12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск

Проектно-исследовательская работа «Роль фразеологизмов в нашей речи»

Тема: Роль фразеологизмов в нашей речи. Выполнила: Сорокина Анастасия ученица 5 "В" класса Руководитель: Седых О. В. учитель русского языка и литературы.

1.Цель проекта : 1.Цель проекта : Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их роль? 2.Задачи проекта: 1. Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах, проанализировать её и обобщить. 2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов. 3. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка. 4.Понаблюдать за употреблением фразеологизмов в произведениях художественной литературы. 5. Сделать выводы: какова роль фразеологизмов в нашей речи.

Актуальность проекта: Актуальность проекта: Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Я считаю, что они должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Мы не будем хорошо знать язык, не зная фразеологии! Гипотеза: Предположим, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительнее и ярче.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ… Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал… Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение? «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка», - утверждал Н.М. Шанский, русский учёный – лингвист.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Баклуши бить – бездельничать Зарубить на носу – запомнить Намылить шею – проучить Водить за нос – обманывать Повесить нос – огорчиться Сесть в калошу – опозориться Перемывать косточки – сплетничать

Фразеологизмы, пришедшие из мифов Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение. Ахиллесова пята – уязвимое место . Кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым. Двуликий Янус - двуличный человек. Сизифов труд – бесконечная, бесплодная работа. Ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий.

Фразеологизмы, пришедшие из Библии Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена – доисторические времена, очень давние. Манна небесная – неожиданная удача, чудесная помощь.  Фома неверующий - человек, испытывающий постоянные сомнения, ничего не принимающий на веру.

Фразеологизмы-омонимы Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха – это поджечь что-то.

Фразеологизмы-синонимы Два сапога пара – одного поля ягоды Ума палата – семи пядей во лбу

Фразеологизмы-антонимы Хоть пруд пруди – кот наплакал Засучив рукава – спустя рукава

Фразеологические словари

Басни и.а.крылова «Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель; - «Тришкин кафтан»: тришкин кафтан; - «Две собаки»: ходить на задних лапах; - «Обезьяна»: мартышкин труд; - «Кот и повар»: а Васька слушает, да ест; - «Белка»: как белка в колесе; - «Ларчик»: а ларчик просто открывался

Рассказы н.носова бежать во всю прыть, бить баклуши, в два счета, в трех соснах заблудились, взять на буксир, вывести на чистую воду, глядеть во все глаза, засучив рукава, как в воду глядел, как в воду опущенный, как с луны свалился, калачом не заманишь, намылить шею, не видать как своих ушей, ни жив ни мертв, пойти на край света, с ног валиться.

и я там был, мед-пиво пил; избушка на курьих ножках; кощей Бессмертный;- Лиса Патрикеевна; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; сказка-ложь, да в ней намек; сказка про белого бычка; три дня и три ночи.

Социологический опрос Были заданы такие вопросы: 1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм? 2. Ваш любимый фразеологизм? Результат: 72% взрослых знают, что такое фразеологизм, 28% не знают; из детей 46% знают, 54% затрудняются ответить. Чаще всего в речи опрашиваемых звучали фразеологизмы:  У учителей – зарубить на носу, сломя голову У родителей – разбиться в лепёшку У детей – ни свет ни заря

Подведём итоги… Каков же результат моей работы? Самое главное – я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала. Действительно, велик и могуч наш русский язык! В ходе работы я познакомилась с источниками фразеологизмов русского языка, узнала историю их происхождения, познакомилась с фразеологическими словарями, обратилась к произведениям художественной литературы. В результате чего пришла к следующим выводам: роль фразеологизмов в нашей речи действительно велика! Ведь недаром писатели так часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться! Я убедилась, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её точнее, богаче, эмоциональнее и выразительнее!

Интернет-ресурсы  http://frazbook.ru  http://shkatulka.net.ru/publ/slovari/slovar_frazeologizmov  http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1  http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm  http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg  http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg  http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k- frazeologizmam/bit_chelom.jpg http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg

Водить за нос - обманывать

Считать ворон – быть рассеянным, невнимательным, а также - бездельничать

Витать в облаках – предаваться несбыточным мечтам

Клевать носом – засыпать, дремать