12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Домащенко Вера Анатольевна47
Россия, Иркутская обл., Иркутск

презентация "Хамелеон"PPT / 2.37 Мб

/data/files/j1675700482.ppt (презентация "Хамелеон")Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая: - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;


Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать навыки анализа художественного произведения;

Метапредметные:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию из учебника, произведения и оформлять ее виде схемы, плана и конспектов, определять понятия;

Регулятивные: уметь выделять действия с постановленной задачей;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

Личностные: формирование спектра этических чувств, чувства юмора, сострадания.

Эпиграф для урока: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Оборудоввание: презентация, индивидуальные задания на карточках, решето, слова.

Ход урока:

1.Организационный момент (Звучит музыка (спокойная)

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова, которые будут эпиграфом нашего урока: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2.Актуализация знаний

- Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

- Верно. Эти слова стали смыслом его жизни и творчества. Великий русский писатель, замечательный художник слова, который прекрасно знал жизнь, глубоко понимал людей, их психологию, поведение, имел неистощимую фантазию и чувство меры, а главное – высокую требовательность, с которой он рассматривал жизнь и смешное в ней; даже добродушно смеясь, он много требовал от жизни и человека, понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

3. Постановка цели и задач урока

-Опираясь на данные слова, сформулируйте задачи:

Познакомиться…(с произведением)

Исследовать…(речь, жесты, мимику, портрет персонажей)

Приобрести…(новые знания, понятия, термины, опыт работы

Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Обратите внимание на его портрет. Что вы можете сказать?

Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством.

Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам.

И свой характер он сформировал тоже сам.

Как это произошло, мы поймем, изучив его детство, юность и период становления Чехова, как писателя.

4.Работа над биографией. Откройте страницу 325.

-Познакомьтесь с биографией писателя. (читают про себя)

- А теперь проверьте информацию, которую я вам приготовила. Всё ли здесь правильно. Исправьте все ошибки. Работа в парах

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Антон Павлович Чехов»

Вопрос

Тезис

Где родился А.П.Чехов?

А.П.Чехов родился в Тарханах

В какой семье родился Чехов?

Дед — дворянин, откупившийся на волю, отец — владелец бакалейной лавки

Как прошло детство писателя?

Целыми днями Чехов резвился, играл с детьми

Почему семья Чеховых переехала в Москву?

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился

Чем занимался Чехов, оставшись в Таганроге?

Чехов с 6 класса гимназии вёл самостоятельную жизнь, зарабатывал деньги уроками

Как началась литературная деятельность Чехова?

В гимназии он пишет юмористические сценки, очерки, пьесы

Какую профессию выбрал себе Чехов?

Чехов поступил на филологический факультет Московского университета

Когда Чехов начал печататься?

С 1884 года печатался под псевдонимом Антоша Чехонте

Какой образ жизни вёл писатель в Мелихове?

Чехов наблюдал жизнь крестьян и вёл большую общественную работу (врач, попечитель школы)

В каких жанрах писал Чехов?

Рассказы, повести

Почему рассказы Чехова всегда кратки?

«В маленьких рассказах лучше пересказать, чем недосказать»

- Молодцы! А теперь перейдем к его рассказу «Хамелеон», который вы должны были прочитать дома.

5. Анализ произведения

Чтобы объяснить смысл заглавия рассказа А.П.Чехова, обратимся к толковому словарю. Оказывается, что слово ХАМЕЛЕОН имеет два значения

1) разновидность ящериц, способных менять свой цвет в зависимости от окружающей среды

2) переносное значение: Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии в зависимости от обстановки.

2.Какое из этих значений раскрывается в рассказе

(Мы считаем, что в рассказе Чехова раскрывается второе значение этого слова: человек – хамелеон – это полицейский надзиратель Очумелов, который 6 раз меняет своё мнение по поводу собаки.) Перепишите в тетрадь второе значение

Таким образом, автор не случайно назвал свой рассказ «Хамелеон». Как ящерица- хамелеон меняет цвет кожи в зависимости от окружающей среды, так и Очумелов меняет свое мнение в угоду обстоятельствам.

