12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихонова Ирина Ивановна48
Россия, Хабаровский край

Министерство образования и науки Хабаровского края

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОРЕНБУРГСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

Предмет: биология

 

 

Тема: Класс млекопитающие (Звери)

(Общая характеристика)

 

Урок в 7 классе средней общеобразовательной школы

по учебнику В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология: Животные».

 

 

 

Подготовила: Тихонова Ирина Ивановна

учитель биологии и химии

МБОУ ООШ Оренбургского сельского поселения Бикинского района Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

Хабаровский край

2021

Пояснительная записка

 

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я научусь.

(китайская мудрость)

Урок по предмету «Биология. Животные» по теме «Класс млекопитающие (Звери)» входит во второй раздел «Многоклеточные животные». Составлен на основе «Рабочая программа» по биологии для 7 класса на 2020-2021 учебный год».

Семиклассники получают углубленные знания об эволюционном строении и многообразии живых организмов, о принципах их классификации. Основу изучения содержания биологии в 7 классе составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Биологическая информация на уроке «Класс млекопитающие (Звери)» содержит эволюционные прогрессивные признаки млекопитающих, многообразие их отрядов, семейств, видов - ведущие системообразующие идеи.

Целенаправленное развитие личности обучающегося семиклассника осуществляется посредством реализации задач, направлено на развитие познавательных и коммуникативных качеств личности при овладении понятия «млекопитающие» животные или «звери». Задачи определяются на каждом этапе урока. Личностно - ориентированное обучение обеспечивается посредством формирования учебных действий (УУД), как умение видеть проблемы, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал с биологической информацией и др.

Работа над способами освоения материала позволит добиться результативности:

- определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе, объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных (предметные),

- выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных (познавательные - метапредметные УУД),

- эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль (коммуникативные - метапредметные УУД). Можно обращаться к опыту одаренных детей.

Урок структурирован поэтапно. Во-первых, «вызов» - активизируются имевшиеся ранее знания о живых организмах, пробуждается интерес к теме – постановка обучающимися цели изучения предстоящего учебного материала. Далее, «осмысление» содержания «текста» (печатный текст, речь учителя, видеоматериал). В-третьих, размышление - «рефлексия» - происходит переосмысление представлений о «позвоночных хордовых». Выполнение учебных действий (ведение записей, схематическое оформление, составление таблиц) позволяет отслеживать собственное понимание приобретенной биологической информации о классе «млекопитающие», их подклассах и отрядах (первозвери - «однопроходные», низшие звери - «сумчатые», высшие звери насекомоядные и другие). Особенностью урока является содержание регионального компонента (РК) - Насекомоядные Дальнего Востока.

Методическая разработка «Класс млекопитающие (Звери)» рекомендуется учителю биологии для проведения урока по учебнику «Биология: Животные. 7 кл.» авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. УМК В.В.Пасечник. Возможны изменения карты урока в зависимости от состава обучающихся в классе.


 

Учебный предмет: «Биология. Животные»

Класс: 7 класс

 

Технологическая карта урока биологии по ФГОС

Раздел программы

Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа)

Место урока

Урок 36 от начала года, урок 32 от начала раздела 2, первый урок по теме «Класс Млекопитающие» (пять уроков, 36-40)

Тема

«Класс Млекопитающие (Звери)». (Общая характеристика)

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний: изучение и первичное закрепление нового материала

Актуальность

Урок, представленный в методической разработке, сориентирован на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции.

Основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

При изучении биологии важен процесс формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов посредством организованной деятельности.

Содержание программы

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края.

Обучающиеся должны знать

Понимать и определять понятия классификации (токсоны)

отряды: однопроходные,

сумчатые, насекомоядные, рукокрылые.

РК Насекомоядные Дальнего Востока

Обучающиеся получат возможность узнать

Признаки класса Млекопитающие.

Обучающиеся должны уметь

Выделять внешние признаки отрядов млекопитающих.

Обучающиеся получат возможность

Объяснять прогрессивные признаки млекопитающих, взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания млекопитающих.

Проблема

Отсутствие знаний обучающихся об общей характеристике животных класса «млекопитающие».

Понимают и определяют распределение организмов по таксономическим (крупным) группам:

царство «животные»,

тип «хордовые»,

подтип «позвоночные» (бесчерепные и черепные),

классы «рыбы», «земноводные» (или амфибии), «пресмыкающиеся» (или рептилии), «птицы» и

отряды этих классов, получили возможность ознакомления распределения организмов: семейства, род, виды.

Знают понятие «звери», отсутствует умение обосновывать запись слова «млекопитающие».

Цель урока,

как ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

 

Развитие личности обучающегося посредством освоения общей характеристики представителей многообразного класса «млекопитающие»

Предметная

Овладение целостной системы ведущих знаний (общей характеристики) о представителях многообразного класса «млекопитающие».

Понимание и обоснование классификации (таксон) млекопитающих по «отрядам».

Умение выделять внешние признаки и прогрессивные черты организации подклассы млекопитающих Первозвери (древние и примитивные млекопитающие) и Настоящие звери, позволившие им занять основные среды обитания.

Познавательная

Познавательный интерес к биологии как науке при освоении доступных способов изучения (запись, сравнение) представителей класса Млекопитающих, подтипа Позвоночных, типа Хордовых, Царства Животных через получение сведений от окружающих людей, из дополнительных информационных источников.

Регулятивная

Развитие рефлексивной культуры семиклассников.

Коммуникативная

Освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе.

Личностная

Развитие критического мышления; навыков сотрудничества со сверстниками, развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

Задачи урока, направленные

на планируемый УРОВЕНЬ достижения результата обучения.

 

 

Формирование метапредметных

(УДД)

Результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование метапредметных

(УДД)

результатов

У обучающихся недостаточно сформированы познавательные УУД: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы.

Предметные

Понимать и обосновать распределение млекопитающих на таксономические (самые крупные) категории,

группы - «отряды»: однопроходные (яйцекладущие подкласса Первозвери), сумчатые, насекомоядные, рукокрылые (подкласс Настоящие звери).

Освоить региональный компонент (РК):

Насекомоядные Дальнего Востока (ДВ); млекопитающие ДВ, занесенные в Красную книгу.

Познавательные УУД

развитие умений выделять, извлекать и структурировать информацию из «ТЕКСТА» (в широком смысле - это и письменный текст, речь учителя и одноклассника, фотографии, видеоматериал) существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;

усовершенствовать умение выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов;

углублять способы мыслительной деятельности (анализ, обобщение);

развивать навыки составления опорной и структурно-логической схемы текста (2 уровень);

совершенствовать речь (владение биологическими понятиями, терминами) устную и письменную, самостоятельное действие на основе имеющихся знаний о методах теоретического исследования при выполнении творческого (домашнего) задания (3 уровень).

 

Регулятивные УУД

Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий изучаемой информации:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД

эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль, работать в паре и в группе.

Сформированы умения высказывать свою точку зрения;

развивать умение слушать и понимать других.

