12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасименко Оксана Михайловна1120
Украина, Луганская Народная Республика, г. Луганск

«Конспект Неограниченные люди с ограниченными возможностями»

Неограниченные люди с ограниченными возможностями

Ольга Скороходова В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

Ольга Скороходова 100 лет назад в маленьком украинском селе, недалеко от Херсона, в небогатой семье Скороходовых родилась девочка. История ее жизни осталась бы неизвестной, если бы тяжелое заболевание в 8 лет не сделало ее слепоглухой и на ее жизненном пути не встретились бы замечательные люди, которые помогли ей получить достойное образование и стать первым известным в своей стране слепоглухим самоисследователем и писателем. Книги Ольги Скороходовой переведены на множество языков и получили широкую известность в мире. Опыт ее жизни до сих пор может оказать неоценимую помощь всем, попавшим в трудную ситуацию, а история ее развития остается неоценимым материалом для науки и методическим пособием для многих профессионалов в области педагогики, психологии и психиатрии.

Ольга Скороходова Известно, что она заболела менингитом в 1919 г., после чего потеряла полностью зрение и слух на одно ухо, на другое ухо она оглохла к 14 годам. После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников, которые и устроили ее в Школу слепых г. Одессы. Эта школа помогла ей выжить в те голодные годы, но заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально там никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель. Как вспоминала потом Ольга Ивановна, школу слепых постоянно переводили из одного помещения в другое, не хватало технического персонала, и слепые дети все старались делать сами. Окружающие продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков.

Письмо. Письмо. Если ты не будешь видеть Горы, степи и долины, Моря блеск и переливы, Кручи, скалы и стремнипы, Из-за этого не стоит Умалять всей жизни цену, Измышлять себе страданья, Выставляя их на сцену. Если ты не будешь видеть Все, что зрячий видеть может, Не смертельно это горе И тоска тебя не сгложет. Ум и слух тебе заменят Уходящих красок рденье. Путь найди себе широкий И за жизнь борись без зренья. Много этими путями Тех прошло, кто любит знанье. Светлый разум вел их прямо В край, где мыслей процветанье. Милый! Зрячим ты ответишь: - Хорошо вам так пророчить. Вы все видите, и каждый Утешать меня лишь хочет. Но ведь мне ты не посмеешь Это вымолвить, я знаю. Слов пустых не говорю я. Просто так - не утешаю. Ты все слышишь: смех и пенье, Звуки музыки прекрасной, Голос девушки любимой, Что звенит тепло и ясно. Предо мной же, сам подумай, Тишина и мрак суровый, Не ласкают слух мой звуки, Я весны не слышу- новой. Увидать лицо любимых, Слышать голос, сердцу милый, Я б хотела так, что сердце Вдруг забьется с бурной силой. Но ведь это невозможно; И смотри - я не тоскую: То, что в жизни мне доступно, Шаг за шагом отвоюю. Мир духовный так прекрасен, А борьба за светоч знанья Заменяет жизнь пустую И ненужные страданья. Вот рука моя, как друга... Я тебя не утешаю, Я зову тебя быть стойким, К жизни новой призываю. Кто о будущем лишь помнит, Для других кует он счастье - Тот мой друг, тот мой соратник, Тех люблю и к тем участье. Я прошла сквозь мрак и бури, Я пути искала к свету,- К жизни творческой, богатой... И - нашла! Запомни это!

Ольга Скороходова В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой — единственного в мире слепоглухого научного работника — приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).

Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи... Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала — она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.

Ольга Скороходова Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу... Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнется ль ясно яркому лучу? Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше — чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор. Если вас чаруют красота и звуки,— Не гордитесь этим счастьем предо мной! Лучше протяните с добрым чувством руку, Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Людвиг ван Бетховен, в оригинале ударение иное — Бе́тховен: крещён 17 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, Эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Людвиг ван Бетховен, в оригинале ударение иное — Бе́тховен: крещён 17 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, Эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков

Людвиг ван Бетховен Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепенно. Уже в 1798 он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые посоветовали ему по возможности беречь слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.

Людвиг ван Бетховен Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях. Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.

