12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хвостёнкова Ольга Александровна19
Россия
3

«Две силы: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»

Хвостенкова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ п. Опытный»

Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

Тема урока «Две силы: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»

Место в системе уроков – на этапе изучения творчества М. Ю. Лермонтова.

Тип урока: урок применения полученных знаний

Технологии: проектная, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа

Основные виды деятельности учащихся и учителя:

- беседа

- проектная деятельность

- анализ проблемных ситуаций

- создание письменного высказывание по теме

- составление кластера.

Цель урока: на основании текста «Песни…» М.Ю. Лермонтова сделать вывод о том, из каких составляющих складываются взаимоотношения главных героев, предположить, как они трансформируются впоследствии, проследить как испытания, выпавшие на долю Калашникова, помогли ему отстоять свою честь и достоинство.

 

Задачи урока:

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к русской истории и литературе;

- воспитание ценностного отношения к семье;

- воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

- воспитание осознания ситуации выбора, ответственности за него на основе нравственных ценностей и идеалов.

 

Развивающие:

- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умения работать в парах;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- развитие навыков монологической речи;

- развитие личностной рефлексии;

 

Образовательные:

- организовать усвоение знаний по теме «Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»

- совершенствовать навык работы с информацией, уметь выделять главное, видеть композиционные части произведения, уметь определять изобразительно – выразительные средства в тексте.

- обогащение словарного запаса учащихся.

 

Планируемые результаты:

Личностные. Формирование представлений о нравственных ценностях. Осознание значения литературы в процессе познания окружающего мира. Осознание семейных ценностей для формирования человеческой личности.

Метапредметные. Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Совершенствовать навыки сотрудничества во время обучения.

Предметные. Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры. Осмысление нравственных ценностей, влияние их на мировоззрение читателей.

 

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

 

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

 

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Оборудование:

- текст произведения;

- конверт с чистым листом;

Подготовительная работа перед уроком.

Перед уроком было дано задание подготовить сообщение о проведении кулачного боя в Москве 16 века, составить челобитную Ивану Грозному об отмене опричнины, сообщение о Домострое

Ход урока.

Начальный этап.

Организационный момент.

- определение готовности к уроку;

- приветствие.

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь , что наш урок будет для вас полезным, ознаменуется интересными открытиями.

Основной этап урока.

Вопрос М.Ю. Лермонтову

- На протяжении нескольких уроков мы изучали творчество М.Ю. Лермонтова, знакомились с его произведением «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сейчас у вас есть возможность задать 1 – 2 вопроса М.Ю. Лермонтову. Откройте конверты, возьмите листочки и запишите вопросы. (Дети записывают свой вопросы на листочках). Отложите конверты, к ним мы вернёмся позже.

2) Актуализация изученного материала, создание проблемной ситуации.

Сегодня мы продолжим разговор о поэме «Песня про купца Калашникова». На прошлом уроке мы изучали « Песню…», о многом вы уже знаете.

Интерактив

М. Ю. Лермонтов написал поэму в 1837 году, в год гибели Пушкина, в год, когда тема ВЛАСТИ и ПРАВДЫ звучала очень остро.

Итак, сегодня мы вновь окажемся в Москве 16 века. Во времена Ивана Грозного.

Гусли

- Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

- Какая она - Москва 16 века?

- Кто в «Песне..» является настоящим героем? Почему?

3) Создание проблемной ситуации

Готовясь к сегодняшнему уроку, я перечитывала сочинения учеников прошлых выпусков.

Хочу зачитать вам выдержку из одной работы:

«Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершил неверный поступок, идя на смертный бой с опричником Кирибеевичем. Силы их физические примерно равны, но Калашников обрекает себя в любом случае на верную смерть, неважно, победой закончится кулачный бой или поражением. А ведь у него есть жена, малые детки, младшие братья! Не лучше ли было пережить поступок опричника, тем более на стороне Кирибеевича - царь?»

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Две силы. Смысл столкновения (конфликта) Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным »)

- Какие цели нужно поставить перед собой на уроке? (узнать, что такое конфликт в литературном произведении, понять, что воспевает М.Ю. Лермонтов в « Песне…», осмыслить поступок купца Калашникова, извлечь нравственные уроки из поэмы)

4) Разрешение проблемной ситуации.

- Дайте определение слову конфликт.

- Конфликт в литературном произведении – столкновение, на котором построено развитие сюжета в произведении.

- Между кем развивается конфликт в «Песне…» ( конфликт

«Кирибеевич – Калашников», «Калашников – царь»).