Личностные

Развивать критическое мышление; вызвать сопереживание к последствиям результата незнания законов живой природы;

приобрести умение анализировать, сопоставлять, выделять главное;

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень)

Методы организации учебной деятельности

Метод проблемного изложения (характер познавательной деятельности);

словесные, наглядные источники знаний;

самостоятельность обучающихся;

«партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми (осуществление обратной связи со школьниками)

Форма обучения

Индивидуальная и коллективная формы обучения, работа в парах и группах, работа с источниками информации, конспектирование, беседа

Технология

Технология развития аналитического критического мышления (РКМ).

Задача научить школьников:

- выделять новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Историческое экологическое содержание и применение РКМ помогают ребенку

увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой

существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами,

осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Информационные образовательные ресурсы

Оборудование и наглядность:

интерактивная доска, презентация, технологические карточки учеников, фотографии животных, видеофрагмент, таблицы о животных.

Учебник (УМК)

Биология: Животные. 7 кл. : учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 5-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018.

Учебник «Биология: Животные. 7 кл.» входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Методическая разработка урока разработана на основе «Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2020-2021 учебный год» (Примерной программы по биологии авторского коллектива под руководством В. В. Пасечника).

Охрана труда

на уроке

Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха).

Наблюдение за посадкой учащихся.

Проведение динамической паузы.

Этапы урока

Название этапа урока

Примерное время, мин

I.

Вводный

0,5

II.1.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

2

II.2.

Мотивация и стимулирование деятельности семиклассников

2

III.

Постановка новой темы и цели урока

2

IV.

Освоение нового

20 - 25

V.

Закрепление. Заключительный этап урока

8-10

VI.

Информация о домашнем задании

0,5

VII.

Рефлексия (на каждом этапе и по завершении урока)

 

 

Самоанализ урока учителем

 

 

Разделы междисциплинарной ИКТ «Чтение и работа

с информацией»

«Получение, поиск и фиксация информации»

«Понимание и преобразование информации»

«Применение и представление информации»

«Оценка достоверности получаемой информации».

Планируемый результат освоения ИКТ: самодиагностика обобщенной матрицы, доработка ее по необходимости.

 


 

Технологическая карта урока

«Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать»

В. А. Сухомлинский

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся (модельные ответы)

Примечания

1

2

3

I. Вводный.

Получение положительного эмоционального настроя для создания ситуации успеха каждого ребенка.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.

Я рада вас видеть!

Знания, внимание, находчивость будут помощниками вам сегодня на уроке.

Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, в атмосфере полного взаимопонимания и с пользой для всех.

Хорошего вам настроения и успехов!

Перед началом урока раздать технологические карты семиклассникам, проверить готовность рабочих мест, собрать домашние работы (письменные, А4)

II.1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: Обсуждение задания проблемного типа,

возбуждение сопереживания к последствиям - результату незнания законов живой природы.

Факт истории

В истории человечества было много экологических трагедий, но мало что может сравниться с той, которая началась в 1958 году в Китае. Мао Цзэдун, лидер Китайской Народной Республики объявил, что пернатые съедают слишком много зерна на полях и призвал народ к их полному истреблению. Китайцы массово вышли на улицы и поля, вооружившись барабанами, палками и флагами. Они доводили птиц до смерти от истощения, не давая приземлиться, разбивали гнезда и устраивали ловушки. Всего было уничтожено сотни миллионов пернатых.

Заслушиваются варианты ответов на вопросы (модельные ответы)

Учитель: О какой птице идет речь? (Речь идет о воробьях.)

Как вы считаете, чем закончилась эта история? (После уничтожения воробьев увеличилось количество саранчи, и в Китае разразился голод.)

Учитель: Почему увеличилось количество саранчи, съедающей урожай на полях? (Уничтожены воробьи, которые питались и саранчой.)

Учитель: Какой вывод сделало человечество благодаря таким трагическим случаям? (высказываются об экологии окружающей среды и др.)

t1617841031aa.jpgИнформирует учитель или обучающийся

(на данном этапе и далее «текст» с дополнительным материалом «Факт истории», «воробей полевой» может рассказать ребятам одноклассник, подготовленный на внеурочном занятии).

 

ВЫВОД.

Незнание законов живой природы в истории человечества не единожды приводило к трагичным последствиям.

 

II.2. Мотивация и стимулирование

Учитель: Придумайте задание с животным вида «воробей полевой».

Задание: Определите положение в системе животного мира полевого воробья.

Карточка «воробей полевой» на доску.

1

2

3

II.2 Мотивация и стимулирование способа мыслительной деятельности (обобщение) семиклассников.

ИКТ «Применение и представление информации» в схему

Таблица. Классификация вида

Схема

 

 

Царство:

Животные

t1617841031ab.jpg

Тип:

Хордовые

Подтип

Позвоночные

Класс:

Птицы

Отряд:

Воробьинообразные

Семейство:

Воробьинообразные

Род:

Воробьи

Вид:

Воробей полевой


 

Высказываются ребята. (Учитель направляет:

снизу вверх называть по схеме, как заполнено в таблице «Классификация вида»)

Рассказывает по опорной схеме обучающийся

(семиклассник, подготовленный на внеурочном занятии).

 

III. Постановка новой темы и цели урока.

Цель этапа: проверка подготовки домашней работы, самостоятельное определение обучающимися темы и цели урока.

Учитель: Скажите, с чем мы познакомились на прошлых уроках?

(Ученик: на прошлых уроках мы познакомились с животными класса птиц, типа Хордовые, например, отряд Воробьинообразные.) Добиваться полных ответов!

Итак, на прошлых уроках мы познакомились с животными различных классов типа Хордовые, изучили их особенности строения и жизнедеятельности

Учитель: Давайте вспомним животных и классы, к которым они относятся.

Предлагаю вам разгадать загадки-вопросы (ребята продолжают фразу).

1.1) Иван Андреевич Крылов одну из своих басен назвал «Лебедь, рак и …(щука).

2) Какой вопрос можно поставить к ответу? (Назвать Класс, к которому относится «щука» - … (костные рыбы), отряд – … (Щукообразные)) стр. 97-98

Класс … Рыбы.

Разгадывание загадки, называя животных и Класс, к которому они относятся.

2. Это животное однажды придумало необычный способ передвижения на утках (лягушка). Произведение Всеволода Гаршина …(«Лягушка – путешественница»))

Класс … Земноводные.

3. В рассказе Киплинга «Маугли» кого боялись обезьяны? (удав) Смотрим фотографию и называем Класс к ответу (удав).

Класс … Пресмыкающиеся.

4. В одном из мифов, рассказывается о том, как эти животные спасли Рим (гуси). Класс … Птицы.

5. В басне Ивана Андреевича Крылова это животное оставило другое без деликатеса (лисица). Басня «Ворона и … (басня «Ворона и лисица»)

Учитель: Молодцы и умницы, верно отгадали!


