12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Андрей Анатольевич21119
учитель, классный руководитель
Россия, Орловская обл.

Конкурсы профессионального мастерства как действенный механизм престижа педагога

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕСТИЖА ПЕДАГОГА Малютин А.А.

План выступления Цели и задачи к/д Виды конкурсов «Плюсы» и «минусы» Этапы проведения Из личного опыта

Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии. Конкурс решает следующие задачи: выявляет лучших педагогов; оценивает профессионализм участников; стимулирует развитие системы образования; создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.  

Виды конкурсов: смотры-конкурсы предметно-развивающей среды; конкурсы учебно-методических материалов; конкурсы профессионального мастерства; конкурсы с участием детей (где подготовка обеспечивается силами педагогов).

Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах? Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе: Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей. Желание приобрести определенный профессиональный статус. Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

«ПЛЮСЫ»: развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности; развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов; внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования; повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.; демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства; развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования; возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять  и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей; пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения; стимулирование педагогического творчества учителей.

«МИНУСЫ»: проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени; стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу; усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Как объективно оценить мастерство учителя? Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Этапы проведения: 1) Организационный (подготовительный) Разработка Положения Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями. Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего. Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п. Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу. 2) Основной (практический) Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану. Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей. 3) Заключительный (аналитический) Написание аналитической справки по итогам конкурса. Знакомство с аналитической справкой на педсовете. Презентацию методических материалов конкурса. Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.