12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марченко Ирина Николаевна31
учитель высшей категрии
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

КОМПЛЕКС ГТО КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Марченко Ирина Николаевна учитель физической культуры

Шлыков Василий Кимович, заслуженный учитель РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда»

Анатация: Данная статья кратко раскрывает актуальность и необходимость масштабного проекта по физической культуре. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) рассматривается как ядро физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся МОУ СШ № 100 г. Волгограда .Готов к труду и обороне, действительно, играет немаловажную роль в жизни общества. Главной целью является доказательство полезности данного комплекса для молодых людей, в особенности школьников.

Ключевые слова: ВФСК «ГТО», физическое развитие, здоровье, физическая культура, здоровый образ жизни.

THE COMPLEX TRP AS THE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Marchenko Irina Nikolaevna, the teacher of physical culture

Vasily Shlykov Kimovich, honored teacher of the Russian Federation

Municipal educational institution "secondary school № 100 of the Kirov district of Volgograd"

Anatasia: This article briefly reveals the importance and need for a large-scale project in physical education. The all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP) is considered as the core of physical, spiritual, moral and Patriotic education of students MOU secondary school № 100 in the city of Volgograd .Ready for labor and defense, indeed, plays an important role in society. The main goal is the proof of the utility of this complex for young people, especially students.

Keywords: UFSK "TRP" physical development, health, physical culture, healthy lifestyle.

 

В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Физическая культура играет значительную роль в формировании навыков здорового образа жизни.

Занятия физической культурой закладывают основы физического развития и совершенствования двигательной деятельности обучающихся, решают задачи по охране их жизни и укреплению здоровья. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования [6]. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.

Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, а 40% процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Особую тревогу вызывает то, что проводимые исследования показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению экспертов занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати годам стойкое неприятие вредных привычек. В целом  по РФ число учащихся, отнесенных к «группе риска» составляет 43 %. Это означает, что только в среднем 35–39 % школьников в состоянии выполнить контрольные нормативы по физической подготовке. Большинство граждан не ведут активный образ жизни: регулярно занимаются физической культурой и спортом в нашей стране 15,9 процента населения, а в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-­60 процентов [5]. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, в младших классах дефицит двигательной активности составляет 35­-40 процентов, а в старших – 75­-85 процентов. Уроки физической культуры компенсируют дефицит двигательной активности лишь на 10­-18 процентов.[5]

На слабую физическую подготовленность современных школьников указывают многие авторы (П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова 2002, С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин, 2002, В.А. Кабачков, Ю.П. Пузырь, 2006 и др.).

В 2014 году глава России Владимир Путин подписал указ о возрождении и введении в действие Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» » (ГТО) [3] — по воспитанию патриотической, спортивной и здоровой молодежи. Стоит отметить, что современный комплекс во многом схож со своим предшественником – Комплексом ГТО, существовавшим в советский период. По словам В.В. Путина, прежнее название решено сохранить как дань традициям.

Первый комплекс ГТО был разработан в Советском Союзе в 30-х годах ХХ века, который представлял собой государственную систему программно-оценочных нормативов и требований по физическому развитию и подготовленности разных возрастных групп населения. Комплекс составлял ядро советской системы физического воспитания, цели которого лежат в основе создания Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в СССР 1931 году [6]. С учётом политической и идеологической составляющих того времени ГТО имело военно-прикладную направленность. Но военная направленность комплекса была не единственной целью, ГТО побудило молодёжь к активным занятиям физической культурой и спортом. Именно комплекс ГТО служил фундаментом роста спортивных достижений и в довоенный период, и особенно в послевоенные годы. Данный комплекс был положен в основу содержания многих учебных программ по физическому воспитанию в нашей стране и был направлен на формирование духовного и морального внутреннего мира советского человека.

В положении о Всероссийском физкультурно-­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.[2]

В 2016- 2018 гг. в МОУ СШ № 100 для учащихся 1- 11 классов в количестве 760 человек, их родителей, учителей был реализован проект «ГТО - путь к успеху и здоровью», обусловленный возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма нации, способствующий повышению уровня физического воспитания, формированию здорового образа жизни, готовности к труду и обороне у подрастающего поколения. Сдача тестов ГТО позволила более качественно проводить мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, отслеживать динамику изменения здоровья (учитывать их спортивный прогресс или регресс), понимать его причины. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, наш проект являлся актуальным.