 

Можно раздать карточки 1-5, зачитывать по нумерации (ребята продолжают фразу) и далее рассматривать поочередно фотографии животных

(См. Приложение):

1. щука,

2t1617841031ac.jpg
. лягушка,

3. удав,

4. гуси,

5. лисица

 

1

2

3

 

Итак, у вас есть вопросы? назвали классы ко всем видам животных? (Нет, не указали класс для лисицы.)

 

III. Постановка новой темы и

цели урока (Продолжение).

 

Учитель: К какому классу животных можно отнести лисицу?

Посещающие внеурочные занятия отвечают:

Лисица – зверь, или название - Класс Млекопитающие.

Учитель: Вы ответили верно, и это тема урока, как вы думаете какова цель урока?

Предположительно сформулируйте тему и цель всего урока (и обучающегося).

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом Млекопитающие, (или Звери)

Как думаете ступень развития зверей выше изученных рыб, амфибий, рептилий или птиц? Почему? (Млекопитающие стоят на высшей ступени развития.) (Развитие млекопитающих сложнее, человек в этой группе.)

Учитель: Откройте тетради, запишите дату, тему урока (цель индивидуально).

Тема: «Класс Млекопитающие (Звери)».

Цель урока (для учащихся): овладение представлениями о млекопитающих животных, их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения.

t1617841031ad.jpg

 

IV. ОСВОЕНИЕ НОВОГО

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Млекопитающие появились на Земле примерно 170 млн. лет назад от мелких насекомоядных предков.


 

IV.1. Первичный сбор информации

Цель этапа: формирование УУД при освоении нового материала,

работа с различными источниками информации.

1.1. Работа с наглядными пособиями (фотографиями, картинками).

Задание: Назвать какую среду обитания занимают эти животные (задача учащихся – быстро, одно слово, назвать их среду обитания):

крот (почвенная)? кит (водная)? медведь (наземно-воздушная)?

Вопросы:

1) По каким характерным особенностям вы это определили? (высказываются различные предположения)

Определили среду обитания

крота - по роющим конечностям,

кита – по обтекаемой форме тела,

медведь имеет ярко выраженные длинные конечности.

2) По каким особенностям внешнего строения можно утверждать, что это млекопитающие? (шерстяной покров, мускулистое тело, ушные раковины и др.)

3) Какие возможности дают эти морфологические особенности? (тепло тела сохраняется - теплорегуляция, медведь может ходить и бегать и т.д.)

Киты и дельфины лишены волосяного покрова, так как… обитают в воде.

А слоны не имеют густой шерсти в связи с обитанием… в жарких условиях.


 

Внимание на фотографии:

крот, кит, медведь.

t1617841031ae.jpg

Особенности

внешнего строения описывает

по схеме-таблице «Признаки класса Млекопитающие»

(См. Приложение)

обучающийся

(семиклассник, подготовленный на внеурочном занятии).

1

2

3


 

ВЫВОД.

Млекопитающие освоили все возможные природные зоны от северного полюса до Антарктиды, такое расширение среды обитания этим животным дают прогрессивные черты.


 

IV.2. Организация деятельности обучающихся.

Цель этапа: Приобретение учащимися новых знаний и способов деятельности.

Творческая лаборатория

1.2. Работа с текстом с.157-158

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Задание. Выделите в тексте прогрессивные черты млекопитающих и заполните пробелы в тексте.

Все млекопитающие – теплокровные животные, то есть имеют …температуру тела.

Самки рождают … детенышей и выкармливают ..., которое образуется в … .

Для большинства характерно наличие ……………….. покрова на теле

Почти у всех млекопитающих на верхней и нижней челюсти расположены ...

Сердце …, кругов кровообращения - …

Развита кора головного мозга и органы …

(кровеносная система с 4-х камерным сердцем, теплокровность, многоячеистые легкие, жировая клетчатка, более совершенна нервная система, головной мозг, зубы, органы чувств, матка, вынашивание внутриутробное вынашивание детенышей, выкармливание молоком)

ВЫВОД.

Продолжаем овладение представлений о признаках класса млекопитающих животных, разнообразии отрядов (далее), общих признаках и особенностях внешнего строения.

Ответ:

1. постоянную

2. живых…,… молоком…, молочных железах.

3. кожного покрова

4. зубы.

5. 4-камерное сердце,… два.

6. чувств.

Признаки класса:

молочные железы,

живорождение,

пятипалые конечности,

7 шейных позвонков,

дифференцированные зубы,

кора больших полушарий,

4-камерное сердце,

альвеолярные легкие,

волосяной покров,

теплокровность

Проведение динамической паузы

(ЗОЖ и биоинформация)

Приводится разминка и обращается внимание на термин "пружинки"- ноги – пятипалые конечности.

Сидя: «Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, глядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И - направо! И ещё через левое плечо.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали (раз, два...).

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели

И потом тихонько сели».

 

t1617841031af.png

Проводит физрук класса

(по подготовленному тексту) или

учитель,

можно под музыку

1

2

3


 

Подклассы Первозвери (яйцекладущие) и Настоящие звери.

Отряды млекопитающих.

Схема (в таблице слева,

справа Настоящие звери)

IV.2. Организация деятельности обучающихся (продолжение)

Цель этапа: формирование УУД при повторении и включение новых знаний в систему знаний

1.3. Работа с видеороликом и рисунками

Утконос (лат. Ornithorhynchus anatinus) - YouTube (может мешать реклама) или

https://www.youtube.com/embed/XvQ-YNq4D5w?autoplay=1

Первозвери или Яйцекладущие

В восточной Австралии обитает удивительное существо - утконос.

Когда его шкуру впервые привезли в Англию в 1797, тамошние зоологи просто не поверили своим глазам. Они посчитали это подделкой китайских чучельников (которые в то время славились своими шутками), сшивших части тела бобра, утки и крота.

Утконос ядовит, яд вырабатывается у самцов в бедренной железе и поступает в шпору на задней ноге.

Внимание на фотографии: утконос, ехидна, проехидна на рисунке 127 (стр. 159 учебника)

Ехиднау иногда ее называют «колючей сестрой утконоса». Ее тело покрыто густой шерстью и острыми иглами. Подобно ежам, ехидны в момент опасности могут сворачиваться в клубок. Самцы ехидны, как и утконосы, имеют ядовитую шпору на ноге.

Кроме ехидны в семейство ехидновые входит проехидна. Отличается она лишь размерами тела, длиной конечностей и более редкими иглами.

Вопросы:

1) Какие необычные признаки предков можете назвать, ознакомившись с информацией? (Дети перечисляют: клюв, смотрели видеоролик, клоака /Клоака — расширенная конечная часть задней кишки у некоторых позвоночных животных. Это редко используемый синоним слова «канализация»/, непостоянная температура от 20 до 25 градусов по Цельсию у утконоса и 30 °С у ехидны - как пресмыкающиеся, размножаются откладывая яйца, как птицы и т.д.).

Целых 25 лет ученые ломали голову над тем, к какой группе можно отнести этих животных. Птицы? Рептилии? Выделить в отдельный класс? Неужели такие животные существуют?

2) Ваши гипотезы названия класса этих животных?

