12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чернышева Оксана Андреевна22
0

Буквы Ё, ё. Обозначение гласной буквой ё мягкости предшествующего согласного . Случаи, когда буква ё обозначает два звука

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»






Буквы Ё, ё. Обозначение гласной буквой ё мягкости предшествующего согласного .

Случаи, когда буква ё обозначает два звука


(технологическая карта урока)





Автор – составитель:

Чернышева Оксана Андреевна,

учитель начальных классов







Анжеро-Судженск

2020




Технологическая карта урока

Класс: 1класс по программе «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Составила: Чернышева Оксана Андреевна



Тема урока


Буквы Ё, ё. Обозначение гласной буквой ё мягкости предшествующего согласного звука. Случаи, когда буква ё обозначает два звука(й*о).



Планируемый результат:


Предметные:


Ребята определяют особенность буквы Ё ( в начале слова и после гласной обозначают два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге- слиянии), учатся вычленять в словах в словах звуки [й'о], обозначать эти звуки буквами Ё, ё, производить звуковой анализ, читать и писать слова с изученными буквами, озаглавливают текст; составляют рассказ по картине



Метапредметные

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание природы, формулируют проблему и цель урока

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия, используют знаково – символические средства для решения учебных задач

Коммуникативные: выразительно читать художественные тексты, учатся слушать собеседника, работать в парах и группах

Личностные:


Установка на экологическую культуру, ценностное отношение к природному миру, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, классе и следовать им, проявлять интерес к новому материалу, на основе конкретных фактов.


Основные термины и понятия

Звук, буква, корень, суффикс




Проблема урока



Познакомить с новыми буквами Ё,ё, выяснить двойную роль буквы ё (если ё стоит в начале слова и после гласной – обозначает два звука, если ё стоит между согласными, то обозначает один звук и служит для мягкости согласного)



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся



1.Организационный момент и мотивация к учебной деятельности

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место.

Проверяют наличие учебных принадлежностей на партах.

Слайд 1

.

2. Актуализация знаний

1)Повторение изученного.

Какая бывает речь? (устная и письменная)

Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

А из чего состоят слова? (из звуков)

На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные)

Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

Какие буквы мы с вами называем хитрыми? (я и е эти буквы могут обозначать два звука)

В каких случаях это бывает? (в начале слова, после гласной)

- Как вы думаете, есть ли ещё в нашем алфавите хитрые буквы? (ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе урока)


2) Игра: «Угадай, какой звук»

-Сейчас мы с вами поиграем.

Я называю вам согласные звуки, а вы будите показывать: колокольчик - если звук звонкий, а наушники - если звук глухой.

Назовите звуки, которые всегда твёрдые. ( ш, ж)





Отвечают на вопросы.












Слушают правила игры.


Поднимают карточки.


Отвечают на вопрос.

3. Постановка целей и определение темы урока

- Кто хочет узнать ещё одну хитрую букву?

- Тогда сейчас вам нужно быть очень внимательными.

- Назовите, что изображено на экране.

- Найдите одно слово, которое отличается от остальных.

- Почему вы выбрали это слово?

- Произнесите слово по слогам.

-Сколько слогов в слове ёлка?

Произнесите несколько раз первый слог.

-Какой же звук слышите первым?


- Какой буквой мы обозначаем этот звук?


- Почему эту букву называем хитренькой?



Какая это буква?


Какая цель нашего сегодняшнего урока?




На какую букву похожа буква Ё?

Е и Ё родные сёстры

Различать сестёр непросто

Ну у буквы ё две точки

Словно к лесенке гвоздочки.

- На что похожа буква Ё?



Слайд 2. Земляника, ёлка, малина, клубника.

Называют слово «ёлка»

Отвечают на вопрос.

Ёл-ка

Два


[й`] [о]


Ё


Ребята отвечают, потому что она может обозначать и один звук, и два.


Гласная


Ребята отвечают

Сообщают сами тему урока и цель урока.

( будем знакомиться с новой буквой ё, обозначающей два звука, учиться выделять данную букву в словах, определять количество звуков)

Слайд 3

На букву Е

На грабли, на гребень.

4.Работа над новым материалом

Сказка «Почему Ё всегда ударная?»

- Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две шишки –ой, нет – две точки.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Ё стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Ё упало две шишки, от которых на голове у Ё образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву– букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

- Давайте проверим, так ли это?

-Прочитайте эти слова хором.

ЁЛКА

ТВОЁ

ЁЖИК

ПЕНЁК

ЗВЕРЁК

КОТЁНОК

ВЕСЁЛЫЙ

А теперь прочитайте каждое слово и найдите ударную гласную

Ну что, убедились? 

Запомните: на Ё всегда падает ударение.