5) Сопоставление героев. Работа в группах

- Дадим характеристику нашим героям: Калашникову и Кирибеевичу. Язык поэмы, детали помогут нам определить характеры тех людей, которые создает, выковывает нелегкое время эпохи Ивана Грозного. Чтобы ответить на проблемный вопрос, сравним героев

Параметры сравнения

Калашников

Кирибеевич

Происхождение, возраст, социальное и семейное положение

Молодой купец, женат на Алёне Дмитриевне, у них есть маленькие дети. Он купец не в первом поколении, младшие его братья тоже купцы.

Молодой опричник, то есть служит в личной гвардии царя Ивана Грозного. На неславянское происхождение указывает его отчество, а воспитывался он в семье Малюты Скуратова. Своей семьи у него нет.

Значение имени


Фамилия Калашников указывает на то, что предки купца были калачниками (пекли калачи и продавали их). Степан с греческого переводится как «корона», «венец», а Парамон — «надёжный», «крепкий», «верный».

У опричника известно только отчество — Кирибеевич. «Кирибей» в переводе с татарского означает «непокорный князь».

Внешность


Статен, могуч, широкоплеч, с соколиными очами, кудрявой бородой.

У него богатырские плечи, широкая грудь, очи тёмные, бойкие, волосы кудрявые.

Речевая характеристика ·


С покупателями речь ведёт ласково, братьев называет братцами любезными, а детей своих — детками любезными. Заподозрив жену в том, что гуляла она с боярскими сынками, говорит с ней строго. · Перед боем с опричником разговаривает с ним смело, решительно. · После победы над Кирибеевичем отвечает на вопрос царя с чувством собственного достоинства, считая, что правда на его стороне.

Умеет говорить красиво, использует в рассказе об Алёне Дмитриевне красочные сравнения. С царём говорит почтительно. Над бойцами, не решившимися выйти на бой с ним, Кирибеевич насмехался

Отношение к любви


Любит жену, чувствует ответственность за неё, за её честь. Для него семья, жена, дети — главное в жизни, а для Алёны Дмитриевны он — «государь», «красно солнышко».

Разрушает чужое семейное счастье, преследуя замужнюю женщину. В любви он эгоист, думает только о себе, не понимая, что позорит свою любимую.

Черты характера


Заботливость по отношению к семье и братьям; порядочность, честность, заботится о сохранении своей чести и чести семьи; храбрость.

Лукавство, хитрость, подлость, хвастливость, насмешливость. Способность восхищаться красотой. Смелость, но перед боем с Калашниковым он всё же ощутил испуг, так как понимал, что виноват перед ним.

Поступки


Перед боем поклонился царю, затем Кремлю и церквам, а потом и всему народу. · Вступает в бой с Кирибеевичем, чтобы отомстить за то, что он преследовал его жену. · Отказался открыть царю причину, из-за которой убил Кирибеевича.

Скрыл от царя, что его любимая замужем. · Напал на Алёну Дмитриевну, как разбойник, на пустынной улице, стал сулить ей богатство за её любовь. · Перед боем поклонился царю, а перед бойцами хорохорился, высокомерно бахвалился, выказывая пренебрежение к более слабым бойцам. Испугался, когда узнал, что его противник — муж Алёны Дмитриевны, и нанёс ему удар первым.

Вывод: Кулачный бой на Москве-реке в присутствии царя был для смелого и честного купца Калашникова способом защитить честь жены, семьи и свою честь. А для опричника Кирибеевича, привыкшего быть первым среди бойцов, бой был возможностью покрасоваться, побахвалиться перед более слабыми соперниками

Конфликт был неизбежен!

_ Кто из героев олицетворяет силу Власти? (Кирибеевич – любимец царя, позволяет себе недостойное поведение) Кто – силу Правды? (Калашников - честный купец, высокий дом – близость к Богу, дубовый стол – крепость семейных традиций, белая скатерть – чистота помыслов).

6) Этапы анализа произведения (работа с текстом)

-Писатель и поэт разговаривает с нами языком своего произведения. А при этом все имеет важное значение: и лексика, и композиция произведения. Давайте поговорим о строении произведения.

Композиция

Интерактив

- Поэма начинается с экспозиции. В ней главное место отведено царю. А что нового сказал Лермонтов о царе?

- Что вы знаете об опричниках? Вы получили задание составить челобитную царю И. Грозному об отмене опричнины – зачитайте.

- Завязка действия – это признание опричника Кирибеевича.

- Почему не весел молодой опричник? О чём он поведал царю? Какую правду утаил, почему?

- Что советует Кирибеевичу Грозный?

6 )Анализ эпизода, связанного с образом С. Калашникова.

