12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юлия Андреевна Христолюбова1806
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Презентация «Самостоятельные и служебные части речи»

Здравствуйте, ребята! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Быть должны всегда в порядке: Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, - под рукой!»

Актуализация прежних знаний 1. Какую тему мы закончили изучать с вами на прошлом уроке? 2. Что такое КС? 3. С какой частью речи легко спутать КС? 4. Как отличить КС от наречия?

Ваше домашнее задание было написать сочинение-рассуждение на тему: «Надо ли выделять КС в самостоятельную часть речи или нет?» Для написания сочинения вы использовали план анализа самостоятельных частей речи, давайте вспомним его: I Лексическое значение. II Морфологические признаки (постоянные и непостоянные). III Синтаксическая роль.

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это, учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке, и на основе каких признаков их следует выделять. Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это, учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке, и на основе каких признаков их следует выделять. Страничка истории

Сказка про… В стране Морфологии жили-были Части речи. Имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия были знатными особами и жили в городе. А предлоги, союзы и частицы были сельскими жителями. В глухом, дремучем лесу обитали междометия и звукоподражательные слова.                               Однажды самостоятельные части речи отправились на прогулку в лес. Они гуляли, собирали грибы, ягоды и не заметили, как наступил вечер. В лесу раздавался чей-то шепот, шуршание, шорох. Части речи очень испугались. Имя существительное закричало: - Караул, кошмар, ужас!                                                                                       Имя прилагательное спряталось за имя существительное, потому что они всегда были неразлучны. Глагол начал задавать вопросы: - Что же нам делать? Что же с нами будет? Кто нас спасет?                                                         Наречие горько заплакало, тихо повторяя:                                 - Это ужасно, это печально… Шум в лесу усиливался, так как междометия и звукоподражательные слова решили еще больше напугать самостоятельные части речи. А их уже охватила паника. Вдруг на лесной полянке, где собрались наши бедолаги, показались огоньки фонариков. Это были служебные части речи, которые жили неподалеку от леса, в маленькой деревушке. Их разбудили крики в лесу, и они отправились на выручку наших героев. Предлоги, частицы и союзы показали дорогу испуганным горожанам и вывели их из леса. Служебные части речи пригласили самостоятельных к себе в гости, напоили их чаем с малиновым вареньем и угостили вкусными пирожками.  С тех пор самостоятельные и служебные части речи подружились и стали приезжать друг к другу в гости.   А междометия и звукоподражательные слова перестали всех пугать, но остались жить в лесу.   

Какие части речи мы изучили в этом учебном году? 1. Причастие 2. Деепричастие 3. Наречие 4. Категория состояния К какой группе относятся все эти части речи? Какие еще самостоятельные части речи вы знаете?

ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ! РЕЧЬ НА УРОКЕ, КАК ВЫ ПОНЯЛИ, ПОЙДЕТ О ЧАСТЯХ РЕЧИ, НО О КАКИХ? Сформулируем тему урока.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ПРИЗНАКИ Урок русского языка в 7 класса

Сформулируем цели урока: Знать… Какие слова относятся к самостоятельным, а какие к служебным частям речи. Уметь… Различать самостоятельные и служебные части речи.

Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. Какую информацию о служебных частях речи оно несёт?

Какие служебные части речи нам известны? В этом вам помогут стихотворения - загадки. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. Это? (предлог) Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Это? (союз) Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья. Могу помочь я форм образованью, Когда Глагол на службу призовёт, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт. Это? (частицы)

Работа в группах: Чем же отличаются служебные части речи от самостоятельных? Для этого вернемся к плану анализа самостоятельной части речи: I Лексическое значение. Вопрос. II Морфологические признаки (постоянные и непостоянные). III Синтаксическая роль.

Вывод: I Служебные части речи не имеют лексического значения, не отвечают на вопросы. II Служебные части речи не изменяются и не имеют непостоянных морфологических признаков. III Служебные части речи не выполняют в предложении синтаксической роли. Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Физкультминутка

Основные признаки служебных частей речи: Все служебные части речи являются неизменяемыми: так как у них отсутствуют какие-либо собственно морфологические характеристики; так как они нечленимы на морфемы. Служебные части, как правило - не имеют самостоятельного ударения; - фонетически примыкают к знаменательным частям речи. Служебные части речи не являются членами предложения;

не отвечает на вопрос отвечает на вопрос является членом предложения не является членом предложения обозначает предмет не обозначает предмет Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. (А. Толстой) Служит для связи слов Обозначает действие Не является членом предложения Обозначает признак предмета Обозначает предмет Не отвечает на вопрос

Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

ЗАДАНИЕ 4 : ОПРЕДЕЛИТЕ КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ: РАБОТА У ДОСКИ: «5» – РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕ ДОПУСКАЯ ОШИБОК, «4» – РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДОПУСТИВ 1-2 ОШИБКИ, «3» – РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ С ПОМОЩЬЮ, ДОПУСТИЛ 3 – 4 ОШИБКИ. Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк

Задание 5: Распределить данные слова на 2 группы: самостоятельные части речи (1) и служебные части речи (2) Работа у доски: «5» – работу выполнил самостоятельно, не допуская ошибок, «4» – работу выполнил самостоятельно, допустив 1-2 ошибки, «3» – работу выполнил с помощью, допустил 3 – 4 ошибки. чтобы, сад, прекрасный, он, над, хорошо, мочь, говорить, и, в, что, один, от, к, у, первый, на, под, ребята, играя, мы, открытый, с, бы, наш, когда, но, а, за, далеко, кто - то, дерзать, очи, по, себя.

А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады? В конце какого предлога стоит сотня? (вместо) Какой предлог является нотой? (до) Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза) К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Что мы сегодня изучали на уроке? Какие самостоятельные и служебные части речи вам известны? Как отличить самостоятельные части речи от служебных? а. Служебные части речи не имеют лексического значения; б. Не бывают членами предложения; в. В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи; г. Не изменятся ( т.е не имеют никаких грамматических категорий). Достигли ли мы своей цели?

Рефлексия: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я Узнал, открыл для себя… Научился, смог…. Могу похвалить себя и своих одноклассников за….

Домашнее задание: На «4»: выполнить упражнение №284 На «5»: написать небольшой рассказ о роли служебных частей речи.

Спасибо за урок!