Таким образом, учитывая государственный заказ и оздоровительную направленность,нами при разработке данного проекта была поставлена цель: организовать пропаганду ВФСК «ГТО» среди родителей и детей, направленную на внедрение ВФСК "ГТО" в образовательное учреждение, с целью повышенной заинтересованности среди детей и их родителей к нормам «ГТО», к увеличению потребности в сдаче норм «ГТО», приобщение к физической культуре и спорту и укрепления здоровья учащихся.

Задачи проекта

1. Обеспечить учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.

2. Создать благоприятные условия для сдачи норм ВФСК «ГТО» и мотивации учащихся к занятиям физической культуры и спортом.

3. Охватить наибольшее количество учащихся, а также привлечь учителей и родителей при внедрении ВФСК «ГТО» в МОУ СШ №100.

4. Разработать дорожную карту внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;

4. Формировать у учащихся осознанные потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;

6. Создать школьный спортивный клуб.

Гипотеза: Проект «ГТО - путь к успеху и здоровью» создаст условия в МОУ, побуждающие учащихся к активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, для подготовки и выполнения нормативов ВФСК «ГТО».

Особое внимание уделялось также следующим категориям учащихся:

- учащимся «группы риска», состоящим на ВШУ, на учете в КДН и ЗП;

- учащимся, немотивированным к занятиям спортом;

- детям из неблагополучных семей;

- детям со сниженным иммунитетом.

Предполагаемый результат

Проект «ГТО - путь к здоровью и успеху»

-призван привлечь детей и подростков школы, отнесённых к основной группе здоровья, к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» через повышение мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом и создание для этого благоприятных условий.

-положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через участие в предлагаемых спортивных мероприятий и регулярных занятиях спортом в объединениях физкультурно-спортивной направленности.

- повысит мотивацию неспортивных обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщит к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

- повысит у учащихся иммунитет, снизит заболеваемость школьников по отношению к 2015 году и будет прослеживаться положительная динамика физического развития участников образовательного процесса;

- позволит активнее участвовать родителям в школьной жизни ребенка, в том числе спортивной.

- 100% информированность учащихся о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране;

- профилактика вредных привычек, формирование потребности в здоровом образе жизни;

В процессе работы нами были использованы следующие методы:

1. теоретический: изучение и анализ литературных источников, газет и информации статей сайтов об истории ГТО, нормативных документов по внедрению ВФСК ГТО – федерального, регионального, муниципального уровней. На основании которых, разработаны школьные нормативные документы

2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

- статистическая обработка полученных данных (сравнение, анализ и обобщение полученной информации);

- практические (разработка анкеты для проведения опроса; проведение анкетирования среди учащихся 1-11-х классов; провести обобщение и анализ результатов опроса;

- тестирование

Деятельность в рамках данного проекта проходила с 1 сентября 2016 года по 15 мая 2018 года. Для решения задач проекта предлагалось организовать работу по четырем взаимодополняющим, неразрывно связанным между собой направлениям:

1. Регулярное тестирование учащихся.

2. Организация в школе работы спортивного клуба.

3. Вовлечение учащихся в соревновательную и физкультурно - массовую деятельность.

4. Информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании.

1этап «Подготовительно - организационный» сентябрь-ноябрь 2016 г

Виды деятельности:

1. Изучение проблемы, разработка спортивно - оздоровительного проекта «ГТО – путь к успеху».

2. Разработка и распространение информационно-пропагандистских материалов, направленных на привлечение всех категорий учащихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО;

- Оформление инициативной группой учащихся под руководством учителя физкультуры информационного стенда «ГТО - путь к успеху»

- линейка - открытие проекта и выступления инициативных групп перед обучающимися, с целью повышения информированности;

- Заметки в школьной газете «Сила поколения»

- конкурс рисунков, плакатов на тему «ГТО и ЗОЖ!»

3. мониторинг материально-технической, спортивной базы в образовательной организации;

4. Разработка Плана мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в МОУ «СШ №100 2016-2018 г.г.

Для того, чтобы выяснить знают ли ученики нашей школы о комплексе «ГТО» мы решили провести опрос среди учащихся 1- 11 классов, родителей. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 656 учащихся и 537 родителей СШ №100.
На входном анкетировании обучающиеся показали следующие результаты.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Вопрос

анкеты

 

2-4 классы

5-6 классы

7-8 классы

9-11 классы

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1 Знаете ли вы что такое ВФСК «ГТО»?

4%

 

96%

11%

89%

35%

65%

91%

9

2. Хотите ли вы сдать нормы ВФСК «ГТО»?

