12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Садыкова Зиля Султановна22

Урок «Правописание приставок»

Открытый урок русского языка в 5Б классе Учитель МБОУ гимназия с.Раевский З.С.Садыкова

Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит? Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла… К.Чуковский

Тема урока Правописание приставок

Разделы лингвистики

Что такое приставка? Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Знаю Хочу научиться

Какие приставки вы знаете? Неизменяемые приставки Приставки на з,с Пре- и при- Не- и ни-

отдать отдать выдавать заправить надстроить доделать поддержать рассмотреть разжигать бесконечно испугаться избирать безвкусный Почему слова разделены на две группы? Какие буквы скрываются за звездочками?

отдать отдать выдавать заправить надстроить доделать поддержать рассмотреть разжигать бесконечно испугаться избирать безвкусный Объясните правописание приставок в первом столбике

Составьте алгоритм правописания приставок в словах второго столбика

Алгоритм Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий Если звонкий- пишу З Если глухой – пишу С (раздать, бесцветный)

З З С

З А Д А Н И Е Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах

ра..сыпать ра..сыпать ра..вернуть ра..гладить ра..править ра..дать ..мять ..вернуть

РАБОТА ПО ГРУППАМ

1 ГРУППА 1 ГРУППА 2 группа 1. Ребенок без забот 2. Небо без звезд 3. Жидкость без цвета 4. Дорога без конца 5. Плач без звука 6. Движение без шума Шоколад без вкуса Вход без платы Ребенок без помощи Океан без предела Облако без формы Пустыня без воды Составьте прилагательные из словосочетаний и распределите прилагательные на две группы 3 ГРУППА 4 ГРУППА Подбери слова-синонимы с приставками на з, с Не имеющий жалости, душевной теплоты- жестокий,… Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый,… Лишенный порядка, системы, хаотичный… Не испытывающий страха, смелый… К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками на з, с Полезный Живой Честный Заботливый Системный

ПРОВЕРЯЕМ

1 ГРУППА 1 ГРУППА 2 группа 3 ГРУППА 4 ГРУППА Беззаботный ребенок Беззвездное небо Беззвучный плач Бесцветная жидкость Бесконечная дорога Бесшумное движение Безвкусный шоколад Безводная пустыня Бесплатный вход Беспомощный ребенок Беспредельный океан Бесформенное облако Бессердечный, безжалостный Бессильный, беспомощный Беспорядочный, бессистемный Бесстрашный Бесполезный Безжизненный Бесчестный Беззаботный Бессистемный

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАРЯДКА

Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание. Все ли из этих слов имеют приставку?

Работа с текстом в парах Упражнение №347(1 и 3 задания)

Назовите слова, передающие главную мысль текста …состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку… Назовите главную мысль текста Основная мысль текста - единение человека и природы

Проверяем задание № 3 к упр.347 Передать, охватывает, выросшие, сообщается

Работа с текстом За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощ- ники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Проверяем Посадками, устанавливает, пострадали, намечает, расчистить, отводить, съедают, подрастающие, объедают, обгрызают

Что объединяет эти два текста? Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.

Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался. Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался. Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.

ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ

Составляем схему

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО По- Над- За- … ПРИСТАВКИ НА З, С ПЕРЕД ГЛ. СОГЛ. ПИШУ C ПЕРЕД ЗВ. СОГЛ. ПИШУ З Раздать Расписать

РЕФЛЕКСИЯ Что понравилось на уроке? О чём заставил задуматься? Чему ты научился на уроке? Доволен ли ты своей работой на уроке?