12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кашина Ася Васильевна1282
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

По страницам повести А.С.Пушкина «Гробовщик»

По страницам повести Александра Сергеевича Пушкина: «Гробовщик».

История создания Повесть закончена 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино, где увидели свет и остальные повести из цикла «Белкина», через неделю после приезда Пушкина в город. Это была первая повесть из пяти написанных. Образ гробовщика взят с реального человека: на Большой Никитской, напротив дома невесты Пушкина действительно существовала лавка гробовщика Адриана.

Повести Белкина. «Повести Белкина», созданные осенью 1830 года в селе Болдино и опубликованные в 1831 году, отличаются широтой тематической амплитуды. Их основная проблематика – маленький, бедный человек, его положение в обществе, социальные противоречия и нравственное достоинство, человеческое счастье.

Иван Петрович Белкин. Иван Петрович Белкин — персонаж, вымышленный Пушкиным. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году.

Художественные особенности. Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе: «Выстрел» — реализм; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм; «Гробовщик» — содержит элементы готической повести. В произведениях легко уловима тема «маленького человека», проявляющаяся, например, в повести «Станционный смотритель».

Система образов в повести «Гробовщик». Главные герои Второстепенные герои Адриян Прохоров- мелкий ремесленник, гробовщик. Готлиб Шульц- сапожник Трюхина -купчиха Две дочери Адрияна Луиза- жена Шульца Юрко- булочник

Краткое описание повести. В рассказе "Гробовщик" мы видим Адрияна Прохорова,который только приобрел себе новый дом,и которого волновала мысль о том, вспомнят ли о нем наследники умирающей Трюхиной. Пока он об этом размышлял,к нему зашел знакомится сосед. Готлиб Шульц(так звали соседа), приглашает его на застолье по поводу Серебряной свадьбы. Застолье проходило весело,и все много шутили.В какой-то момент Прохорову показалось,что все насмехаются над ним и его ремеслом. Возвратившись домой пьяным и злым,он решил не приглашать на новоселье новых соседей,а только своих клиентов.И тут происходит самое интересное, к нему во сне пришли все те,кто были его "клиентами“. Это говорит нам о том,что у Прохорова нечиста совесть,он выдавал дешевые гробы за добротные,дубовые.А как иначе он бы переехал в дом своей мечты.Именно этот сон и есть разоблачение мелочной его души.

Что является ведущим мотивом повестования? Ведущим мотивом повествования является указание на мрачный характер Адрияна Прохорова, его угрюмость. Мрачная нота вносится и ремеслом персонажа. На неё же настраивает и эпиграф к повести. “Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной” — слова из державинского «Водопада».

Что могло стать радостным событием для этого человека? Долгожданный переезд на новое место. Была ли хотя бы тень радости в его душе в тот момент? Ни тени радости в ощущениях героя: “Приближаясь к жёлтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось”. Как вы считаете, почему цвет дома желтый? просто так ли? Жёлтый в спектре русской культуры, как считается, тяготеет к выражению негативно-отрицательных значений. 

В повести есть ещё один персонаж первого плана. Кто? Это будочник — чухонец Юрко. Противопоставлен он главному герою или, наоборот, соотнесён с ним?  Великие события свершаются вокруг, а Юрко проводит дни при своей будке. Исторические события Москвы проходят мимо. Эта выключенность из событий исторических, из жизни города — та же неизменность, ибо ничто не способно изменить его жизнь: он вечно рядом со своей будкой, как Адриян рядом с гробами. Что за сцена изображена на картине?

Но чем отличаются герои? Адриян, в отличие от Юрко, которого всё устраивает в жизни, интуитивно ощущает абсурдность безысходности, безрадостности, неполноценности своего существования. Поэтому он мрачен и задумчив. У него возникает потребность видеть перспективу жизни, её динамику, которая должна разрушить неизменность бытия, то есть обозначить смысл и значение дальнейшего существования. В таком случае приглашение к себе на новоселье мертвецов — это “бунт” Прохорова. “Чем ремесло моё не честнее прочих?” — “…разве гробовщик брат палачу?..” речь идет о достоинстве человеческого существования

“Мрачный” герой в начале повествования становится “обрадованным” .  “Ой ли! —сказал обрадованный гробовщик… Ну, коли так, давай скорее чаю, да позови дочерей”. Несостоявшиеся похороны не вызывают ни досады, ни раздражения. В итоге — яркий мажорный всплеск. Тем самым происходит опровержение исходной ситуации, отрицание неподвижности и безысходности существования. Значит, в основе характера человека вовсе накопление денег, не циничное отношение к миру и людям. Скрытой доминантой повести оказывается острая потребность в радости. Она несёт в себе обозначение обязательности пробуждения человека к жизни, желания наслаждаться, быть полноценным участником бытия.

В чем на ваш взгляд главная мысль повести? Эпиграф к произведению выбран в соответствии с содержанием. Он такой же мрачный и угрюмый, как характер главного героя. Автор хотел показать, что любому человек присуще стремление радоваться жизни. И не важно, гробовщик он или башмачник. Уважения и понимания достоин даже самый «маленький» по социальному статусу человек.

Тест 1.Сколько дочерей было у Адрияна? 1) две 2) четыре 3) три 2.Куда Адриян направился в полдень следующего дня? 1) на прогулку 2) в гости к сапожнику 3) на рынок 3.За что предложил Юрко выпить Адрияну? 1) За работу 2) за здоровье мертвецов 3) за здоровье