38%

62%

47%

53%

37%

63%

55%

45%

3.Занимаетесь

ли вы спортом?

61%

 

39%

41%

59%

45%

55%

66%

7%

 

4 Хотите ли вы

быть сильным,

быстрым, ловким и здоровым?

99%

 

1%

100%

0

100%

0

98%

2%

По итогам можно заметить, что обучающиеся 81% пока плохо представляют что такое ВФСК «ГТО» и лишь 19% готовы попробовать выполнить нормативы.

Мы провели социологический опрос среди родителей по теме «Развитие физической культуры и спорта и внедрение комплекса ГТО», чтобы узнать информированность родителей о комплексе ГТО:

Ваше отношение к комплексу ГТО и выполнению его нормативов?

Положительное - ответили 67% мужчин и 24% женщин; нейтральное – выбрали 27% отвечающих, не знают, что такое комплекс ГТО –38%

В ходе реализации проекта на подготовительном этапе было входное исследование информированности участников о ВФСК «ГТО»

В качестве основного метода сбора первичной информации в проведенном социологическом исследовании среди 2- 11 классов было выбрано личное анкетирование. Анкета, составленная для опроса, была стандартизированной, т.е. почти все вопросы в ней были закрытыми, с вариантами ответов

Ответы респондентов на вопрос «Знаете ли Вы, что такое ГТО?»

Юноши и девушки в целом понимают значение аббревиатуры ГТО.

Однако, из тех, кто знает, что такое комплекс ГТО, только 41% знают-октябрь 2016 и уже 89% -март 2018 г.

Для чего сдают нормы ГТО

Интересным является тот факт, что основным мотивом к сдаче норм ГТО для школьников является развитие собственных физических качеств - на это указали 40% респондентов. На втором месте по значимости – преференции в виде дополнительных баллов к ЕГЭ -37%.

Информацию о проведении ГТО вы получили:

Опрошенные школьники узнали о комплексе ГТО из разных источников. Основная часть респондентов (61%) получили информацию в школе, 14% из СМИ, 11% - от друзей, 10% от членов семьи.

Исходя из неудовлетворительных результатов анкетирования, мы решили провести мероприятие на котором познакомили обучающихся об истории возникновения и возрождения ГТО.

2. Презентация проекта «ГТО – путь к успеху и здоровью» на базе школы МОУ СШ № 100, на педагогических советах МОУ СШ

В нашей школе было проведено мероприятие среди обучающихся по теме: «История возникновения и возрождения ГТО. В мероприятие приняли участие учащиеся 4-11 классов. Их познакомили с историей возникновения ГТО, а именно: о популярности и значении ГТО в СССР, так же рассказывалось про знаменитое стихотворение С.Я Маршака, которое было написано в 1937 году «Рассказ о неизвестном герое», о значении коммунизма в разработке новых форм и методов физического воспитания и т.д.

Результат:

1.Возрастание осведомленности учеников об истории комплекса ГТО, о нормах и проведении ГТО.

2.Повышение заинтересованности учеников в здоровом образе жизни.

2 этап – Основной этап – декабрь2016 г.- март 2018 г.

1. Регулярное тестирование учащихся – методологическая основа проекта

1. Принятие нормативов в школе №100. Выполнение нормативов Комплекса ГТО проводилось в соревновательной обстановке. Проведение семейного праздника «ГТО в выходной в каждую семью» - среди 2- 5 классов (участие мамы, папы и ребенка)

3. Награждение школьников, выполнивших нормы ГТО на празднике «Спортсмен года»

4. Организовали и провели личные и командные межшкольные первенства по видам спорта согласно утвержденным планам;

5. Организовали и провели межшкольные соревнования по комплексу ГТО и спартакиад ГТО согласно утвержденным планам;

6.Спортивная составляющая (организация и проведение мероприятий спортивной и военно – патриотической направленности).

В декабре 2016 года 578 (53%) учащихся нашей школы, имеющих основную группу здоровья и желающих сдавать ВФСК «ГТО» зарегистрировались на

официальном сайте www.gto.ru и получили индивидуальный идентификационный номер (ID).

Таким образом, в работе по данному направлению были задействованы ресурсы уже

существующей методической базы.

3этап – заключительный 01.04.2018г. – 15.06.2018 г.

1.Возрастание осведомленности учеников об истории комплекса ГТО, о нормах и проведении ГТО.

Мы провели мониторинг физического развития учащихся школы в 2016 году и в 2018 году. В диагностике оценки уровня физического развития приняли участие 94% учеников школы.