Первозвери! ...

Да, эти животные размножаются откладывая яйца, и получили своё название за наличие необычных признаков предков. Кто предки утконоса? (пресмыкающиеся)


 

Запись по схеме.


 

Дополнительную информацию «Первозвери» сообщает подготовленный дома одноклассник (дистанционное обсуждение краткого выступления - консультация учителя)

! Оказание первой медицинской помощи при укусах опасных или ядовитых животных!?

 

Схема (в таблице слева)

Млекопитающие (Звери)

Первозвери

утконос

ехидна

проехидна


 

t1617841031ag.jpg

Проехи́дна Брюйна, или проехидна Бруийна, или волосатая проехидна

(лат. Zaglossus bruijni) —вид яйцекладущих млекопитающих семейства ехидн.

Вид назван в честь голландского натуралиста

Антони Аугустуса Брёйна

(1842—1890)[

1

2

3


 

Они представлены одним отрядом Однопроходные подкласса Яйцекладущие.

3) Но почему же их отнесли к млекопитающим? (выкармливание детенышей молоком)

Да, как только у самок были обнаружены молочные железы, сомнения разрешились.

 


 

ВЫВОД.

Подкласс первозвери характеризуется всеми признаками класса, которые мы уже отметили (Схема «Признаки класса млекопитающие»).


 

Млекопитающие

Признаки

Первозвери


 


 

Подклассы: Первозвери и Настоящие звери


 

Проведение динамической паузы

После просмотра видео ролика и обсуждения дополнительного материала проводится ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

ЗОЖ

IV.2. Организация деятельности обучающихся (продолжение)

Цель этапа: выделение главного о представителях млекопитающих.

Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону (модельный ответ)

1.4. Работа с текстом в группах-парах

Учитель: Теперь, пришло время познакомиться с основными признаками второго подкласса класса Млекопитающие – Настоящие звери.

Задание: Прочитать статью (I, II, III)

а) Какие необычные признаки легли в основу отряда? Выделить общие признаки отряда.

б) Охарактеризовать отдельных представителей, описывая их экологические характеристики.

Запись по схеме

Млекопитающие (Звери)

Первозвери

Звери

яйцекладущие

низшие

высшие

(См. модельный ответ

в Приложении)


 

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Подготовка к этапу V.

отряд Сумчатые

отряд Насекомоядные

отряд Рукокрылые

Дополнительно «быстрым»

I, стр. 159-160

II, стр. 161- 162

III, стр. 162- 163

Задание 5.3

сумчатые, или низшие звери

высшие звери, или плацентарные


 

Кенгуру

Кускус – небольшой зверь, обитающий на деревьях. Весь, за исключением кончика длинного хвоста, покрыт пушистой черной или рыжей шерстью. Питается листьями, насекомыми и птичьими яйцами.

Коала. Тоже редко спускается на землю с деревьев. Листья эвкалипта, ядовитые для других животных, являются для нее и едой и питьем. 22 часа в сутки коала спит и активизируется лишь ночью.

Ёж ушастыйt1617841031ah.jpg

Ушан бурый

t1617841031ai.jpg

Род – ушаны,

семейство: гладконосые летучие мыши


 


 

Кенгуру сераяt1617841031aj.jpg

1

2

3

IV.2.

I

II

III

Подготовка к этапу V.3

Организация деятельности обучающихся (продолжение).

Первичное ЗАКРЕПЛЕНИЕ

с проговариванием во внешней речи

Кускус

t1617841031ak.jpg

Род сумчатых,

семейства поссумы

Текст «Отряд Насекомоядные

на Дальнем Востоке»

(См. Приложение)

Текст «Редкие млекопитающие

Дальнего Востока»

(См. Приложение)

Ответы на вопросы

к кроссворду «Красная книга» (См. Приложение) быстро подготовившие работу с текстом

 

ОТЧЕТ (Записи в тетради)

Заслушать выступление с отчетом о низших животных отряда Сумчатые звери, остальные группы сдают учителю письменный отчет по окончании урока.

 

Признаки

Настоящие звери

 


 

ВЫВОД

Помимо кенгуру, в Австралии обитает ряд не менее интересных сумчатых млекопитающих.

Настоящие звери - низшие (сумчатые) и высшие звери (от насекомоядных, рукокрылых до приматов) имеют общие признаки млекопитающих.


 

Млекопитающие (Звери)

Первозвери

Звери

яйцекладущие

низшие

высшие

 

 

 


 

V.1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Заключительный этап урока.

Цель этапа: первичный контроль овладения признаками представителей

Технологические карточки учеников

5.1. Заполнить таблицу (См. Приложение)

Таблица. Характеристика подклассов млекопитающих (п.31).

Признаки сравнения

Первозвери

Настоящие звери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

5.1. Заполнение колонки 1

на этапе IV.2. (оказать взаимо помощь, с.157-158)

5.2. Внимание

на фотографии (устно называют): утконос, кенгуру, коала.

Ребенок составляет и сам заполняет схему (уровень 2), или Таблицу, в которой записаны опорные слова «Что?» и «Какое?» (уровень 1) и оказана индивидуальная помощь «Что? - группы»

(См. Приложение)


 

V.2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Цель этапа:

умения определять положение млекопитающих

в системе таксонов

Индивидуальная работа

5.2. Определите положение в системе животного мира следующих представителей

Что?

t1617841031al.png

t1617841031am.png

t1617841031an.png

Какое?

 

 

 


 


 

1

2

3

V.3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Заключительный этап урока.

Цель: привитие интереса к предмету, проверка подготовки домашней работы,

настрой на выполнение повышенного уровня новой домашней работы.

5.3. Игра «Дальше, дальше»

Вопросы

Ответы

 

1

Животное питается только эвкалиптовыми листьями

коала

К

2

К какому подклассу относится ехидна?

первозвери

р

3

Место, в котором развивается и растет новорожденный кенгуру

сумка

а

4

Сумчатое древесное животное, с черным или рыжим мехом и длинным хвостом, голым на конце

кускус

с

5

Кого называют «братом ехидны»?

утконос

н

6

Это родина животных из отрядов однопроходные и сумчатые

Австралия

а

7

Чем опасна шпора на задней ноге утконоса?

яд

я

8

Какие сигналы воспринимают специальные рецепторы на клюве утконоса и ехидны?

электрические

к

9

Может строить гнездо и выводить птенцов зимой

сосновик

н

10

Второе название класса Млекопитающие

звери

и

11

Чем покрыто тело ехидны, наряду с шерстью?

иглами

г

12

Резкое сокращение его численности из-за осушения болот и заболоченных лугов

аист

а

Заполняется кроссворд. (См. Приложение)

Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя.

Учитель: Что мы получили по горизонтали из выделенных букв?

Учащиеся: Красная книга

Определите положение в системе животного мира Ёж амурский

или Выхухоль русская (занесена в список животных из Красной книги России со статусом редкий реликтовый вид, сокращающийся в численности)

5.3. Возможно выполнение на этапе IV.2.

