12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Крылова Светлана Григорьевна324
учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Саратов

Презентация «Творческая биография В.Брюсова»

"Если б мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня…" Творческая биография Валерия Брюсова (1873 – 1924)

Жизненный и творческий путь поэта – свидетеля двух войн и трех революций – сложен и противоречив. Он вступил на литературное поприще, опубликовав в 1894–1895 гг. три нашумевших сборника "Русские символисты" – манифест новой поэзии. Жизненный и творческий путь поэта – свидетеля двух войн и трех революций – сложен и противоречив. Он вступил на литературное поприще, опубликовав в 1894–1895 гг. три нашумевших сборника "Русские символисты" – манифест новой поэзии. Автор нескольких оригинальных книг, Брюсов становится в 1900-е годы признанным вождем модернистского искусства, редактирует журнал "Весы" – центральный орган русского символизма, руководит издательством "Скорпион". В эти годы он отстаивает лозунг "чистого искусства", свободного от общества, выступает против искусства тенденциозного.

Раннее творчество Для поэзии раннего Брюсова характерны субъективизм и индивидуализм. В 1896 г. поэт пишет такие стихи, как "Я действительности нашей не вижу..." и "Юному поэту", которые раскрывают антиобщественные настроения автора. Я действительности нашей не вижу… Я действительности нашей не вижу, Я не знаю нашего века, Родину я ненавижу, - Я люблю идеал человека. И в пространстве звенящие строки Уплывают в даль и к былому; Эти строки от жизни далеки, Этих грез не поверю другому. Но, когда настанут мгновенья, Придут существа иные. И для них мои откровенья Прозвучат как песни родные. Юному поэту Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

С годами мужает талант поэта, пристальнее вглядывается он в окружающий его мир слож­ных общественных взаимоотношений. Претерпевают изменение и взгляды Брюсова. Он начинает критически оценивать буржуазную действительность и буржуазную культуру. В 1915 г. он сотрудничает в горьковском журнале "Летопись". С годами мужает талант поэта, пристальнее вглядывается он в окружающий его мир слож­ных общественных взаимоотношений. Претерпевают изменение и взгляды Брюсова. Он начинает критически оценивать буржуазную действительность и буржуазную культуру. В 1915 г. он сотрудничает в горьковском журнале "Летопись". Страстный жизнелюб, поэт воспевает в предреволюционные годы «весь блеск, весь шум, весь говор мира, соблазны мысли, чары грез». Он жаждет в жизни больших и ярких чувств, смелой мысли. Его привлекает героика. Отталкиваясь от окружающей буржуазной действительности, он в поисках ярких и сильных личностей обращается к прошлому, к истории минувших цивилизаций.

Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок... М. Лермонтов Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд. Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского "Кинжала": Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии, как в стихотворении Брюсова. Однако поэтическая традиция, которой принадлежит "Кинжал" Брюсова, начата именно стихотворением Пушкина. Об этом свидетельствует и метрика стихотворения: как и пушкинское, стихотворение Брюсова написано разностопным ямбом. Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые, – пишет поэт в стихотворении "Кинжал". Лермонтовский "Кинжал" гораздо активнее используется Брюсовым. Само уподобление поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое чередование шестистопных строк с мужскими рифмами и пятистопных - с женскими. Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; "осмеянный пророк" не только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося движения.

Одним из первых среди поэтов Брюсов пишет о капиталистическом городе. Поэт-урбанист (урбанизм – изображение и воспевание больших городов в буржуазном искусстве и литературе), он любуется современным городом, детищем человеческого разума и людских рук. Он любит улицы, кишащие людьми, пространства городских площадей, он восхищенно изображает "огни ночных реклам", несущиеся по безлюдным улицам экипажи, электрические луны на "длинных стеблях", контуры города-гиганта, слабо вырисовывающиеся в предрассветном сумраке: Одним из первых среди поэтов Брюсов пишет о капиталистическом городе. Поэт-урбанист (урбанизм – изображение и воспевание больших городов в буржуазном искусстве и литературе), он любуется современным городом, детищем человеческого разума и людских рук. Он любит улицы, кишащие людьми, пространства городских площадей, он восхищенно изображает "огни ночных реклам", несущиеся по безлюдным улицам экипажи, электрические луны на "длинных стеблях", контуры города-гиганта, слабо вырисовывающиеся в предрассветном сумраке: Я люблю большие дома И узкие улицы города. ………………………. Город и камни люблю, Грохот его и шумы певучие. Судьба города волнует поэта. Он создает в своих мечтах город будущего. Однако Брюсова одолевают сомнения – не погубит ли бездушная буржуазная действительность создание человеческого гения? Так, в поэме «Замкнутые» возникает картина омертвевшего города.

Вечный труженик в искусстве, Брюсов слагает гимны труду, славит пытливую человеческую мысль, людей труда. Поэтическое творчество в понимании Брюсова тоже неустанный и тяжелый труд: Вечный труженик в искусстве, Брюсов слагает гимны труду, славит пытливую человеческую мысль, людей труда. Поэтическое творчество в понимании Брюсова тоже неустанный и тяжелый труд: Вперед, мечта, мой верный вол! Неволей, если не охотой! Я близ тебя, мой кнут тяжел, Я сам тружусь, и ты работай. Дух исканий, биение пытливой мысли, широта познаний и высокая культура всегда присутствуют в творчестве Брюсова, человека чрезвычайно активного ума и поэта необычайно широких творческих горизонтов. Я дорожил минутой каждой, И каждый час мой был порыв, Всю жизнь я жил великой жаждой, Ее в пути не утолив, – эти слова В. Я. Брюсова вполне можно взять эпиграфом к его бурной, полной труда и исканий жизни. После победы Октябрьской революции Брюсов переходит на сторону победившего народа, ведет интенсивную общественную работу. Вступая в ряды Коммунистической партии в 1920 г., он писал об Октябре: "Счастлив я, что был мной прожит торжественнейший день земли".