По проведенной работе уровень физической подготовленности к 2018 г вырос по сравнению с 2016 г на 32%

Гармоничное физическое развитие согласно возрасту имеют 696 учеников – 88 %, дисгармоничное физическое развитие - дефицит веса наблюдается у 36 человек, что составляет – 4.6 % , избыток веса выявлен у 93 учеников школы, что составляет 11%. Дети с замедленным и ускоренным развитием, низкорослостью или избытком массы тела направляются к эндокринологу. Учащиеся с дефицитом массы тела наблюдаются у педиатра для установления причин этих отклонений. Выявленные отклонения в физическом развитии являются маркерами определенных нарушений в состоянии здоровья.

- Основная группа здоровья – 741 учеников, что составляет 94.8 % учеников школы. Из них1-4 классы – 401 человека(93%), 5-9 классы – 317 человек(94 %), 10-11 классы – 23 человека(6.5%).

Были проведены традиционные спортивные праздники «День Здоровья», в программу которых было включено выполнение нормы ГТО и прикладные упражнения.

Результаты реализации проекта:

- Одним из главных результатов проекта является привлечение 90% детей, отнесённых к основной группе здоровья к выполнению нормативов ВФСК «ГТО».

- сдачи нормативов ВФСК «ГТО» через повышение мотивации школьников к

занятиям физической культурой и спортом и создание для этого благоприятных условий.

- Также важным результатом является 100% информированность учащихся о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране, чего и добивались мы в процессе реализации подготовительного этапа данного проекта.

В сентябре, октябре 2016 года в нашей школе проводилось тестирование учащихся по ГТО на знак отличия. В нем приняло участие 286 учеников разных ступеней.

Анализ результатов показал, что за последние два года занятость обучающихся в спортивных секциях и уровень физической подготовленности увеличился, интерес и потребность к занятиям физической культурой остаются стабильно высокими (более 68%). Анализ результатов анкетирования, тестирования и опросов дает основание утверждать, что занятия на уроках физкультуры способны эффективно управлять мотивационной сферой учащихся, формируя у них интерес и потребность к систематическим занятиям физкультурой и спортом, повышение двигательной активности, стремление к укреплению здоровья.

Предложенный план позволил внедрить систему подготовки обучающихся к сдаче нормативов ГТО эффективно.

2016- 2017учебный год

На золотой значок ГТО сдали 17 учащихся МОУ

Зимний фестиваль ГТО

4 ступень - Региональный этап -3 место в общекомандном зачете

2017- 2018 учебный год

На золотой значок ГТО сдали 42 учащихся МОУ (Приказ № от 27 января 2018 г.)

Зимний фестиваль ГТО

Региональный этап

3 ступень - 1 место в общекомандном зачете

4 ступень - 1 место в общекомандном зачете

Летний фестиваль ГТО

3 ступень - 2 место в общекомандном зачете

4 ступень - 2 место в общекомандном зачете

И лично учащиеся завоевали награды

По окончании проекта весь наработанный материал будет использоваться в организации деятельности 2018 – 2019 учебного года, а также использоваться для внеклассной работы учащихся всех ступеней, школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

В заключении можно сделать вывод о том, как показывает опыт, комплекс ГТО является одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность школьников, благодаря которому учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Можно отметить, что это не просто набор норм и требований к физической подготовке, а часть продуманной системы, нацеленной на формирование личности патриота готовой к выполнению гражданского долга. Идея добровольной сдачи спортивных нормативов и получение значка отличия в качестве награды за приложенные усилия имеет большое значение в формировании физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания населения. Эта мера могла бы стать дополнительной и сопутствующей для начинающих спортсменов, людей, увлекающихся спортом.

 

 

Список использованной литературы:

1. Виноградов П.А, Царик А. В.: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" Путь к здоровью и физическому совершенству, - М.: Изд - «Спорт», 2016.

2. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление от 11 июня 2014 г., № 540 / Правительство Российской Федерации// Администратор образования. – 2014. – № 14. – С. 22­26.

3. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" // Российская газета. 26.03.2014. № 68.

4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676

5. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. – М.: Советский спорт, 2005. – 80 с.

6. Закон об образовании Справ. правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob- obrazovanii.ru (дата обращения: 30.09.2017)

7. История ГТО – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gto.ru/history (дата обращения 30.09.2018).


 

 

 

Опубликовано в группе «Виды спорта. Физическая культура. Здоровый образ жизни.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.