12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1070
Россия, Саратовская обл., Саратов

День Российской науки!

6-А класс Тема: 5 февраля Ребята, кто помнит, какой праздник в нашей стране отмечается 8 февраля?

В 2022-2023 учебном году мы говорили: о современных достижениях российских учёных; об открытии новых материалов; о создании новых технологий; о разработке устройств, облегчающих жизнь человека. Задание: -Работая в паре, вам необходимо в течение 3 минут подобрать не менее трёх аргументов-примеров, подтверждающих это утверждение.

Утверждение 1. Научные открытия и изобретения делают нашу жизнь более комфортной и интересной. Утверждение 2. Вещи, которые кажутся нам обыденными, являются результатом многолетнего труда учёных. Утверждение 3. Наблюдение за природой, изучение свойств растений и животных помогают учёным совершать научные открытия, изобретать новые технологии и устройства. Утверждение 4. Результаты работы учёных спасают миллионы жизней людей. Утверждение 5. Без науки невозможно развитие человечества.

Мы с вами можем гордиться тем, что большинство научных открытий и изобретений, в том числе кардинально изменивших мир, принадлежит учёным нашей страны. Молодой ученый, разработчик универсального ионного квантового компьютера, Илья Семериков.

Илья Семериков – самый молодой лауреат национальной премии «Вызов» в номинации «Перспектива». Премия в данной номинации вручается за научное достижение, повлиявшее на развития будущих технологий. Вызов» - престижная национальная премия, учрежденная в 2023 году. - Как вы думаете, почему создание такой премии было крайне важно для нашей страны? ►Наличие такого рода премии – признание труда ученых на уровне государства, поддержка и стимулирование развития науки в нашей стране.

Какая наука объединяет то, что мы видим на картинке? А кто знает, что это за наука – химия? Что она изучает? Сюжет из киножурнала «Ералаш», он шуточный, но с помощью него мы с вами найдём ответ на вопрос, что изучает химия? https://razgovor.edsoo.ru/video/3904/

Итак, на уроке химии учитель дал задание ученику получить гидроксид меди – это такое вещество, которое применяют для обработки поверхностей металлов. В результате чего оно должно было появиться? Какие знания были необходимы для выполнения этого задания? В сюжете мы не увидели гидроксида меди, но увидели два других новых химических вещества. Одно – позволяющее удалить чернила с бумаги, второе – «восстановившее» надпись. Учёные-химики как раз и исследуют свойства разных веществ, изучают, что происходит в результате их соединения с другими веществами, ищут химические формулы, которые приведут к желаемому эффекту. ►Почему учитель поставил ученику «кол», но при этом назвал его коллегой?

-Учитель оценил его способности к химии, оценил созданную им новую химическую формулу, но поставил «кол», поскольку знания были использованы для совершения плохого поступка. В начале занятия мы с вами приводили примеры, когда результаты работы учёных спасали жизни миллионов людей, но, к сожалению, научные знания и полученные на их основе открытия могут быть использованы и во имя зла. - Какими личностными качествами должен обладать настоящий учёный? Креативность, открытость новому, широкий кругозор, любознательность, настойчивость,, любовь к знаниям.

Химию вы начнёте изучать только в 8 классе, но с законами химии и химическими реакциями вы сталкиваетесь каждый день. Приведите примеры некоторых из них? − чистка зубов; − стирка вещей; − чаепитие; − приготовление борща. Этим знанием из курса школьной химии успешно пользуются ваши мамы и бабушки при приготовлении борща. -А как вы считаете, нужно ли знать основы химии даже людям, далёким от этой науки? Почему? - Чем химия может помочь в повседневной жизни?

- уметь разбираться в составе продуктов; правильно выбирать косметические средства; использовать знания химии в кулинарии; в целях безопасности – знать, какие вещества, которые встречаются в повседневной жизни, могут быть опасными при их соединении; как с помощью пищевых продуктов убрать пятно с одежды или отчисть чайник от накипи; как сохранить цветы, подаренные маме, как можно дольше…. Задание «Что не так?» Холестерин содержится только в животных организмах. И надпись на бутылках с подсолнечным маслом «без холестерина», всё равно что писать «без хлеба» — его там нет и так. Витамин Е, который тоже выдаётся как конкурентное преимущество первого товара, напротив, неотъемлемая часть любого подсолнечного масла

Реклама риса: «Благодаря обработке паром содержит вдвое больше витаминов группы В и кальция, которых в обычном рисе просто нет». Задание «Что не так?» Витамины группы В и кальций есть в самом обычном рисе.

