12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Боровских Наталья Юрьевна227
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

Доклад «Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: «Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях». Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

ФОРМЫ ОТКЛОНЕНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Типичными нарушениями поведения детей, по М. Э. Вайнер, являются: гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности); протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство); агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия); инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту); конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей); симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).

В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВЫДЕЛЯЮТ 3 ТЕХНОЛОГИИ: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение, социально психологическая реабилитация. Технология социально – педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ ВЫСТРАИВАЕТСЯ ПОЭТАПНО. I этап: Диагностический. Диагностический этап подразумевает решение следующих задач: 1. Собрать необходимую информацию об учащихся и их родителях; 2. Исследовать состояние проблемы девиантного поведения в школе

МЕТОДЫ: 1.Беседа – применяется с целью самораскрытия ребенка и родителей в процессе общения. 2. Наблюдение – используется с целью выявления отклонений в поведении детей младшего школьного возраста, во взаимоотношениях между родителями и детьми с девиантным поведением. 3. Проективные методики. «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных». 4.Личностные тесты и опросники. (тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", Опросник "Анализ семейных взаимоотношений«). В дополнение к вышеперечисленным методам применяется метод социометрии. 5. Социометрия – С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы (в данном исследовании – семьи).

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП направлен на решение следующих задач: 1.Осуществить общественную пропаганду профилактики  данной проблемы (размещение публикаций о проблеме девиантного поведения детей в местной прессе, демонстрация документальных фильмов, посвященных данной проблеме, организация библиотечных выставок). 2. Осуществить просветительно-деятельностную поддержку родителей: через следующие формы работы: Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах). Тренинги. Индивидуальное консультирование по проблеме. Семинары и диспуты. Круглые столы.

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

ТЕМЫ БЕСЕД СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ: Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие правильного воспитания ребенка. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в процессе воспитания. Воспитание положительных навыков и привычек у детей. О формах поощрения и наказания. Приучение ребенка к труду. Режим дня школьника как необходимое условие правильного воспитания. Единство требований со стороны школы и родителей. Воспитание скромности и выдержки у детей. Почему ребенок становится трудным? Воспитание чувств любви и уважения к матери.

РОДИТЕЛЯМ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ СИТУАЦИИ: Ситуация первая. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание. Ситуация вторая. Мать поручила второкласснику Сереже вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся поздним вечером. Проанализируйте данную ситуацию. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?

ТЕМЫ ПАМЯТОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: - Как вести себя в конфликтных ситуациях? - Что должен уметь первоклассник? - Что должен уметь второклассник? - Что должен уметь третьеклассник? - Правила поведения в общественных местах, в школе и др. Оформление стендов, уголков для родителей.

94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. 94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. 51% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число входят родители из неблагополучных семей.

III ЭТАП. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ. Деятельностный этап решает следующую задачу: 1.Вовлечение детей и родителей в разнообразную общественно - полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям: Литературно-краеведческое направление: 1) посещение музеев города; 2)проведение тематических литературно-краеведческих чтений (проблема девиантного поведения) на базе библиотеки школы; 3)принятие участия в городских конкурсах и чтениях, посвященных краеведению, поэзии, прозе. Художественно-эстетическое направление: 1)посещение центра детского творчества, знакомство с деятельностью кружков, посещение концертов. 2)принятие участия в мероприятиях, проводимых на уровне школы, города, участие в городских выставках, концертах, конкурсах. 3)проведение концертов и «Ярмарок талантов» для учеников и родителей (и совместно с ними). Физкультурно-оздоровительное направление: 1) проведение соревнований (забег «Против вредных привычек»); между командами детей и родителей; между семьями («Папа, мама, я - спортивная семья»). 2) принятие участия в городских и региональных спортивных мероприятиях.

В МБОУ СОШ №2 Г.САЯНОГОРСКА РЕАЛИЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ, ТАК ЖЕ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ОПТИМИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ: «Преемственность поколений»; «Навстречу времени» Цель: создание условий для формирования личности школьников с активной гражданской позицией на основе новых форм работы с родителями, разнообразных форм контактов школы с социумом города и республики. «Жить здоровым». Цель: создание оптимально сбалансированной системы условий и предпосылок для комплексного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

IV ЭТАП. ОЦЕНОЧНЫЙ. Возможно 2 варианта: 1) положительно решается проблема ребенка (на этом этапе деятельность прекращается); 2) частично решается проблема ребенка. (Тогда необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы).