12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Юлия Владимировна282
Россия, Свердловская обл., Серов

В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Портрет и характер героини повести.

Владимир Фёдорович Одо́евский (1803 (1804) - 1869)

Последний потомок старинного княжеского рода. С отличием окончил Московский университетский благородный пансион.

Сотрудничал с «Литературной газетой», «Современником». Дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем. Занимался вопросами устройства деревенских школ. Писал статьи по музыке.

Автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней».

«Отрывки из журнала Маши»

Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей.

ОСОБЕННОСТИ: 1. Соблюдение хронологии (указание дня, года, иногда - времени суток). 2. МОНОЛОГИЧЕН. 3. Краткость записей. 4. Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.

Домашнее задание: дочитать «Отрывки из журнала Маши». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: нарисуйте девочку Машу, какой вы ее видите.

В. Ф. ОДОЕВСКИЙ. «ОТРЫВКИ ИЗ ЖУРНАЛА МАШИ». ПОРТРЕТ И ХАРАКТЕР ГЕРОИНИ ПОВЕСТИ.

Скажите, в литературном произведении, как, впрочем, и в жизни, из каких источников мы узнаем о герое, о его поступках? Источник информации в литературном произведении: Герой сам рассказывает о себе. Героя характеризуют другие герои. Героя характеризует автор. Мы видим портрет героя, созданный автором.

Литературоведческая разминка. Задание: определите, в каких из приведенных отрывков: Автор сам описывает героя. О герое рассказывают другие персонажи. Герой рассказывает о себе. Читатель видит портрет героя на картине или фотографии.

Перечислите темы размышления Маши, о которых она делала записи в своем журнале. «Что же делать, чтоб не было стыдно?..» Отношение к людям и влияние других на это отношение. Зачем нужно заниматься хозяйством? Зачем нужны история, география, грамота? Чем может быть интересен человек?

Задание: перечислите поступки Маши, рядом запишите, какие качества ей присущи, как эти поступки ее характеризуют. Расспрашивает о географических картах, истории Поссорилась с братом Начала писать дневник Признала себя неправой Играет с братом в солдаты Заплакала при рассказе об умершем ребенке

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: – Перечислите события, произошедшие на балу. – Как менялось отношение Маши к предстоящему балу? – Чем привлекла Машу новая подруга Таня? – Почему Маша не поддержала Таню, когда другие девочки дразнили ее и смеялись над ней? – Как ведут себя взрослые, заметив ссору девочек? – Как меняется поведение Маши по отношению к Тане? Есть ли в тексте портрет Маши? Почему? Есть ли портреты других героев? Найдите их. На какие детали обращает внимание автор?

Что такое «портрет»? Найдите ответ в справочнике учебника. Запишите определение.