- А кто знает, с именем какого русского учёного ассоциируется химическая наука во всём мире? Имя этого человека – Дмитрий Иванович Менделеев, 150 лет назад он открыл главный закон химии, прославивший его в века – Периодический закон химических элементов. Что это за закон узнаем из видеоролика.

https://razgovor.edsoo.ru/video/3930/ Видео «Периодическая таблица Д.И. Менделеева» Только представьте, что Менделеев не только открыл основной принцип устройства химических веществ, но и смог «увидеть» химический элемент, который учёные синтезировали лишь спустя 150 лет! Этот элемент по счёту 118-й, а когда Менделеев создал свою знаменитую таблицу их было только 63.

Периодическая таблица Менделеева 1869 года и в наше время.

Расчёты некоторых учёных показывают, что таблица Менделеева может быть расширена до 173 элементов. Возможно, кто-то из вас в будущем откроет или получит химические элементы ещё не известные современной науке. Если вы начнёте подробнее знакомиться с информацией о жизни Д. И. Менделеева, то в ряде источников прочтёте, что Д. И. Менделеев свою таблицу увидел во сне. Как вы полагаете, это факт или миф? Открытие в науке – это озарение или результат труда учёных? Этому открытию предшествовали долгие годы работы. Попытками найти систему, классифицировать химические элементы занимались многие химики, но пришёл к открытию именно Д.И.Менделеев. Из заметок современников известно, что Менделеев про сон просто пошутил, он был очень скромный человек, не любил расспросов и большого внимания к себе.

Открытия в жизни великого русского ученого. Видео: «Наследие Д. Менделеева». − написал 431 научную работу и всего десятая часть из них – по химии; − разгадал состав бездымного пороха на основе документов о ввозе товаров в Европу; − участвовал в постройке первого ледокола «Ермак» и написал 40 работ об арктическом мореплавании; − разработал проект первого стратостата для подъёма на 11 километров. https://razgovor.edsoo.ru/video/3931/ Как вы думаете, почему круг научных интересов Д. И. Менделеева не ограничивался химией? – Возможно ли сделать великое научное открытие, ограничив свои знания только одной научной областью?

Д.И. Менделеев не только зани- мался наукой, но и был талантли- вым педагогом, оставив после себя большое количество учени- ков и последователей. Особую роль в жизни Дмитрия Ивановича и становлении его как ученого сыграла семья. Его отец был директором Тобольской классичес- кой гимназии. В год рождения Дмитрия отец ослеп и был вынужден выйти на пенсию. Все заботы о семье легли на плечи матери будущего ученого Марии Дмитриевны. Она разглядела в своем младшем (семнадцатом) ребенке способности к науке и сделала все от нее зависящее, чтобы сын смог развиваться в этой сфере.

Отрывок письма Д.И. Менделеева к своей матери Жизненный путь Д.И. Менделеева является наглядным примером того, какую роль играет семья в жизни человека, насколько важна поддержка близких в развитии талантов и способностей растущего человека.

Дмитрий Иванович Менделеев очень любил играть в шахматы и говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны. - Кто уже знает, чем бы хотел заниматься после учёбы? - А вы бы хотели стать учёными? Почему? В какой области? Чем бы вы тогда занимались? - Какое открытие важно совершить сегодня? Что бы вы ни выбрали, наукой вы будете заниматься на многих учебных предметах. Даже на примере химии мы видим, что знание её основ крайне необходимо любому человеку, остальные науки не исключение. В России развитию науки уделяется особое внимание, созданы все условия для того, чтобы заниматься научной деятельностью. Изучайте! Исследуйте! Совершайте научные открытия на благо нашей страны, её дальнейшего развития и укрепления технологического суверенитета.

Участие в мероприятиях на площадках Кванториумов. Знакомство с сайтом Российского общества «Знание» https://nauka.znanierussia.ru/ Знакомство с сайтом Движения Первых https://xn-- 90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/projects/17 Знакомство с конкурсом научно-технологических проектов «Большие вызовы» https://konkurs.sochisirius.ru/ Знакомство с материалами и мероприятиями Всероссийского фестиваля науки https://festivalnauki.ru/ Знакомство с конкурсом «Знаешь? Научи!» корпорации «Росатом» https://homo-science.ru/contests/special