12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гмызина Надежда Викторовна145
Россия, Смоленская обл., г. Велиж

Выступление на ШМО по теме: "Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы (из опыта работы)"

Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы (из опыта работы) (Выступление на ШМО учителей начальных классов.) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области 2023-2024 уч.год Подготовила: Гмызина Н.В., учитель начальных классов I квалификационной категории

«Математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формировать эти проблемы на языке математики; анализировать и использовать математические методы решения; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

Четыре содержательных области математической грамотности Пространство и форма – это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям. Изменение и отношения – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре. Количество – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике. Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения; технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях; игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики. Инструменты формирования математической грамотности:

  Методическая копилка по развитию функциональной  математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики.  

. Какой день наступает после понедельника?  Ответ: вторник. 2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда. 3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник. 4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье. 5. Какой день недели предшествует субботе?  Ответ: пятница. 6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг. 7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Математическая разминка

(на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей) Давайте наполним нашу «Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги». Итак, начинаем! «Корзина понятий» 

Цена — это стоимость одного предмета. Деньги любят счёт. Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар. Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли. Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро. Количество — это множество товара. В России две группы денег: монеты и купюры. Деньги можно хранить в банке, копилке. Деньги можно у кого — нибудь попросить в долг. Дружба дружбой, а денежки врозь. В магазине дают сдачу. Деньги воровать нельзя. Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон. Когда денег не было, люди обменивались товаром. На деньги можно купить всё, кроме здоровья. Деньги надо зарабатывать. Деньги можно тратить.

Отметь правильный ответ. А. в 2 раза Б. в 4 раза В. в 8 раз Г. Для ответа не хватает данных о длине сторон исходного прямоугольника Все стороны прямоугольника уменьшили в 2 раза. Во сколько раз уменьшилась площадь прямоугольника?

Ответ: Б Комментарий. В этом задании отсутствие конкретных размеров прямоугольника не позволяет получить результат прямым вычислением с использованием формулы площади прямоугольника. Необходимо либо провести рассуждение общего характера, либо провести формальное преобразование буквенного выражения (что можно исключить применительно к начальной школе), либо построить графическую (геометрическую) модель. В любом случае это требует содержательного анализа предметной ситуации. Кроме того отсутствие конкретных размеров прямоугольника провоцирует некоторых детей выбрать ответ Г.

b 13см 3см а Известно, что площадь квадрата со стороной b в 4 раза больше площади квадрата со стороной а (см. чертеж). Найди а

Ответ: а = б:2 Комментарий. В этом задании связь между сторонами квадратов а и b не очевидна. Чтобы ее увидеть, надо преобразовать чертеж: сдвинуть маленький квадрат так, чтобы его стороны легли на стороны большого квадрата, т.е. вправо

Выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии 1квт = 4 руб итог сентябрь 123 квт ? октябрь 246 квт ? ноябрь 312 квт ? В какой месяц семья заплатит больше денег за электроэнергию? Как вы думаете почему оплата за энергию разная? На сколько больше рублей заплатит семья в ноябре, чем в сентябре? Можно ли электроэнергию экономить? Как?

В семье нужно отметить день рождения младшей сестренки, которой исполнится 6 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: можно истрать 1500 рублей. товар цена 1 торт 370 руб 2 напитки 40 руб за бутылку 3 конфеты 490 руб за кг 4 Шарики, гирлянды, свечи 220 руб 5 Фрукты 230 руб 6 Мороженое 60 руб за штуку 7 Реквизиты для игр 300 руб

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.   «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!