 

Заполняется кроссворд (Microsoft Office Powerpoint) или письменно по группам (часть 1 – индивидуально, часть 2 для всех!), или ребята отвечают устно на вопросы учителя.

 

Дополнительное индивидуальное задание 5.4 (См. Приложение)

 

t1617841031ao.jpg

 

 

Внимание! Учитель: Домашнее задание для желающих содержит исследовательскую работу (стр. 163)

 

VI. Рефлексия деятельности.

Цель этапа: выявление уровня достижения результата урока; оценивание.


 

Учащиеся продолжают фразы (записано на форзаце доски и дневника детей):

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Открытие нового

Меня удивило …

Эмоциональное отношение

С этим я уже был(а) знаком(а) …

Новое как обобщение

Вызвало затруднение …

Коррекция действий (учителю в план работы с обучающимися)


 

Рефлексия на каждом этапе предметная (вывод) и оценивание по завершении урока. Индивидуальные письменные работы сдаются учителю.


 

1

2

3

VII. Информация

о ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Цель этапа: информирование семиклассников

о дифференцировании ДЗ.

Параграф 31 учебника (пересказ) «Биология: Животные. 7 кл.» авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин,

ответить на вопросы к параграфу (оформление на листах А4, комментарии на «5»; или полный ответ, или исследование по плану с нормами оформления); аналогично

Подготовить интересную информацию:

I группа–о представителях отряда Однопроходные;

II группа – о представителях отряда Сумчатые;

по желанию выполнить задания на стр. 163 - III группа

Запись ДЗ ребятами.

(См. Приложение Домашнее задание)

Выявить поднятием руки, «кто затрудняется?». Индивидуальная работа, консультация учителя

во внеурочное время.

САМОАНАЛИЗ урока учителем

Технологическая карта урока «Млекопитающие (Звери)» составлена для учителя с целью освоения биологического содержания и достижения развития личности семиклассника посредством реализации личностно-ориентированной деятельности.

Создается психологический настрой на «успех» каждого. Через проблемные задания-вопросы учитель формирует мотив обучения, ребята ставят цель.

Содержание урока наполнено заданиями на привитие интереса к биологии. Работа по развитию речи учащихся, навыков осмысления «текста», формирование понятийного аппарата – формы реализации с применением технологии развития критического мышления (РКМ). Привитие навыков самообразовательной деятельности через составление вопроса к тексту-информации, при работе с книгой, наглядными пособиями.

Отмечаются психологические аспекты урока: смена видов деятельности на уроке; использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной). За счет динамических пауз и интересной информации достигается учет проявления активного внимания. Используются детьми ИКТ ресурсы. Плодотворная деятельность ребят достигается организованностью и наличием дисциплины. Прививаются навыки самостоятельной деятельности. Обеспечивается обратная связь с обучающимися, организована индивидуальная и коллективная деятельности.

Выполнение намеченного плана соответствует временным затратам и регулируется учителем. Предметная цель, степень достижения учебных действий сформулированы и контролируются. Домашнее задание дифференцированно; объем по выбору семиклассника, учитывается и работа с детьми, у которых возникают затруднения (задания по группам) и одаренных. Использованы воспитательные возможности «оценки»: полный ответ, применение элементов теоретического исследования. Эффект последействия - формирование умения учиться - присутствует при работе со схемами, модельными ответам, на этапах рефлексии.


 


 

t1617841031ap.jpg

 

Источники информации

 

Биология: Животные. 7 кл. : учебник/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 5-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018.

Наземные млекопитающие Дальнего Востока (определитель). М.: Наука, 1984. 358с.

Нестеренко В.А. Насекомоядные юга Дальнего Востока и их сообщества. Владивосток: Дальнаука, 172 с.

Пепеляева О. А.. Сунцова И. В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006.

Энциклопедия для детей, т.2. Биология.- М.: Аванта+, 1994.

Соколов В.Б. Систематика млекопитающих, тт. 1–3. М., 1979

Интернет:

http://images.yandex.ru/(картинки)

https://slovar.cc/biol/enc.html Энциклопедия. Биология.

https://ru.wikipedia.org wiki › Красная_книга_Хабаровского края

Утконос - самое необычное млекопитающее (19 фото + видео на англ.яз.) http://udivitelno.com/animals/item/101-utkonos

или
https://www.youtube.com/watch?v=XvQ-YNq4D5w

Утконос (лат. Ornithorhynchus anatinus) – YouTube (видео с переводом на рус. яз.)

 


 

Приложение

Признаки класса Млекопитающие

Значение слова МЛЕКОПИТАЮЩИЕ в СЛОВАРЕ

Полный орфографический словарь русского языка. 2012

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

млекопитающие, -их, ед. -щее, -его

Значение слова МЛЕКОПИТАЮЩИЕ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ*

(Mammalia) ? высший класс позвоночных животных. Основные их признаки следующие: тело покрыто волосами; обе пары конечностей служат по большей части как ноги; череп сочленен с позвоночником двумя затылочными бугорками; нижняя челюсть сочленяется непосредственно с черепом; сердце, как и у птиц, представляет полное разделение артериального и венозного отделов; за двумя исключениями (утконоса и ехидны), все живородящи и вскармливают детенышей молоком.

Высокий уровень организации млекопитающие связан с развитием всех систем органов. Среди общих признаков можно обозначить теплокровность, живорождение, наличие волосяного покрова, вскармливание потомства молоком.

Дыхание у некоторых представителей имеет значение и в терморегуляции. У собак, например, слабо развиты потовые железы, поэтому испарять излишнюю влагу им помогает язык. В знойный день количество выдыхаемого воздуха за минуту у них возрастает в 30 раз.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/biologiya/priznaki-mlekopitayuschih-zhivotnyh-tablica.html

Киты и дельфины лишены волосяного покрова, так как обитают в воде.

А слоны не имеют шерсти в связи с обитанием в жарких условиях.

Основной особенностью данного класса позвоночных является вскармливание потомства молоком. Однако это не единственное отличие зверей от других животных.

Среди внешних признаков млекопитающих можно обозначить:

на голове расположены ушные раковины;

поверхность тела покрыта шерстью;

кожный покров достаточно толстый и имеет большое количество сальных и потовых желёз;

на теле имеются роговые производные (когти, копыта, рога).

Главную роль в терморегуляции организма имеет кожный покров. За счёт обильного снабжения его кровью, кровеносные сосуды расширяются и сужаются рефлекторно в зависимости от окружающих раздражителей.

Волосяной покров характерен для всех видов, однако некоторые представители класса утратили или видоизменили его из-за способности приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Волосы млекопитающих разделяют на три типа: подшёрсток, остевые и чувствительные (вибриссы). Шерсть различных млекопитающие имеет свои особенности. Например, крот практически лишён остевых волос, а олени не имеют подшёрстка.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/biologiya/priznaki-mlekopitayuschih-zhivotnyh-tablica.html


 

Приложение (продолжение)

Ознакомиться с характерными особенностями зверей можно в следующей таблице

Таблица «Признаки класса Млекопитающие»

Системы органов

Особенности

Мышечная система

Подкожная мускулатура хорошо развита, имеется диафрагма.

Скелет

Позвоночник разделён на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отдел. В шейном отделе 7 позвонков. Череп состоит из прочной мозговой коробки. Челюсти имеют различные виды зубов, расположенные в альвеолах.

Пищеварение

Рот окружён губами. Имеются слюнные железы (4 пары), язык, который имеет вкусовые рецепторы. Строение желудка зависит от типа питания.

Дыхание

Лёгкие имеют альвеолярное строение. Большое значение в процессе дыхания имеет диафрагма.

Кровеносная система

Сердце четырёхкамерное, кровообращение имеет два круга (большой и малый).

Выделительная система

Есть две почки, внутри которых имеются нефроны. Моча изначально собирается в почечной лоханке, после чего опускается в мочевой пузырь.

Нервная система

Объём мозжечка и больших полушарий увеличен, за счёт этого для млекопитающих характерно сложное поведение. В коре больших полушарий имеются борозды и извилины.

Органы чувств

Хорошо развиты. Орган слуха состоит из наружного (ушная раковина), среднего и внутреннего уха. В среднем ухе у млекопитающих 3 слуховые косточки. Большое значение имеет обоняние. Осязание представлено вибрисами (чувствительными волосками). Зрение развито слабее в сравнении с птицами.

Половая система

Раздельнополые животные, оплодотворение внутреннего типа. Питание и дыхание эмбриона происходит через плаценту. После рождения детёныши вскармливаются молоком.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/biologiya/priznaki-mlekopitayuschih-zhivotnyh-tablica.html


 

Приложение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ УЧЕНИКОВ

Задание 5.1. Таблица. Характеристика подклассов

 

Признаки сравнения

Первозвери

Настоящие звери

1.

Теплокровность

 

 

2.

Непостоянная температура тела

 

 

3.

Живорождение

 

 

4.

Откладывание яиц

 

 

5.

Выкармливание детенышей молоком

 

 

6.

Другие признаки

 

 

 

Задание 5.2. Определите положение в системе животного мира следующих представителей

Что?

Какое?

t1617841031aq.png

t1617841031ar.png

t1617841031as.png

Вид

 

Род

 

Семейство

 

Отряд

 

Подотряд

 

Класс

 

Подтип

 

Тип

 

 

 

 


 

Задание 5.4. Насекомоядные Дальнего востока (для учителя дополнительно: можно использовать на первом этапе следующего урока)

Источники + Интернет

Задание

Рис. 129, (стр. 161 учебника)

Знаете ли вы, что… (стр. 163)

Записать

- млекопитающих отряда Насекомоядные, которые обитают на Дальнем Востоке,

- из них, занесенных в Красную книгу Дальнего Востока (Хабаровского края)

 

Приложение

5.3. Игра «Дальше, дальше»

Кроссворд по биологии

t1617841031at.jpg

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

5

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

9

 

 

 

 

2

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

1

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

Ответы

 

Буква

1

Животное питается только эвкалиптовыми листьями

Коала

К

1

2

К какому подклассу относится ехидна?

первозвери

р

3

3

Место, в котором развивается и растет новорожденный кенгуру

сумка

а

5

4

Сумчатое древесное животное, с черным или рыжим мехом и длинным хвостом, голым на конце

кускус

с

3

5

Кого называют «братом ехидны»?

утконос

н

5

6

Это родина животных из отрядов однопроходные и сумчатые

Австралия

а

6

7

Чем опасна шпора на задней ноге утконоса?

яд

я

1

8

Какие сигналы воспринимают специальные рецепторы на клюве утконоса и ехидны?

электрические

к

4

9

Может строить гнездо и выводить птенцов зимой

сосновик

н

4

10

Второе название класса Млекопитающие

звери

и

5

11

Чем покрыто тело ехидны, наряду с шерстью?

иглами

г

2

12

Резкое сокращение его численности из-за осушения болот и заболоченных лугов

аист

а

1

 

Вопросы (дополнительно после заполнения кроссворда)

 

 

 

 

В каких вопросах животные не относятся к классу Млекопитающие?

9 и 12

 

 

 

К какому классу относятся эти животные?

птицы

 

 

ВАЖНО! Схема – Таблица

Класс

Млекопитающие (Звери)

Подкласс

Первозвери

Настоящие звери

ЗВЕРИ

 

Яйцекладущие

низшие

высшие

Отряд

Однопроходные

Сумчатые

Насекомоядные

Рукокрылые

(до приматов)

РЕДКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Дальнего Востока

Подкласс Настоящие звери (высшие звери, или плацентарные)

1

Красный волк

4

Синий кит

 

t1617841031au.jpg

 

t1617841031av.gif

2

Амурский тигр

5

Пятнистый олень

 

t1617841031aw.jpg

 

t1617841031ax.gif

3

Солонгой

6

Бурый ушан

 

t1617841031ay.jpg

 

t1617841031az.gif

Примечание: ушан бурый (вид) относится к отряду Рукокрылые подкласса Настоящие звери, занесен в Красную книгу

Приложение (продолжение)

Подумайте! Проверьте свои знания по теме «Млекопитающие (Звери)

 

От каких животных произошли млекопитающие? Каковы особенности размножения и развития млекопитающих?

От древних зверозубых ящеров. Особенности размножения: оплодотворение внутреннее, зародыш развивается внутриутробно в теле матери в матке, питание и обмен веществ эмбриона осуществляется через плаценту; развита забота о потомстве.

Как вы думаете: Каких животных называют первозвери? Где они распространены?

Первозвери — млекопитающие, откладывают яйца. В Австралии.

Где обитают сумчатые звери?

В Австралии, Южной и Северной Америке.

Назовите млекопитающих из подкласса Первозвери и перечислите их общие признаки.

Утконос, ехидна. Откладывают яйца и насиживают их; есть клоака (как у пресмыкающихся); млечные железы без сосков.

В чём сходство первозверей с пресмыкающимися? О чём свидетельствует это сходство?

Откладывают яйца, имеют клоаку. Это свидетельствует о том, что первозвери произошли от пресмыкающихся.

В чём приспособленность утконоса к водному образу жизни?

Тело покрыто густой, непромокаемой шерстью. Хорошо плавает благодаря плавательным перепонкам на конечностях и уплощенному хвосту. Обтекаемая форма тела.

Чем отличается ехидна от утконоса? Почему их относят к одному подклассу?

У ехидны, в отличие от утконоса, тело покрыто жёсткой шерстью и иглами, обитает на суше. Их относят к одному классу, т.к. они яйцекладущие, на млечных железах нет сосков.

Назовите сумчатых млекопитающих и объясните, почему их относят к подклассу настоящих зверей.

Карликовый кенгуру, вомбат, коала, намбат, сумчатый американский опоссум. Их относят к подклассу настоящих зверей, потому что вначале их детеныш развивается в теле матери, хотя и плохо развита плацента. Млечные железы с сосками.

Подумайте! Почему первозвери и сумчатые низшие млекопитающие сохранились до наших дней в небольшом количестве и распространены далеко не везде?