1. Звуко - буквенный анализ слова

Ёжик- произнесите слово. Разделите на слоги. Назовите первую букву 1 слога. Сколько звуков слышите? Почему два?

Вывод: буква ё в начале слова обозначает два звука.


2.Поёт – произнесите это слово. Разделите на слоги. Назовите первую букву 2 слога. Сколько звуков слышите? Почему два?

Вывод: буква ё после гласных обозначает два звука.


3.Объясните, почему количество букв и звуков в этих словах не совпадает?

- С какими гласными буква ё будет дружить в этом случае? (е, я)

Вывод: если буква ё стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука.

- Подберите слова, в которых буква ё обозначает два звука. (ёжики, ёлочка, клюёт, смеётся…)

4.Что медведь любит больше всего? (мёд)

Показываю картинку. (проговорить слово хором, нараспев)

Какие звуки слышим мы в этом слове?

Звук ( м) – согласный, звонкий, мягкий,

Звук (о) – гласный, ударный.

Звук (т) – согласный, глухой, твёрдый

Что мы слышим после звука м? ( звук о)

- Почему звук (м*) мягкий? Что обозначило его мягкость?

- Когда буква ё обозначает мягкость согласного звука? В какой звук «превращается» сама?

- С какими гласными будет дружить буква ё в этом случае? (е, я, и)

Вывод: если буква ё стоит после согласной буквы, то она обозначает мягкость предшествующего согласного звука и обозначает звук (о).


Сколько звуков обозначает ё в данном слове?

Почему? Подберите слова, в которых буква ё стоит поле согласных. (лёд, клёст, смёл).

5. Работа в группах (карточки)


Первая группа – находят слова, где е и ё стоят в начале слова

Вторая группа – находят слова, где е и ё стоят после гласных

Третья группа – находят слова, где е и ё между согласными

(Клён, актёр, жёлтый, клёв, зелёный, пёс, тёмный, чёлка, шофёр, ёж, ёрш, ёлка, енот, поёт, куёт, жуёт, кукует, танцует, зеленеет, летает)

Слушают сказку
















Читают слова на доске







Делают вывод, что если ё стоит между согласными, то обозначает один звук и служит для мягкости.



Слайд 4. Учатся работать в парах. Контролируют работу друг друга

Каждая группа делает выводы, какие звуки обозначает буквы е и ё, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят между согласными

Слайд 5.







Одевают вместе с ёжиком шарфики и шапочки на слова











Слайд 6.

Физкультминутка

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки. (Руки вверх – в стороны – вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх) 
На елках – птичьи голоса, (руки в стороны) 
Внизу на елочках – роса. (Руки – вниз, присели) 

Выполняют движения под руководством учителя


Слайд 7.

5.

Первичное закрепление

1)Работа по Азбуке.

Почему же буквы е и ё взялись за руки?

а)Чтение слогов и слов с буквой е и ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё. ( ё- в начале слова, ё – после согласной)

Подчеркните слова, где ё обозначает 1 звук – 1 чертой, где 2 звука – 2 чертами

б) Сравнение первых слогов (но – нё, во – вё, ро – рё, со- сё)


2)Работа по развитию речи.

Игра «Найдите каждому детёнышу родителя»

Ёж, енот, ёрш, бегемот, лев, медведь.

- Разделите слова на две группы и назовите в 1 группе слова, где буквы ё, е обозначают два звука, а во 2 группе, где они обозначают мягкость предшествующего согласного звука.


4. Работа по таблице

Игра

«Кто больше составит слов»

( Щенок, котёнок, утёнок, козлёнок, поросёнок, телёнок, цыплёнок)

Какой суффикс во всех словах? (учитель показывает картинки )

цып

тё

нок

лё

у

коз

ро

по

те

сё

ко

ще

5. Работа с текстом, с. 31

Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку

Озаглавьте рассказ

Слайд 8.


Объясняют, что эти гласные обозначают два звука



Читают слоги и слова с буквой е и ё



Подчёркивают слова и учатся находить слова, где ё- обозначают один звук или два звука

Выделяют корень и суффикс


Делают выводы ё – для мягкости, о – для твёрдости согласных


Выделяют корень и суффикс


Составляют слова- названия домашних детёнышей, выделяют суффикс

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ

6. Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

Игра «Если буква ё  обозначает один звук, вы должны хлопнуть один раз.

Если буква ё обозначает два звука – [йо], то надо хлопнуть два раза»

Слова: моё, ёж, ёмкость, утёнок, колёса, звёздочки, ёлка, своё

Что вы нового узнали на уроке?

Что особенно вам понравилось?

Почему?

Что вызвало затруднения?

Почему?

Какие знания и умения вам помогли сегодня на уроке?


Выполняют хлопки









Отвечают на вопросы учителя


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.