12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45963
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Презентация «Анализ стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»» в 7 классе

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Анализ стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая» в 7 классе Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем».

Отметьте в стихотворении синтаксический параллелизм. Какова его роль в стихотворении? Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти». 

Философский план стихотворения Содержание стихотворения составляют раздумья поэта о жизни. Образ рощи, говорящей языком берёз, сам по себе поразителен, позволяет раскрыть сложное психологическое состояние автора. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» уже «отговорила») и особенно со второй - ведь умолкнувший язык был не только «берёзовый», но и «весёлый».

Природа в стихотворении выражает человеческие чувства Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.

Поэтика стихотворения Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его любимое средство художественного изображения - это олицетворение («отговорила роща», «грезит конопляник»).

Поэтика стихотворения То, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. «Золотая роща» - это сам Есенин, чувствующий своё « увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья.

Поэтика стихотворения Поэт выражает мысль о том, что человек, поэзия и природа - это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы. Основы поэтики Есенина - народные.

Поэтика стихотворения Поэт выражает мысль о том, что человек, поэзия и природа - это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы.

Народные основы поэтики стихотворения Природа в его стихотворении, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой.

Народные основы поэтики стихотворения Есенин в богатейшей поэтической культуре Серебряного века показал собственное лицо: пришёл со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы.

Народные основы поэтики стихотворения Эпитеты (отговорила роща золотая, / Берёзовым весёлым языком ), метафоры («о всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом», «души сиреневая цветь»), олицетворение ( «журавли, печально пролетая», «отговорила роща», «грезит конопляник»), сравнение («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю тихие слова»), символ (символом матери-природы предстаёт дерево) - все эти изобразительно-выразительные средства придают стихотворению образность и эмоциональность.

Синтаксические средства выразительности Синтаксические фигуры: параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь»), инверсия («роща золотая», «о юности весёлой», «рябины красной»), умолчание в последней строфе - тоже придают выразительность художественной речи, усиливают эмоциональность лирического высказывания.

Роль цвета в стихотворении Цветовая гамма составлена из простых тонов: голубого, жёлтого, красного. Это традиционные цвета русского искусства. В стихотворении прошлое окрашивается в голубой и сиреневый. К тому же «сиреневая цветь» заставляет вспомнить о времени цветения сирени, весне. Настоящее окрашивается в золотой и красный. Не жёлтый, а золотой, что передаёт не только цвет, но и эмоцию.

Роль цвета в стихотворении И золото уже проходит, но ещё «горит костёр рябины красной». Тревожный красный противостоит голубому и сиреневому. Через цвет передана эволюция лирического героя. Нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств. И хотя поэт несколько раз повторяет, что ему не жаль прошлого, стихотворение наполнено щемящей грустью о прошлом.

Песенность стихотворения Образ-переживание оказывается противоречивым: светлым и мрачно-тоскливым, гармоничным и тревожным; прекрасное прошлое - безусловная ценность, сохранённая в душе, но оно несёт на себе отблеск печального настоящего. Наверно, поэтому стихотворение «Отговорила роща золотая» стало песней.

Песенность стихотворения Песенность стихотворения подчёркивается его композиционно-кольцевым приёмом построения - первая строфа частично повторяется в заключении. Но это не только повторение, а вывод: метафорическое уподобление поэта берёзе, обозначенное, но не раскрытое в первой строфе, получает образное завершение в последней строфе.

Песенность стихотворения Напевность стихотворения усиливает пятистопный ямб. В нём много аллитерации и ассонансов («горит костёр рябины красной», «роняет тихо листья»). Рифмы по точности звучания точные, по месту ударения мужские и женские, по взаимному расположению рифмующихся строк перекрёстные.

Идея стихотворения Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически: его согревает вера в душевные силы человека, мудрое приятие законов бытия. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским: «Печаль моя светла...»