12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коновалова Ольга Васильевна18

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Урок литературы в 5 классе с использованием

технология развития критического мышления

(Чтение с прогнозированием)

Цели: 1. Познакомить учащихся с текстом произведения, с понятием «баллада», помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой.

Закрепить навыки анализа художественного произведения; развить устную и письменную речь учащихся

Воспитать умение принимать осознанные решения; на примере художественного произведения показать ценность человеческой жизни.

Оформление: Портрет В.А.Жуковского, иллюстрации к произведению; на доске - определение жанра баллады (стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом)

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Предварительная работа: презентация на тему «Кубок» (Работа ученика)

Ход урока

Стадия ВЫЗОВА

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением известного нам автора - В.А.Жуковского. Что мы о нем знаем? С какими его произведениями уже знакомы?

Произведение, с которым сегодня познакомимся, называется «Кубок». Чтобы понять, что обозначает это слово, предлагаю посмотреть презентацию вашего одноклассника.

Итак, мы узнали, что слово «кубок» употребляется в двух значениях:

Дорогая чаша на длинной ножке (Царский кубок)

Кубок, который получают спортсмены за высокие спортивные результаты.

Как вы думаете, в каком значении использует автор это слово в своем произведении?

Мы имеем дело с жанром баллады. Это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом. Напишите небольшой рассказ, опираясь на определение баллады, используя следующие слова: золотой кубок, море, ужас, царь, царевна, паж молодой, приказ, гибель. После прочтения баллады посмотрим, чей текст был ближе всех к авторскому.

( Пример детской работы: В одном царстве жил царь. Он приказал молодому пажу раздобыть золотой кубок. Возвращаясь с задания, на 6epeгy моря он встретил царевну. Она была просто чудо .Они полюбили друг друга. Царь узнал про это и приказал убить пажа. Так молодой паж нашел свою гибель.)

А теперь прочитаем балладу.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

Кубок

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,

В ту бездну прыгнет с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной»

Так царь возгласил, и с высокой скалы,

Висевшей над бездной морской,

В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

Для чего царю понадобилось это? Как этот поступок характеризует царя?

« Кто, смелый, на подвиг опасный решится?

Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

-Как вы думаете, найдется человек, готовый броситься в пучину морскую?

Но рыцарь и латник недвижно стоят;

Молчанье на вызов ответ;

В молчанье на грозное море глядят;

За кубком отважного нет.

И в третий раз царь возгласил громогласно:

« Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

И все безответны... вдруг паж молодой

Смиренно и дерзко вперед;

Он снял епанчу, и снял пояс он свой;

Их молча на землю кладет...

И дамы и рыцари мыслят, безгласны:

« Ах! Юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

-Что бы вы сказали в данный момент пажу молодому?

И он подступает к наклону скалы,

И взор устремил в глубину...

Из чрева пучины бежали валы,

Шумя и гремя, в вышину;

И волны стирались, и пена кипела:

Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом;

Пучина бушует, пучина клокочет...

Не море ль из моря извергнуться хочет?

О чем говорят эти строчки?

И он, упредя разъяренный прилив,

Спасителя-Бога призвал.

И дрогнули зрители, все возопив,-

Уж юноша в бездне пропал.

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасет никакая уж сила.

Что заставило юношу броситься в морскую пучину?

Что вы думаете о дальнейшей судьбе молодого человека?

Над бездной утихло, в ней глухо шумит...

И каждый, очей

Не смея от бездны, печально твердит:

«Красавец отважный, прости!»

Все тише и тише на дне ее воет...

И сердце у всех ожиданием ноет.

« Хоть брось ты туда свой венец золотой

Сказав: кто венец возвратит,

Тот с ним и престол мой разделит со мной!

- Меня твой престол не прельстит.

Того, что скрывает та бездна немая,

Ничья здесь душа не расскажет живая.

О чем говорят последние две строчки?

Немало судов, закруженных волной,

Глотала ее глубина:

Все мелкой назад вылетали щепой

С ее неприступного дна...»

