12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Малютин Андрей Анатольевич20048
учитель, классный руководитель
Россия, Орловская обл., Спасское-Лутовиново

Конкурсы профессионального мастерства как действенный механизм престижа педагога

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕСТИЖА ПЕДАГОГА Малютин А.А.

План выступления Цели и задачи к/д Виды конкурсов «Плюсы» и «минусы» Этапы проведения Из личного опыта

Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии. Конкурс решает следующие задачи: выявляет лучших педагогов; оценивает профессионализм участников; стимулирует развитие системы образования; создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.  

Виды конкурсов: смотры-конкурсы предметно-развивающей среды; конкурсы учебно-методических материалов; конкурсы профессионального мастерства; конкурсы с участием детей (где подготовка обеспечивается силами педагогов).

Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах? Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе: Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей. Желание приобрести определенный профессиональный статус. Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

«ПЛЮСЫ»: развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности; развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов; внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования; повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.; демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства; развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования; возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять  и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей; пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения; стимулирование педагогического творчества учителей.

«МИНУСЫ»: проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени; стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу; усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Как объективно оценить мастерство учителя? Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Этапы проведения: 1) Организационный (подготовительный) Разработка Положения Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями. Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего. Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п. Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу. 2) Основной (практический) Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану. Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей. 3) Заключительный (аналитический) Написание аналитической справки по итогам конкурса. Знакомство с аналитической справкой на педсовете. Презентацию методических материалов конкурса. Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.