учит нас помнить об одиноких, нуждающихся в нашей помощи людях Start

1. «Я – обыкновенный смертный, как и все люди, и отличаюсь от других только тем, что сижу за столом и копаю слова», - сказал о себе как-то Евгений Носов. 2.Кажется со стороны: невеликий это труд – «копать слова». 3.Но оглянитесь, прислушайтесь. 4. Да, слов вокруг нас много, как на ярмарке. 5. Они сыплются из телевизоров и радио, бросаются в глаза с рекламных афиш, глянцево лоснятся на обложках журналов… 6. Но слова эти по большей части подержанные, да ещё будто измельчённые, высушенные городским обиходом. 7. Они лишь раздражают наш слух, но души не касаются. 8.И вот попробуй тут найти слово живое, родниковое, то единственное, что ляжет на сердце читателя! 9.Это никому не видимый, почти шахтёрский по изнурительности труд. 10.Здесь даже Интернет не поможет со всеми своими миллионами сайтов. 11.Лишь редкому художнику открываются чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. 12.Они не поучают, а согревают и утешают, как тёплая, чуть грубоватая от натуженности бабушкина ладонь. 13.Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. 14.Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. 15.А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. 16.Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. 17.И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. 18.Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание – и ты не будешь одинок. (По Д. Шеварову) 235 слов

Екатери́на Алексе́евна Авде́ева (урождённая Полевая; 5 [16] августа 1788, Курск — 21 июля [2 августа] 1865[1], Дерпт) — русская писательница, издатель русских народных сказок, автор книг по домоводству, фольклористка

Тут и там, и правей, и левей, в семь колен рассыпаются лихо, — соловей, соловей, соловей, лишь внимать поспевай соловьиха! Соловьями наш край знаменит, он не знает безделья и скуки; он, должно быть, и кровь пламенит, и хрустальными делает звуки (Детство)

На Сретение Господне 1943 года 10-летний Алеша возвращался из деревни Крюковка, куда ходил, чтобы проведать крестную, и уже на подходе к родной деревне Редькино (с 1969 г. вошедшей в состав Станового Колодезя) его вдруг обогнала немецкая машина, резко затормозила, и из нее вывалился пьяный фриц. Немцам сложно давались русские морозы, но еще хуже – водка. Под гогот сослуживцев этого вояку вырвало, дверца захлопнулась и машина газанула. А на снегу остался лежать планшет. Его-то Алексей и поднял. А как только приблизился к деревне, внутренний голос настойчиво повелел: «Иди по рельсам!» Шел бы он обычным путем, его могли бы обыскать на пункте СС (SS, или Schutzstaffeln – охранные отряды. – О.О.), что был на подходе к дому. Да и следы по снегу выдали бы. След могли бы взять и овчарки, коих выпустили потом целую свору. А сейчас он уже из дому наблюдал в окно, как фашисты искали пропажу: специальной машиной по всей дороге утрамбовывали снег, потом его тщательно метр за метром скоблили. Распахнул отрок планшетку – и из нее вывалились немецкие карты с нанесенными военными объектами А отрок, пробравшись домой со стороны огородов, где и пролегало это чудесное ж/д-полотно, с которым связана еще не одна мистическая история, распахнул планшетку, и из нее вывалились две карты: одна подробная топографическая и другая такая же, но с нанесенными военными объектами, да еще какая-то бумажка с незнакомыми словами. Взрослых дома никого, кроме бабушки, не было: отец на фронте, мать работает от зари до зари

базовые национальные ценности Патриотизм Гражданственность Социальная солидарность Стремление к истине