Людвиг ван Бетховен Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора

… я должен жить как изгнанник, потому что как только я приближусь к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх перед опасностью обнаружить свое состояние: какое унижение приходилось мне испытывать, когда кто-нибудь, стоявший подле меня, слышал издалека звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, я же опять ничего не слышал. Такие случаи доводили меня до отчаяния, недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною все то, к чему я себя чувствовал призванным, и так я влачил эту жалкую жизнь. Терпение — так зовется то, что я должен избрать себе путеводителем, и я обладаю им. На двадцать восьмом году жизни я принужден уже стать философом; это — не легко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другого. Если она (смерть.? авт.) придет раньше, чем представится мне случай полностью проявить свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокую судьбу мою, приход её будет преждевременным, и я предпочитаю, чтобы она пришла позднее».

Людвиг ван Бетховен Сейчас, спустя года, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря всё той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, и он продолжал бороться, иначе он не мог.

Эшреф Армаган Поистине удивительные люди встречаются на Земле, и один из них — слепой художник по имени Эшреф Армаган. Художник этот заслуживает упоминания и всеобщей известности, поскольку слеп он с самого рождения! Но уже на протяжение 35 лет Эшреф Армаган рисует свои картины (готовые поспорить с мазнёй некоторых зрячих мастеров), не имея никаких визуальных представлений об окружающем мире, о свете и цвете! Причём, случай уникален как в истории живописи, так и в истории науки.

Эшреф Армаган Эшреф Армаган (Esref Armagan) родился слепым. Он был из бедной семьи, но это не помешало ему стать успешным художником, имеющим собственный, неповторимый стиль живописи. Эшреф не получил никакого образования, но каким-то образом ему удалось научиться читать и рисовать. За последние 35 лет он разработал уникальную технику живописи и непрерывно совершенствует ее. Турецкий художник нуждается в абсолютной тишине во время работы над картинами, чтобы «быть внутри» работы, как он сам выражается.

Эшреф Армаган Сначала он использует грифели для письма по Брайлю, чтобы наметить картину. А затем использует пальцы, чтобы нанести цвета. Поначалу Эшреф Армаган был вынужден делать перерывы в работе на 2-3 дня с тем, чтобы дать краске высохнуть и предотвратить ее смазывание или смешивание с другими оттенками, но затем Эшреф узнал про акриловые краски, которые сохнут намного быстрее. Это позволило ему рисовать прямо на холсте.

Когда Эшреф берется за очередную картину, он нуждается в абсолютной тишине вокруг. Первым делом, если в его картине планируется новый объект, Эшреф изучает его очертания, используя для этого шрифт Брайля, и только после этого наносит этот объект на свое полотно. Эшреф Армаган не может просто так рисовать свои картины, он должен чувствовать то, что рисует, он старается быть "внутри" своей картины. Поэтому, к примеру, когда он рисует картину моря, он часто надевает спасательный жилет, чтобы не утонуть в этом море! Удивительное восприятие окружающей действительности, не правда ли? Когда Эшреф берется за очередную картину, он нуждается в абсолютной тишине вокруг. Первым делом, если в его картине планируется новый объект, Эшреф изучает его очертания, используя для этого шрифт Брайля, и только после этого наносит этот объект на свое полотно. Эшреф Армаган не может просто так рисовать свои картины, он должен чувствовать то, что рисует, он старается быть "внутри" своей картины. Поэтому, к примеру, когда он рисует картину моря, он часто надевает спасательный жилет, чтобы не утонуть в этом море! Удивительное восприятие окружающей действительности, не правда ли?

Слепой художник работает над картинами, не пользуясь посторонней помощью. Многие из тех, кто видел его работы, не верят, что Эшреф мог нарисовать это самостоятельно или что он действительно родился слепым. Ученые провели исследование и доказали, что он действительно слепой от рождения. Но даже они были сбиты с толку той легкостью, с которой Эшреф представляет мир, который он ни разу не видел. Эшреф Армаган

Эшреф разработал свой собственный метод создания портретов. Он просит зрячего человека сесть рядом и левой рукой легонько прикладывает лист бумаги к лицу этого человека для того, чтобы прикосновением ощутить будущий портрет, а правой рукой свои ощущения переносит на другой лист - делает набросок, и только после этого добавляет в портрет краски. Он, даже, сделал портреты бывшей первой леди Турции, нынешнего президента и нынешнего премьер-министра. Эшреф разработал свой собственный метод создания портретов. Он просит зрячего человека сесть рядом и левой рукой легонько прикладывает лист бумаги к лицу этого человека для того, чтобы прикосновением ощутить будущий портрет, а правой рукой свои ощущения переносит на другой лист - делает набросок, и только после этого добавляет в портрет краски. Он, даже, сделал портреты бывшей первой леди Турции, нынешнего президента и нынешнего премьер-министра.