Но слышится снова в пучине глубокой

Как будто роптанье грозы недалекой.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом...

И брызнул поток с оглушительным ревом,

Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг...

Как вы думаете, что случилось вдруг?

... что-то сквозь пену седой глубины

Мелькнуло живой белизной...

Мелькнула рука и плечо из волны...

И борется, спорит с волной...

И видят - весь берег потрясся от клича-

Он левою правит, а в правой добыча.

-Какая?

И долго дышал он, и тяжко дышал,

И Божий приветствовал свет...

И каждый с весельем: « Он жив!- повторял

- Чуднее подвига нет!

Подвиг ли это?

Из темного гроба, из пропасти влажной

Спас душу живую красавец отважный».

Он на берег вышел, он встречен толпой;

К царевым ногам он упал;

И кубок у ног положил золотой;

И дочери царь приказал:

Дать юноше кубок с струей винограда;

И в сладость была для него та награда.

« Да здравствует царь! Кто живет на земле,

Тот жизнью земной веселись!

Но страшно в подземной таинственной мгле...

И смертный пред Богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знай тайны, им мудро от нас сокровенной.

Объясните смысл последних двух строк.

Стрелою стремглав полетел я туда...

-Какие чувства испытали бы вы, оказавшись там?

И вдруг мне навстречу поток;

Из трещины камня лилася вода;

И вихорь ужасный повлек

Меня в глубину с непонятною силой...

И страшно меня там кружило и било.

Но Богу молитву тогда я принес,

И Он мне спасителем был:

Торчащим из мглы я увидел утес

И крепко его обхватил;

Висел там и кубок на ветви коралла:

В бездонное влага его не умчала.

И смутно все было внизу подо мной

В пурпуровом сумраке там;

Все спало для слуха в той бездне глухой;

Но виделось страшно очам,

Как двигались в ней безобразные груды,

Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в черной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,

От взора людей далеко;

Один, меж чудовищ, с любящей душой,

Во чреве земли, глубоко

Под звуком живым человечьего слова,

Меж страшных жильцов подземелья немого.

Что (кого) видел паж молодой на дне морском?

И я содрогался...вдруг слышу: ползет

Стоногое грозно из мглы,

И хочет схватить, и разинулся рот...

Я в ужасе прочь от скалы!..

То было спасеньем: я схвачен приливом

И выброшен вверх водомета порывом».

Благодаря чему спасся паж?

Чудесен рассказ показался царю:

« Мой кубок возьми золотой;

Но с ним я и перстень тебе подарю,

В котором алмаз дорогой,

Когда ты на подвиг отважишься снова,

И тайны все дна перескажешь морского».

Что предлагает царь? Как характеризует этот приказ царя?

Согласится ли паж молодой еще раз на такое безрассудство?

То слыша, царевна с волненьем в груди,

Краснея, царю говорит:

«Довольно, родитель, его пощади!

Подобное кто совершит?

И если уж должно быть опыту снова,

То рыцаря вышли, не пажа младого».

Но царь, не внимая, свой кубок златой

В пучину швырнул с высоты:

« И будешь здесь рыцарь любимейший мой.

Когда с ним воротишься ты;

И дочь моя, ныне твоя предо мною

Заступница, будет твоею женою».

В нем жизнью небесной душа зажжена;

Отважность сверкнула в очах;

Он видит: краснеет, бледнеет она,

Он видит: в ней жалость и страх...

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны...

Как вы думаете, какая участь ждет героя?

Утихнула бездна и снова шумит...

И пеною снова полна...

И с трепетом в бездну царевна глядит...

И бьет за волною волна...

Приходит, уходит волна быстротечно-

Попробуйте дописать последнюю строчку.

А юноши нет и не будет уж вечно.

Вопросы но всему тексту:

Ваши впечатления от баллады.

Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость героев баллады?

Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправдываете, какие осуждаете

О чем эта баллада?

Стадия РЕФЛЕКСИИ

Возвращаемся к творческим заданиям: кто ближе всех оказался к балладе?

Домашняя работа: сочинение - миниатюра на тему «Человек - кузнец своего счастья»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.