Повсеместно распространились более развитые и прогрессивные представители млекопитающих, а первозвери и сумчатые сохранились там, где среда обитании осталась относительно постоянной.


 


 


 

Приложение (продолжение)

5.1. Модельный ответ. ЗАПОЛНИТЬ! ± Другие признаки дописать

 

Признаки сравнения подклассов

Первозвери

Настоящие звери

(живородящие млекопитающие)

1.

Теплокровность

+

+

2.

Непостоянная температура тела

+

-

3.

Живорождение

-

+

4.

Откладывание яиц

+

-

5.

Выкармливание детенышей молоком

+

+

6.

Другие признаки

 

 

 

Вывод. Первозвери имеют признаки

пресмыкающихся (прародители)

и важный для млекопитающих

5.2. Модельный ответ.

Фото

t1617841031al.png

t1617841031am.png

t1617841031an.png

Вид

Утконос

Кенгуру гиганский

Коала австралийская (один вид)

Род

утконосы

кенгуру

коалы

Семейство

утконосовые

кенгуровые

коаловые

Отряд

однопроходные

сумчатые двухрезцовые

сумчатые двухрезцовые

Подкласс

первозвери или яйцекладущие

настоящие звери

настоящие звери

Класс

млекопитающие

млекопитающие

млекопитающие

Подтип

позвоночные

позвоночные

позвоночные

Тип

хордовые

хордовые

хордовые

Царство

животные

животные

животные

Задание 5.4. Млекопитающие отряда Насекомоядные Дальнего Востока, занесенные в Красную книгу

Краснокнижных видов млекопитающих в Хабаровском крае 30, при этом больше половины из них находятся под угрозой исчезновения или активно сокращаются в численности.

Читайте подробнее наhttps://natworld.info/zhivotnye/redkie-zhivotnye-iz-krasnoj-knigi-habarovskogo-kraja-spisok-harakteristika-i-foto

© Природа Мира|NatWorld.info

Насекомоядные

Белозубка уссурийская (Crocidura lasiura) — уязвимый вид

Могера уссурийская (Mogera wogura robusta) — уязвимый вид

Обыкновенная кутора (Neomys fodiens) — уязвимый вид

Приложение (продолжение)

Задание 5.4. Модельный ответ «Млекопитающие отряда Насекомоядные Дальнего Востока»

Рис. 129,

стр. 161 учебника

Вид млекопитающих

отряда Насекомоядные

Семейства и вид

млекопитающих отряда Насекомоядные

Виды бурозубки

семейства землеройковые

t1617841031ba.gif

Ёж, крот, бурозубка-крошка,

кутора обыкновенная

Знаете ли вы, что…(Стр. 163)

В Красную книгу России внесены:

Ёж даурский

Выхухоль

Крот японский

Бурозубка гигантская

Красная книга Хабаровского края:

белозубка уссурийская (землеройковые),

могера уссурийская (кротовые),

обыкновенная кутора (землеройковые),

Ежовые

1.1 Ёж амурский

Кротовые

2.1 Крот могера

2.2 Могера средняя

Землеройковые

3.1 Бурозубка равнозубая

3.2 Бурозубка арктическая

4.1 Кутора обыкновенная

4.2 Белозубка малая

Гигантская бурозубка 

Равнозубая бурозубка 

Бурозубка арктическая 

Когтистая бурозубка 

Плоскочерепная бурозубка 

Крошечная бурозубка (стр. 161)

Тонконосая бурозубка 

Краснозубая, или темнозубая, бурозубка 

Средняя бурозубка 

Задание 5.4 (для учителя дополнительно: можно использовать на первом этапе следующего урока)

Виды млекопитающих отряда Насекомоядные, которые обитают на Дальнем Востоке.

Семейства

Ежовые

Кротовые

Землеройковые

Виды

1.1 Ёж амурский

t1617841031bb.jpg

2.1 Крот могераt1617841031bc.jpg

3.1 Бурозубка равнозубая

t1617841031bd.gif

4.1 Кутора обыкновенная

t1617841031be.jpg

1.2 Ёж ушастый

t1617841031bf.jpg

2.2 Могера средняя

t1617841031bg.jpg

3.2 Бурозубка арктическая

t1617841031bh.jpg

4.2 Белозубка малаяt1617841031bi.jpg

Примечание: насекомоядные животные ДВ в таблице, исключая …(ёж ушастый), доподнить…

Приложение (продолжение)

К началу XX века в систематике оформилось семь основных таксономических категорий

 

Категории

Схема – Таблица

Класс

Млекопитающие (Звери)

Подкласс

Первозвери

Настоящие звери

ЗВЕРИ

Отряд

Яйцекладущие

низшие

высшие

Признаки

однопроходные

сумчатые

насекомоядные

рукокрылые

Температура тела

 

 

 

Живорождение

 

 

 

Выкармливание детенышей молоком

 

 

 

Другие признаки

 

 

 


 

1

царство — regnum.

2

тип — phylum (у растений отдел — divisio)

3

класс — classis.

4

отряд (у растений порядок) — ordo.

5

семейство — familia.

6

род — genus.

7

вид — species.

Задание 5.2. Определите положение в системе животного мира …(Ёж амурский или Выхухоль русская)

Поиск информации в Интернете

Выполнение задания: Запись представителей вида животного в схему таксономических категорий (групп)

по материалам изученного содержания и с опережением (п.п. 32-35, подготовка на внеурочной деятельности индивидуально)

 

Название групп

Пример (изучено) и новое «Ёж амурский», «Выхухоль русская»

Пример (будет изучено, п. 32-33)

1

Царство

Животные

Животные

Животные

Животные

 

 

 

 

2

Тип

Хордовые

Хордовые

Хордовые

Хордовые

 

 

 

 

 

Подтип

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

Позвоночные

 

 

 

 

3

Класс

Костные рыбы

Земноводные

Птицы

Млекопитающие

 

 

 

 

4

Отряд

Сельдеобразные

Бесхвостые

Воробьинообразные

Насекомоядные

Грызуны

Заячьи

Китообразные

Хищные

5

Семейство

Лососевые

Лягушковые

Воробьинообразные

Кротовые

 

 

 

Собачьи/ медведи

6

Род

Форели

Настоящие лягушки

Воробьи

Выхухолевые

 

зайцы

 

 

7

Вид

Форель ручьевая

Лягушка леопардовая

Воробей полевой

Выхухоль русская

Белка

обыкновенная

Заяц-русак

Кит

синий

Лисица/

медведь

 

Фото/рис

t1617841031bj.jpg

t1617841031bk.jpg

t1617841031bl.jpg

t1617841031bm.jpg

Рис. 132,

стр.166

Рис.134

стр. 169

Рис. 135

стр.171

Отряд Хищные, стр.176

Рис-фото

См.Приложение

Форе́ль — общее название нескольких пресноводных видов и форм рыб, относящихся к семейству лососевых (Salmonidae). Ку́мжа[1] (лат. Salmo trutta) — проходная, озёрная или ручьевая рыба из семейства лососёвых (Salmonidae). Озёрная или ручьевая — жилые формы этого лосося называются форелью.

