12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дёмина Екатерина Владимировна38

Разработка урока по химии в 9 классе «Неметаллы»

Разработка урока по химии в 9 классе на тему: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» Автор: Дёмина Е.В. учитель химии МБОУ СШ №3 г. Котельнича

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Технология урока: традиционное обучение. Цели урока: - образовательные: повторение и систематизация знаний учащихся о строении атомов неметаллов, свойствах неметаллов и их соединений, формировка умений систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; - развивающие: развитие логического мышления, способности обобщать, речь, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес; - воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы.

План урока: 1. Организационная часть урока (5 минут). 2. Повторение и обобщение пройденного материала (30 минут). 3. Подведение итогов (5 минут).

Добрый день, друзья!  Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Давайте разобьёмся на 4 группы и постараемся вспомнить, что же такое неметаллы и какое строение они имеют.

Сейчас мы с вами проведём сравнительную характеристику неметаллов. Для этого каждая группа получит таблицу и заполнит один столбец (который вам достанется по жребию), а проверим вашу работу все вместе. Параметры сравнения Углерод Азот Сера Хлор Электронная схема Возможные степени окисления Формулы и названия простых веществ (аллотропия) Химическая связь Кристаллическая решётка Агрегатное состояние Формула летучего водородного соединения Формула высшего оксида

Мы можем сделать вывод о том, что: для атомов неметаллов характерны: четыре и более электрона на внешнем уровне, тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции. Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток: - молекулярные ( O2, O3, N2, Cl2), - атомные (алмаз, графит). Для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.

Сейчас я вам зачитаю определения, относящиеся к загаданному химическому элементу неметаллу. Если ответ вашей команды готов после первого определения, то она получает 5 баллов, после второго – 4, после третьего – 3,после четвертого – 2, после пятого – 1, не угадано вещество – 0.

Задание для группы №1 - Его простое вещество называют всесъедающим. - Он обладает высокой химической активностью. - Его соединения входят в состав зубных паст. - Он входит в состав фреона. -Его находят в тефлоновых покрытиях.

Задание для группы №2 - Это распространенный неметалл. - Его атомы входят в состав белков. - Простое вещество горит синеватым пламенем. - Используют в производстве резины. -Используют в производстве спичек.

Задание для группы №3 - Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. - Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов. - Простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей. - Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях. - Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

Задание для группы № 4 - Этот неметалл образует аллотропные модификации. - Академик А.Е. Ферсман навал его «элементом жизни и мысли». - Входит в состав костей. - Открыт в 1669 году немецким алхимиком Брандом. - Одна из аллотропных модификаций светится в темноте.

Химические свойства неметаллов и их соединений повторяем, играя в «крестики-нолики». Уравнения реакций представители команд запишут на доске. Правильное выполнение задания оценивается в 5 баллов.

Задание для группы №1 Показать выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с оксидом серы (IV). Составить уравнения реакций взаимодействия оксида серы (IV) с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь. N2O5 Ba(OH)2 H3PO4 H2O CaO NaOH NaCl P2O5 KOH

Задание для группы №2 Показать выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с соляной кислотой. Составить уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь. Cu AgNO3 H2SO4 HBr Fe FeO P2O5 Cu(OH)2 KCl

Задание для группы №3 Показать выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с аммиаком. Составить уравнения реакций взаимодействия аммиака с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь. KOH HNO3 O2 CuO NaOH H2O HBr NaCl H2SO4

Задание для группы №4 Показать выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с карбонатом калия. Составить уравнения реакций взаимодействия карбоната калия с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь. HBr N2O5 NO NaOH Ba(OH)2 H2SO4 HNO3 NaNO3 CaCl2

Я вам загадаю загадки, а вы будете командно отвечать. Право отвечать первым дается тому, кто быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Джозеф Пристли как-то раз, Окись ртути нагревая, Обнаружил странный газ. Газ без цвета, без названья, Ярче в нем горит свеча, Угадайте Вы меня!

Из меня состоит все живое, Графит, антрацит и алмаз. Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас.

Тяжелый, жидкий и пахучий, Подвижный, сильно ядовит. Удушлив и весьма летучий Сквозь поры пробки он летит. Лечебным действием заметен И всем известен потому.

Я - газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный. Рождаю воду, когда сгораю, Аэростаты наполняю, А с кислородом образую Я смесь горящую, взрывную.

Гулять в грозу - какой резон? Подышим воздухом, дружище. В природе словно стало чище, Повсюду в воздухе ...

Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня, и под водой Оксид мой станет кислотой.

Предупреждаю вас заранее: Я не пригоден для дыхания! Но все как будто бы не слышат И постоянно мною дышат.

На этом этапе вам нужно написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Задание для группы №1 P→Ca3P2→X→P2O5→H3PO4→Ag3PO4 Задание для группы №2 C→CH4→CO2→X→Ca(HCO3)2→CO2 Задание для группы №3 S→H2S→SO2→X→H2SO4→Y Задание для группы №4 NH4Cl→NH3→X→NO2→HNO3→Y Сейчас представитель каждой команды запишет на доске уравнения и мы все проверим (за каждое уравнение – 1 балл).

Знаете ли вы, что: 1) …алхимикам удалось получить серную кислоту еще в Х в. при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда и произошло историческое название купоросное масло. 2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров  – вода – горит в струе фтора светло-фиолетовым пламенем. 3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана».

Чтобы закрепить материал я предлагаю вам игру «Реши задачу». Сейчас я выдам вам карточки с условием задачи. Каждая группа решает по отдельности. Решения вы записываете в свою рабочую тетрадь. Через 5 минут я соберу работы. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии алюминия с 49г 20% раствора серной кислоты?