Что вы можете сказать о купце, как он ведёт себя по отношению к жене? Чем он возмущён? 7) Сообщение о Домострое.

Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права выходить за пределы родительского дома. Замуж выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека , с которым придется жить всю жизнь. В доме на стене мужа её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит».

Несмотря на такие порядки жена не была рабой. Во всём, что касалось домашних дел, жена была полновластной хозяйкой, или , как тогда говорили» госпожой». Воспитание детей, огород, кухня были на её попечении. Муж редко вмешивался в эту сторону жизни.

Однако во всём, что касалось отношений с миром, который находился за воротами усадьбы жена была абсолютно бесправна. Не могла ничего покупать, знакомиться и разговаривать с кем – либо без разрешения мужа, даже пойти в церковь можно было только с разрешения мужа.

- Сделаем вывод оправдан ли гнев купца? Каким предстает перед нами Калашников? ( по характеру это сложный противоречивый человек). Каким он видит выход из создавшейся ситуации?

7)В 3 части мы узнаем о столкновении между Калашниковым и Кирибеевичем. Это кульминация поэмы. Что вы знаете о кулачном бое?

- Кулачный бой – потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала 20 века. Кулачные бои проводились по праздникам, разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой бой проходил площадях, зимой – на замёрзших реках, озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы. Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила , по которым нельзя было бить лежачего человека, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение правил строго наказывали. Несмотря на это , поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечья, бывали и смертельные исходы . ( По материалам журнала « Русская старина», 1913г №6,7)

8. Анализ сцены кулачного боя

-Какова цель боя для всех героев (для царя – потешиться, для опричника – потешить, для купца – постоять за святую правду)

-Почему автор изображает Калашникова и Кирибеевича одинаково сильными?

- С каким настроением идёт на кулачный бой купец Калашников?

Буду насмерть биться до последних сил,

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду – матушку,

Не сробейте братцы любезные!

- С каким настроением Кирибеевич?

( потешить царя И. Грозного, он уверен, что нет равного ему по силе).

-Кому поклонились герои? О чем это говорит?

-Степан Парамонович назвал свое имя. Что последовало за этим?

-Какие детали говорят о том, что на стороне купца правда?

- Почему одержал победу Калашников? (Исход битвы решило моральное превосходство Калашникова. Степан Парамонович готов насмерть биться за «святую правду – матушку». Выходя на поединок Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: « Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!»)

-Найдем строки, где царь ведет допрос Калашникова? Есть ли в вопросе скрытая угроза?

-Почему купец, живущий по совести, говорит неправду?

-Почему царь не держит своего слова по отношению к победителю («кто побьет кого, того царь наградит»)

9) Ответ на проблемный вопрос урока

А теперь вернёмся к проблемному вопросу нашего урока «В чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным?»

-Победила сила власти или сила правды?

Главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: «Не в силе Бог, но в правде».

- Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»

( У Калашникова не было другого выхода, не было у него надежды на Закон. То, что глава обесчещенной семьи убил «обидчика волей – вольною», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.


10) Анализ развязки поэмы

-Обратимся к развязке поэмы. Какие эпитеты говорят использует автор? («заунывный колокол», «весть недобрая»)

-Какое настроение передают строки этой части поэмы?

-В каких строках воплощена мысль, что народ помнит о Калашникове)


11. Подведение итогов урока.

- Какие нравственные уроки вам преподал М.Ю. Лермонтов в своём произведении?

- Чем обогатило вас наше сегодняшнее общение?

! Произведения художественной литературы формируют в нас те нравственные ориентиры, которым мы можем следовать. Пока на Руси есть героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе. Подвиг делает человека не только бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшие качества и порывы. История учит многому, и эти уроки мы не должны забывать.


12. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке, подумайте о вашем вкладе в урок. (учащиеся оценивают себя, обосновывая свою оценку)


13. Домашнее задание

- Сложность и противоречивость характеров литературных героев всегда привлекала режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни фильма, снятого по ней, почти не ставятся спектакли. Хотя известно, что в 1908 году сняли чёрно – белый немой фильм, но и он был утерян. Очень интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению.

Представим, что вы режиссёр театра, готовите постановку спектакля «Песня про купца Калашникова». Подберите актеров, которые смогли бы сыграть роли в этом фильме (спектакле). Составьте рекомендации для актёров, претендующих на роль купца.

На что вы обратите особое внимание (как должен выглядеть актёр, как себя вести, разговаривать, какую черту в характере следует подчеркнуть)?. Нарисуйте костюмы, декорации, подберите музыку к спектаклю « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.