Выхухоль, или хохуля – (лат. Desmana moschata) относится к семейству кротовых, из отряда насекомоядных. Это амфибийное животное, которое обитает на суше, но добычу ищет под водой.

Приложение

Домашнее задание

Вопросы и задания параграфа 31 по теме «Класс млекопитающие (Звери)» (Общая характеристика отрядов)

Учебник «Биология. Животные» 7 класс (авторы В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, 2018 г.)

ДЗ

Формулировка

Комментарии

Стр. 157

 

1. Почему в слове «млекопитающие» нельзя писать окончание «-ся»?

 

ЗАМЕНИТЬ! Считаю необходимым заменить вопрос о термине на задание, чтобы не привлекать внимание к ошибочной записи термина «млекопитающие».

Выполните задание в 7 классе и подготовитесь к экзамену по русскому языку!

Задание. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕСЯ животные

ЛЕГЧАЙШЕЕ пёрышко

ВЫЗДОРОВЕЮ

много БРЫЗГ

ЕДКИЙ аэрозоль

Провести работу по словарю!

1) Ответ: правильно записать слово «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ» животные.

Оценка «4»

2) Пояснение (Правило, использование алгоритма выполнения).

ЖИВОТНЫЕ БЫВАЮТ «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ».

Оценка «5»

Стр. 157

2. О чём свидетельствует способность яйцекладущих зверей откладывать яйца?

 

 

 

 

 

Ответ (из Интернета): Способность к половому размножению.

О работоспособности репродуктивной системы.

Оценка «5» за оформление ответа по плану:

Заголовок

Вопрос (стр. 157): …

 

Выполнение задания

Основная часть

Гипотезы

Описание ответа

Заключительная часть

Вывод (подтверждение гипотезы).

 

Стр. 163

1. Почему можно утверждать, что яйцекладущие, сумчатые и насекомоядные – очень древние и наиболее примитивные млекопитающие?

 

Ответ (из Интернета): Яйцекладущие, сумчатые, насекомоядные – наиболее древние млекопитающие. У них слабо развит головной мозг, плохо развиты молочные железы. Яйцекладущие сохранили некоторые признаки пресмыкающихся (непостоянная температура тела, откладывают кожистые яйца). У сумчатых детеныши рождаются недоразвитыми. Их развитие завершается в «сумке». Насекомоядные - самые древние и примитивные из плацентарных млекопитающих. О древности яйцекладущих и сумчатых свидетельствует узкий ареал их обитания.

Яйцекладущие — это древние млекопитающие, имеющие ряд примитивных при­наков, характерных для пресмыкающихся, от которых они берут свое начало. Температура их тела непостоянная (от 22 до 25 °С у утконоса или 30 °С у ехидны). Размножаются они, откладывая яйца, которые насиживают (утконос) или вынашивают в кожистой сумке на брюхе (ехидна). Яйца покрыты ороговевшей скорлупой, напоминающей скорлупу яиц рептилий.

Сумчатые уже вынашивают детенышей внутри тела, но очень непродолжительное время (что связано с примитивным еще устройством по сравнению с высшими мле­копитающими, их системы размножения). Детеныши рождаются недоразвитыми. Их дальнейшее развитие протекает в сумке.

Насекомоядные также считаются древними и довольно примитивными млекопитающими, так как они способны впадать в спячку (характерная особенность холоднокровных рептилий), имеют довольно мелкие размеры, их зубной аппарат состоит из большого количества зубов (например, у ежей их 36), которые имеют однотипное строение, и другие примитивные признаки.

Оценка «3»

Редактировать по плану! Вывод?! Оценка «5»

Стр. 163

2. Почему яйцекладущие и сумчатые сохранились в основном в Австралии и прилегающих островах?

Ответ (из Интернета):

Австралия, как материк, вообще богата видами-эндемиками (видами, свойственными только этому континенту), поскольку, как мы знаем, довольно рано отделилась от суперконтинента. Гондваны, сохранив в себе первоначальные, ещё не похожие на современные, систематические группы, примерами которых и являются яйцекладущие и сумчатые.

Оценка «3»

Свой ответ (информацию из географии)?! Оценка «5»

Стр. 163

3. Почему нужно охранять редких яйцекладущих, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых животных?

 

Ответ (из Интернета): Потому что эти виды характеризуются малой численностью особей и если исчезает какой-то отдельный вид, то видов становится все меньше и меньше (эта ситуация угрожает исчезновением всего рода данного вида). Ещё можно добавить, что например сумчатые очень медленно восполняют свою численность, поэтому, когда вид на грани исчезновения его необходимо охранять.

Оценка «3»

Дать полный ответ «Охранять редких яйцекладущих, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых животных…» с обоснованием, после прочтения параграфа с использованием рисунков

Оценка «5»

Стр. 163!

Задание. Используя различные источники информации (какие обязательно записать после вывода) перечислите животных, которые подлежат охране в вашей местности.

Задание выполнено на внеурочной деятельности обучающимся, подготовленным индивидуально учителем (или дорабатывается после проведенного урока).

См. Задание 5.4 Модельный ответ «Млекопитающие отряда Насекомоядные Дальнего Востока», и

фотографии некоторых видов млекопитающих отряда Насекомоядные, которые обитают на Дальнем Востоке, среди них занесенные в Красную книгу.

Тема: Насекомоядные Дальнего Востока

(исследовательская работа)

 

Прочитать рекомендации «Как работать с учебником» на стр. 3 по оцениванию своих достижений и использовать при выполнении мини исследовательской работы.

Титульный лист

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источники информации

Таблица 1. Насекомоядные Дальнего Востока

Таблица 2. Насекомоядные Дальнего Востока, занесенные в Красную книгу

2). Задание! (Задание 5.4)

Используйте рубрику «Знаете ли вы, что…» (Стр. 163) для составления таблицы «Насекомоядные Дальнего Востока, занесенные в Красную книгу.

Исчезающие, редкие и охраняемые виды, занесенные в Красную книгу Хабаровского края (Дальнего Востока).

 


 


 


 

Содержание программы

Биология. Животные

(выписка)

Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

систематику животного мира;

особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

Учащиеся должны уметь:

находить отличия простейших от многоклеточных животных;

правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

применять полученные знания в практической жизни;

распознавать изученных животных;

определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

наблюдать за поведением животных в природе;

прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

обобщать и делать выводы по изученному материалу;

работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Ломакина Ирина Алексеевна, 10.04.21 в 07:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, исчерпывающий материал по теме, но в 1 урок это вряли уместится, скорее работа с темой.
Фалина Ирина Валериевна, 24.09.21 в 11:33 0Ответить Пожаловаться
Ирина Ивановна, мне понравилась ваша разработка. Все четко разложено "по полочкам". Интересный дидактический материал в приложении. Обязательно воспользуюсь вашим ресурсом при проведении своих занятий. Но для одного урока слишком много информации, с учениками 7-го класса такой объем за это время не осилить. :) Спасибо за разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.