12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Ивановна2553
Медведева Татьяна Ивановна
Россия, Ростовская обл., Макеевка

Презентация «Развитие школьного образования в городе Макеевке во ІІ половине ХІХ – начале ХХ века»

Отделение: история Секция: историческое краеведение   РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МАКЕЕВКЕ ВО ІІ ПОЛОВИНЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА   Кондратюк Василий обучающийся 11-А МОШ І – ІІІ ступеней № 59 Медведева Т.И., научный руководитель Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Учреждение дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодёжи»

Актуальность темы Процессы, которые происходят в Донецкой Народной Республике – демократизация, реформирование образования – базируются на национальных и исторических приобретениях нашего народа. Формировать новую систему образования в Республике невозможно без учета многовековой истории, традиций, обычаев народной школы, анализа ее основных приобретений.

Объект исследования: развитие школьного образования в городе Дмитриевске (ныне Макеевке) во ІІ половине ХІХ – начале ХХ века. Предмет исследования: процесс формирования и функционирования земских, церковно-приходских, общественных начальных школ, а также частных средних общеобразовательных учебных заведений – гимназий города Дмитриевска ( ныне Макеевки).

Методы исследования: критический анализ сопоставление и синтез первоисточников перекрестная проверка конкретного фактического материала. Цель исследования – изучить и проанализировать особенности становления и развития начальных школ и гимназий города Дмитриевска (ныне Макеевки) во ІІ половине ХІХ – начале ХХ века, их влияние на становление общего образования в регионе. . Исходя из поставленной цели, определить следующие задачи: проанализировать уровень источниковой базы по теме исследовать основные типы школ города Макеевки, пути их становления и развития провести сравнительный анализ деятельности начальных школ подчиненных разным ведомствам, определить их вклад в распространение образования в городе изучить ученический контингент, его количественный и качественный состав, динамику роста.

Практическое значение научной работы заключается в том, что результаты, выводы, фактический материал исследования может быть использован в последующем изучении развития дореволюционного образования в Донбассе, разработке спецкурса «Историческое краеведение», написании научно-исследовательских работ краеведческого характера. Источниковая база исследования: опубликованные и архивные документы, исходившие от разных органов власти: правительства, Священного Синода, Министерства народного просвещения, доклады и отчеты чиновников, программы обучения статистические материалы из архивных фондов Донецка, Макеевки, Ростова периодические издания «Екатеринославские церковные ведомости», «Донские церковные ведомости», «Донская церковная старина» Научная новизна работы заключается в том, что на основе широкого круга источников систематизированы сведения об истории возникновения церковно-приходских школ в городе Макеевке, дан комплексный анализ факторов становления и развития начального и среднего образования, составлены карта расположения народных школ в городе и сравнительная таблица роста числа детей в них.

Начальные школы и гимназии города Дмитриевска (ныне Макеевки) ІІ половины ХІХ – начала ХХ века

Народные школы Макеевки во ІІ половине ХІХ – начале ХХ века Тип школ ІІ пол. ХІХ в. 1911 год К-во школ К-во школ Число детей Мал. Дев. Всего Церковно-приходская школа 6 6 524 512 1036 Начальная школа 4 1 Земское начальное народное училище 3 2 170

Количество учащихся церковно-приходских школ Макеевской волости Таганрогского округа Области Войска Донского в 1911 году Церковно-приходская школа Дата основания Кол-во мальчиков Кол-во девочек Всего Одигитриевская церковь в поселке Грузско-Ломовка 1893 53 20 73 Митрофановская церковь (поселок Нижняя Крынка) 1898 18 102 120 Храм святителя Николая Чудотворца (поселок Ханжонково) 1894 110 95 205 Храм святителя Николая Чудотворца (поселок Буроз) 1907 250 162 412 Храм святителя Николая Чудотворца (поселок Григорьевка) 1905 93 61 154 Свято-Успенская церковь (слобода Макеевка) 1898 72 72 ВСЕГО 524 512 1036

Здание Дмитриевской частных женской и мужской гимназий (начало ХХ века)

Похвальный лист ученицы Дмитриевской женской гимназии. 1911 год

Второй выпуск Дмитриевской женской гимназии. 1914 год

Выводы и результаты На основании исследования архивных документов, систематизации изученных статистических данных нами сделаны следующие выводы. В конце XIX – в начале ХХ века в Макеевке, как и по всей Российской империи, завершилось становление системы образования, сложилась сложная разветвленная сеть начальных народных школ. Типы школ различались по принадлежности тому или иному ведомству, финансировавшему их: земские школы, школы Министерства народного просвещения и школы, подчиненные Духовному ведомству. Из проведенных нами исследований сделан вывод, что церковно-приходских школ в Макеевке было значительно больше, чем земских и министерских. Церковно-приходская школа внесла существенный вклад в распространение грамотности среди той части населения, которой были недоступны ни книги, ни светская школа. Однако на практике далеко не все дети школьного возраста были охвачены даже начальным обучением. О чем свидетельствуют цифры из составленной нами таблицы.

Выводы и результаты В начале ХХ столетия повысился спрос на среднее образование, что явилось причиной возникновения частных гимназий Э.Р. Бражниковой и А.Н.Муромцева в Макеевке. К началу XX века был сделан большой скачок в развитии начального и среднего образования в Макеевке. Этот процесс хорошо отображен на составленной нами карте о расположении школ в нашем городе в данный период. Однако, несмотря на наметившуюся тенденцию к расширению сети учебных заведений, уровень образования городского населения еще отставал от потребностей социально-экономического развития Донецкого региона и России. При всей временной отдалённости и своеобразии конкретно-исторических условий деятельности различных структур по развитию начального и среднего образования середины XIX – начала ХХ веков, накопленный в тот период содержательный опыт может быть переосмыслен в контексте современного реформирования образования в Донецкой Народной Республике.

Перспективы дальнейшей разработки данной темы Изучение процесса подготовки педагогических кадров для организации просветительской деятельности Исследование содержания и методов обучения в начальных школах города Макеевки в дореволюционный период.