Эшреф Армаган Эшрефу Армагану в настоящее время 57 лет, женат, имеет двоих детей. Он выставлял свои работы уже более чем на 20-ти выставках в Турции, Голландии и Чехии. Он появлялся несколько раз на телевидении и в печати Турции, и, даже, в программах BBC и ZDF. А телеканал Дискавери снял о нем целый фильм.

Леся Украинка Во многих ее стихах часто повторяются два слова: «крылья» и «песня». Может быть, оттого, что самой сильной мечтой ее всегда было взлететь, преодолевая оковы слабого тела, а строки ее стихов, наполнены мягкими и печальными напевами родной земли, где бы она не находилась: под жарким солнцем Египта, серым и дождливым небом Германии или у берегов Средиземного моря в Греции... Леся Украинка родилась 25 февраля 1871 года в г. Новоград-Волынском, в той части Украины, которая входила в состав Российской империи.

В семье не чуждой высоких духовных интересов: мать — писательница, творившая под псевдонимом: Олена Пчилка (Ее поэзию и рассказы на родном языке для детей, хорошо знали на Украине), отец — высокообразованный помещик, очень любивший литературу и живопись. В доме Косачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. Дядя Леси (так ее звали в семье и это домашнее имя стало ее литературным псевдонимом.) — Михаил Драгоманов, впоследствии дружески опекавший племянницу и всяческий помогавший ей, — был известным ученым, общественным деятелем, подолгу жил за границей во Франции и Болгарии. Он водил знакомство с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Виктором Гюго, был в курсе всех новейших литературных и политических событий и часто пополнял библиотеку племянницы посылками из-за границы. В семье не чуждой высоких духовных интересов: мать — писательница, творившая под псевдонимом: Олена Пчилка (Ее поэзию и рассказы на родном языке для детей, хорошо знали на Украине), отец — высокообразованный помещик, очень любивший литературу и живопись. В доме Косачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. Дядя Леси (так ее звали в семье и это домашнее имя стало ее литературным псевдонимом.) — Михаил Драгоманов, впоследствии дружески опекавший племянницу и всяческий помогавший ей, — был известным ученым, общественным деятелем, подолгу жил за границей во Франции и Болгарии. Он водил знакомство с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Виктором Гюго, был в курсе всех новейших литературных и политических событий и часто пополнял библиотеку племянницы посылками из-за границы. Леся Украинка

Леся Украинка Любимая всеми Леся поначалу росла здоровой и веселой. Она не получила систематического образования, так как не посещала гимназии. Ее единственным и довольно строгим домашним учителем была мать, Ольга Петровна. Она разработала собственную программу обучения, отличавшуюся широтой и основательностью, но строгой системы в ней не было и об этом недостатке сама поэтесса впоследствии очень сожалела. Отец пытался настаивать на том, чтобы пригласить к Лесе преподавателей из гимназии, но разве можно было переспорить властную, самолюбивую Ольгу Петровну, привыкшую к тому, что в жизни Леси должны быть главными только ее решения?!! Обстоятельства судьбы дочери способствовали этому ошибочному убеждению. Необычайно талантливая, восприимчивая, ранимая, с глубоким, истинным, музыкальным дарованием, (она начала играть и сочинять маленькие музыкальные пьесы с пяти лет!) в возрасте восьми лет написавшая первое стихотворение, Леся в 1881 году неожиданно тяжело заболела. Ее мучила нестерпимая боль в правой ноге. Сперва решили, что у нее острый ревматизм, лечили ваннами, мазями, травами, но все было бесполезно. Боль перешла в руки.

Леся Украинка Врачи, наконец, смогли определить, что это — туберкулез кости. На музыкальной карьере Леси был поставлен крест. После первой, сложной, но крайне неудачной, операции рука осталось искалеченной! Тогда-то в глазах хрупкой девочки впервые появилась печаль. Она и в дальнейшем, словно легкое покрывало, будет окутывать все ее творчество. Отныне много месяцев в году девочка должна лежать в постели, не делать резких движений, все время испытывать мучительную боль... Родители не сдавались. Они возили девочку к морю, на грязевые ванны и купания, обращались к лучшим врачам, народной медицине, заграничным профессорам в Германии, но все было тщетно. Болезнь если и отступала, то не надолго. Лесе теперь приходилось только вспоминать ее таинственные ночные прогулки по усадебному парку в Колодяжном (имении Косачей на Волыни), когда она слушала и ей казалось, что слышала сонное дыхание листвы и трав, видела купающуюся в пруду ведьму — русалку Мавку, вплетающую в волосы желто-белую кувшинку, ловила руками лунные лучи...