- Где происходит действие? (на базарной площади)

- Кто герои рассказа? (полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин, белый борзой щенок, толпа)

- В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других рассказов Чехова, лежит анекдот, короткая занимательная история. Расскажите, какая именно? (Сюжет рассказа такой: мастера золотых дел Хрюкина укусила за палец собака. Полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кто хозяин собаки – от этого зависит его решение. В конце рассказа все узнают, что это собака «генералова брата» )

Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении, и установите соответствие с их социальным статусом

Хрюкин

генерал

Пичугин

«золотых дел мастер»

Елдырин

городовой

Жигалов

генеральский повар

Прохор

купец


Взаимопроверка

- Проверьте друг друга

-А теперь поговорим о том, когда происходит действие в произведении.

Выполните задание

Ситуация:семиклассники Паша и Лера поспорили.

Лера: - В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» дело происходит зимой, потому что Очумелов в шинели, и он часто просит Елдырина надень на него эту шинель.

Паша: - По-моему, это ошибка. Дело происходит летом.

Кто из ребят прав? Запишите объяснение. Также выпишите предложение из текста, доказывающее ваше объяснение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Сколько раз меняется отношение Очумелова к собаке?

-Проследим , как меняется отношение Очумелова к собаке в зависимости от обстоятельств и заполним таблицу

«-Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...» Какие слова произносит Очумелов? Зачитайте.

(1 фраза) Какие черты проявляются у Очумелова? (высокомерие, грубость)

«-Это, кажись, генерала Жигалова», - говорит кто-то из толпы». Назовите следующую фразу Очумелова. (2 фраза) Как изменилось отношение к ситуации? (лицемерие, страх, он снимает шинель, потому что ему жарко, оправдываясь, тон речи его меняется)

«-Нет, это не генеральская…у генерала таких нет». А теперь какая реакция? (3 фраза(двуличный, приспосабливается к ситуации, подхалимство, чинопочитание. Истребив собаку, он знает, что его никто не накажет, никто с него не спросит)

«-А может быть, и генеральская…- думает вслух городовой. –На морде у ней не написано…» (4 фраза) (О. знобит, надевает пальто, понятие «я», хозяин положения: «Скажешь, что я нашел и прислал», чтобы заслуги зачислились, ждет награды)

«-Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша? - Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!» (5 фраза) (пресмыкается даже перед генеральским поваром, называя его «милым»)

«-Это не наша, - продолжает Прохор. – Это генералова брата, что намеднись приехал» (6 фраза) (лицо заливается улыбкой умиления, уже готов пресмыкаться даже перед собакой)

«Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада…Толпа хохочет над Хрюкиным» (7 фраза) (солдафонство, командует бездумно, угодничество, угодил генералу, его брату, накажет Хрюкина, который виноват во всем)

Работа по таблице (выписать цитаты):

                 не генеральская

                      генеральская

1. «А собаку истребить надо. Немедля!»

3. «Ни шерсти, ни вида…Нужно

проучить!»

5. «Она бродячая! Истребить, вот и все.»

2. «Она маленькая…Ты, должно быть,

расковырял палец гвоздиком.»

4. «Собака – нежная тварь…А ты,

болван, опусти руку!»

6. «Собачонка ничего себе…Шустрая

такая…»



- Так что же такое хамелеонство? (Это страшное социальное явление, потому что люди теряют свое человеческое достоинство, моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств)

- Встречается ли в нашей жизни это явление? Приведите примеры. (Хамелеонство Очумелова — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».

Хамелеонство – обычное явление в нашей жизни, потому что до сих пор есть люди, которые готовы стоять на коленях, заискивать, угождать тем, кто выше их по положению, социальному статусу. Такие люди смотрят на обстоятельства с точки зрения "Где мне лучше?", "Где я получу прибыль?", "Где мне дадут должность повыше?", и в зависимости от этого меняют свою позицию в политике, политических событиях, предают своих друзей, и поддерживают врагов. Они льстят, лицемерят, нагло врут.)

- Подберите синонимы к слову ХАМЕЛЕОНСТВО (лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество)

- Соедините определения и понятия

лицемерие

почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.

угодничество

несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.

чинопочитание

излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.

приспособленчество

умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

6. Домашнее задание: написать ответ на вопрос «Актуальна ли тема хамелеонства в наше время , докажите»

7. Подведение итогов.

Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.


На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочки с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие.

Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Следите, чтобы вокруг него не появились сорняки – пороки. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

8.Заключительное слово учителя – напутствие для учеников:

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность Отчизне,

Имя гражданина и борца.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.