12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Почебыт Татьяна Евгеньевна2987
Россия, Карелия респ., Кондопога

Презентация «Игровые технологии на уроках русского языка. Из опыта работы»

Игровые технологии на уроках русского языка Выступление на районных педагогических чтениях учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №2» г.Кондопоги Республики Карелия Почебыт Татьяны Евгеньевны Из опыта работы

Компоненты игровых технологий мотивационный; ориентационно-целевой: ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, которые становятся лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения); содержательно-операционный (владение учебным материалом и способность опираться на имеющиеся знания и способы деятельности; ориентировочная система может быть дана в виде схем, алгоритма и т.п.); Ценностно-волевой (целенаправленность познавательной активности, внимание, эмоциональные переживания); Оценочный (сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, самоуправление процессом игры, рефлексия)

Технологическая структура игры как деятельности Начало игры –эмоциональная установка, восприятие игровых задач, активизация воображения и мыслительной деятельности учащихся; определение участников группы; Игровые задачи; соединяясь с учебными задачами, способствуют непреднамеренному обучению; Правила игры организуют поведение играющих, обеспечивают равные условия между игроками А)правила действий (внешние – «слушать, решить, чертить» и умственные - сравнивать, обобщать и т.д.) Б) правила межличностных отношений («закончил свою работу –помоги товарищу» и т.д.) Игровое состояние (переживание, активизация воображения, эмоциональность); Результат игры (выиграл, отгадал; заинтересовался; создал свой вариант игры). Важна коллективная оценка игры, стимулирующая учащихся; поддержка положительных результатов слабых учеников

Сферы применение игровой деятельности в современной школе (по Г.К.Селевко) В качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия Как элементы той или иной технологии В качестве урока или его части (актуализации знаний, тренировочного упражнения) Как технология внеклассной работы

Особенности психологии подростка и игровая деятельность Обострение потребности своего собственного мира; Стремление к взрослости; Бурное развитие воображения и фантазии; Появление стихийных групповых игр; Нацеленность на самоутверждение перед обществом; Стремление к розыгрышу, иронии; Ориентация на речевую деятельность.

Одно из необходимых условий игровой технологии - включение педагога в игровую деятельность Отношение педагога, которое выражается через игровые приемы – «игровая позиция педагога» (Н.П.Аникеева) Основные функции игровой позиции педагога: Гуманизация взаимоотношений педагога с детьми; Повышение творческого потенциала коллективной деятельности; Экономия нервных затрат педагога и школьников; Обеспечение гибкого поведения учителя.

Игры Дидактические Словесные игры Путешествия

Из Опыта Применения игровых технологий на уроках русского языка Загадки Что добавить нужно к шине, Чтоб помчаться на машине? (слог МА) Если шарф укоротить, Чем тогда он сможет быть? (ШАР-ШАРФ)

«Логогрифы»-словесные загадки Образуйте новые слова, удаляя по одной букве: Тр треск песок полюс спорт «Метаморфозы» Преобразуйте заданные слова, используя приём замены, удаления, подстановки буквы, перевёртыша. Слово должно быть в нарицательным существительным в И.п., ед. ч. АД РАЙ МУХА КОМАР

«Шифровальщик» О ? ? ? ? Один ученик загадывает слова, перемешивает буквы, другой отгадывает. ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ «КТО БОЛЬШЕ?» Запишите слова с О.

«Найди лишнее слово» п у с к у з о р с о д а к р а б ЛЕСОК КОЛОСОК ГОЛОСОК ВИСОК «Что это?» Яблоко – зелёное, Красное. Большое, Зрелое, Гнилое и т.д. «Словесный квадрат»

«Наборщик» Одно из часто используемых упражнений на уроках, КВН, конкурсах –упражнение «Наборщик».Из букв, входящих в это слово, составляются новые слова – имена существительные нарицательные в именительном падеже единственного числа. Буквы Е и Ё считаются разными. Продуктивные слова: контрабас, гастроном, мясорубка, кинематограф и др.

«Орфография с географией» Используются дополнительно географические атласы при изучении орфографических правил, связанных с именами собственными. Найдите несклоняемые имена существительные – названия государств Южной Америки

«Лингвистические примеры» Нужно решить пример на сложение или вычитание, найти значение Х. Образец: бокс + Х = боксёр бескрайний – край = Х Болото +Х=болотище мыльница – мыло = Х Богатый + Х= пребогатый демобилизовать – мобилизовать=Х

Литература Азаров Ю.П. Игра и труд.-М.: Изд-во «Знание», 1973. - 96 с.- (Народн.ун-т, педагог.факультет (2) Аникеева Н.П. Воспитание игрой.:кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. -114 с.-(Психол. наука –школе). Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина; худож. О.С. Васильева.-М.: Просвещение, 1985. - 383.с.:илл. Выготский Л.С. Педагогическая психология, Москва: «Педагогика», 1991 г. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 1.//Русский язык. «Первое сентября». -№17. -2005.-С.11-18 Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1979.