Леся Украинка Она всегда и во всем пыталась отыскать радость, даже в малом! В ней жил неукротимый дух. Самозабвенно, ночами, изучала языки: болгарский, испанский, латинский, древнегреческий, итальянский, польский, немецкий, не говоря об английском и французском, географию, историю Востока и восточных культур, историю искусства и религий, а для своих младших сестер в 19-летнем возрасте (!) написала учебник: «Древняя история восточных народов». Михайло Павлык — украинский писатель и общественный деятель — вспоминал об одной из встреч с поэтессой во Львове в 1891 году: « Леся просто ошеломила меня своим образованием и тонким умом: Я думал, что она живет только поэзией, но это далеко не так. Для своего возраста это — гениальная женщина. Мы говорили с ней очень долго, и в каждом ее слове я видел ум и глубокое понимание поэзии, науки и жизни!»

Леся Украинка Леся лечилась в Египте и Греции, в Германии и Австрии. Все было бесполезно. К обострившемуся процессу костного туберкулеза прибавилась неизлечимая болезнь почек. Она скончалась в г. Сурами (Грузия) первого августа 1913 года. Улетела «на крыльях песни». Осуществилась ее давняя мечта: она всегда хотела потрогать руками облака...

Владислав Титов В 1960 году, спасая шахту от взрыва, Владислав Титов совершил подвиг. Вагонетка с углем, сорвавшись с рельсов, ударила в электрокабель высокого напряжения и пробила его, короткое замыкание - и высеченный огонек побежал по кабелю к трансформатору. В. Титов находился рядом и понял: если огонь доберется до трансформатора - произойдет взрыв на шахте, где работали две смены шахтеров. Отключить ток времени не было, и горный мастер, чтобы не допустить взрыва бросился к щитку и принял на себя удар в шесть тысяч вольт. Взрыва не произошло, но кабель еще горел. Тогда Титов прополз несколько метров и закрыл своим телом огонь. Его нашли проходчики. Много месяцев врачи боролись за жизнь героя. Загадкой для врачей оставалось то, что Титов не погиб мгновенно - полученные им травмы были несовместимы с жизнью. Ему сделали несколько сложнейших операций. Искусство врачей и огромная воля Владислава Титова, его неугасимая любовь к жизни в итоге победили «всем смертям назло...» Титов остался жив, но из больницы вышел с тяжелой инвалидностью, хромая, без обеих рук.

Владислав Титов Переехал в Луганск на постоянное место жительства. Здесь стал писателем. Не имея рук, писал, держа карандаш в зубах. Большую помощь в литературном процессе ему оказывала жена, Рита Петровна Титова. Был членом редколлегии журналов «Юность», «Радуга», «Донбасс», членом президиума областного Комитета защиты мира, членом Союза журналистов, депутатом Луганского городского совета народных депутатов. «Шахта навсегда осталась моей радостью и моей болью. И случись жизнь прожить заново, я бы ничего не стал менять в ней», – признался Титов в автобиографии.

Владислав Титов Вхождение в литературу бывшего шахтера было долгим и сложным. «Труд писателя не так легок, как это кажется, – отмечал впоследствии Титов. – Иной раз я думаю, что легче спуститься в шахту и отработать там смену-другую без отдыха, чем написать один лист» В своем первом произведении, принесшем литературную известность начинающемуся писателю, повести «Всем смертям назло...» он создает образ молодого шахтера, героический характер, воплотивший в себе лучшие черты рабочего подземных горизонтов. Характер типический, несущий на себе многие биографические черты. На встрече с писателем Титовым на шахте имени Ленина треста «Ленинуголь» рабочий шахты Петр Васильевич Шибанский сказал такие слова: «Я не побоюсь назвать повесть учебником. Было бы неплохо, если бы каждый, кто впервые спускается в шахту, читал, больше того, изучал «Всем смертям назло...». И понял бы тогда: профессия шахтера – для мужественного человека. Идти в лаву – значит идти в бой»