12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сыропятова Екатерина Валерьевна29
Россия, Свердловская обл., Красноуфимск
1

Конспект группового логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация Г – К»


Составитель: учитель-логопед Сыропятова Екатерина Валерьевна

Цель – развитие навыка дифференциации  Г – К в слогах, словах, словосочетаниях и  предложениях в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-уточнить артикуляцию и звучание звуков [Г], [Г’], [К], [К’];

-закрепить навык правильного произношения звуков [Г], [Г’], [К], [К’];

-профилактика буквенных замен;
- закрепить навыки правильного чтения и письма со звуками [Г], [Г’], [К], [К’].

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия;
- развивать умение составлять предложения из слов, текст из предложений;

-  развитие внимания, памяти, воображения и мышления;


Коррекционно-воспитательные:

-  воспитание у детей самоконтроля за речью;

- развивать внимание к речи педагога и товарищей;

- формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать интерес к учебному процессу.

Оборудование: презентация, индивидуальные зеркала,  схемы слов магнитные, мяч, тактильная дорожка, балансир, песочный стол, изображения фруктов и овощей фигурные пластиковые  (фото оборудования в Приложении 1), карта путешествия на доске (Приложение 2) карточки «Светофор» индивидуальные (Приложение 3), карточки птиц и дерева (Приложение 4), карточки «Словосочетания» (Приложение 5), маркер для доски/мел.

Для создания конспекта занятия были использованы материалы: https://urok.1sept.ru/articles/651957

План занятия

I. Организационный момент                                                                               

II. Основная часть                                                                                                
1) Сообщение темы занятия                                                                               
2) Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков [К], [К’], [Г], [Г’]                                                                                                                         

3) Упражнения на развитие фонематического слуха                                       

  • «Поймай звук»
  • «Светофор»
  • «Измени слово»
  • Чистоговорки

4)  Дифференциация Г-К в словах                                                                     

5) Физминутка                                                                                                     

6) Дифференциация Г-К в словосочетаниях и предложениях                      

  • «Вставь пропущенную букву»
  • Игра «Песчаная буря»
  • Игра «Составь из букв слова»
  • Работа с деформированным текстом


III. Подведение итогов занятия   

Рефлексия                                                                                                           

Приложение 1                                                                                                    

Приложение 2                                                                                                    

Приложение 3       

Приложение 4                                                                                                   

Приложение 5                                                                                                   


I. Организационный момент

Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть! Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу (дети улыбаются соседу справа, а потом соседу слева). Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. А теперь с прекрасным настроением сядем на свои места (дети садятся за парты).


II.Основная часть

Логопед: «Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, предлагаю вам послушать описание одной сказки и ответить на вопрос.

Жил на свете злобный тролль с волшебным зеркалом, которое искажало все доброе и прекрасное. Однажды это зеркало разбилось, а осколки разлетелись по миру, и попали в глаза и сердца людей. И от этого люди становились злыми и холодными. Один из осколков попал бедному мальчику в глаз, а другой прямо в сердце. Мальчик забыл своих родных и перестал их любить, захотел новой прекрасной жизни, и его забрала в свои покои на Север злая колдунья, чтобы сделать своим преемником – принцем.

Подруга мальчика отправилась на Крайний Север на выручку другу, по дороге ей пришлось испытать множество трудностей, а также встретить немало хороших людей, которых волновала ее история, и они с радостью помогали отважной девочке.

Вы узнали эту сказку? Кто автор сказки? Как зовут главных героев?

(«Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен, Кай и Герда).

(Слайд 2 в Презентации)

- Ребята, Герда отправилась выручать Кая, по дороге она нашла карту, выпавшую из саней Снежной Королевы.  По этой карте она сможет добраться до замка. (Слайд 3, Приложение 2, карта на доске) Но, чтобы туда добраться, нужно преодолеть препятствия. Давайте поможем Герде! Для этого мы будем правильно выполнять задания, которые приготовила Снежная королева, преодолеем препятствия и освободим Кая от осколков, чтобы он вспомнил Герду и вернулся домой.

1) Сообщение темы занятия

Итак, первое задание. Герда попросила ветер помочь ей отыскать Кая, но ветер не умеет правильно произносить слова. Ребята, давайте поможем ветру узнать,  с каких букв начинаются имена Кая и Герды. Какая буква первая в имени мальчика? А в имени девочки?

(Буква К в имени Кай, буква Г в имени Герда)

Cегодня мы будем учиться различать буквы Г и К, и звуки, которые они обозначают.

- Какие звуки могут обозначать эти буквы?

(Буква К обозначает звуки [К] и [К’], буква Г обозначает звуки  [Г] и [Г’]).

-Молодцы, ребята, а что можно сказать об этих звуках? Дадим им характеристику.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

Звук [Г] – согласный, твердый, звонкий.

Звук [Г’] – согласный, мягкий, звонкий.

Звук [К] – согласный, твердый, глухой.

Звук [К’] - согласный, мягкий, глухой.

- Давайте сравним звуки Г – К и скажем, чем они похожи и чем отличаются. Положите руку на горлышко.

Произнесите звук Г.

Как мы произносим этот звук:  губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху (Слайд 4), голос звучит (кладем руку на горлышко и чувствуем вибрацию).

Произнесите звук  К.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос  не звучит (кладем руку на горлышко, вибрации нет).

Значит, звуки [Г] - [К] являются парными.

Теперь ветер знает, как произносить эти звуки, и поможет Герде отыскать Кая.

2) Артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков [К], [К’], [Г], [Г’]

- Следующее задание на карте - артикуляционная гимнастика. Для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?

(Чтобы правильно произносить звуки)

-Совершенно верно! Потренируем язычок. Возьмите зеркала, повторяйте упражнения за мной:

1. «Покусать язык».

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

4.  «Лопаточка – иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

5. «Горка» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

6. «Горку построим — горку разрушим» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

7. «Ветерок дует с горки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

8. «Качели».

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

-Молодцы, ребята! Положите зеркала на край парты. Вы отлично справились с заданием, помогли Герде преодолеть препятствие.

(Фигурка Герды перемещается на карте к следующему заданию)

3) Упражнения на развитие фонематического слуха

«Поймай звук»

–На пути Герды возникло новое препятствие. Чтобы ей помочь, нужно научиться правильно определять на слух, какой звук в слове – [Г] или [К]. Поможет в этом игра «Поймай звук».  Я буду произносить слоги, слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите [Г] –[Г’], и топайте ногой, если услышите [К]- [К’]

Ка, гу, ки, ге, га, ко, кора, гусь, корм, мокрый, нога, рука, носки, курица, беседка.

- Прекрасно справились с заданием, ребята! Переходим к следующему заданию на карте.

Игра «Светофор» (Приложение 3). Ищем место звуков [ Г] и [К] в слове.

Если заданные звуки в начале слова – поднимайте зеленый кружок, если в середине – желтый, если в конце – красный.

-Руки, ноги, красота, молоток, кусты, радуга, гора, рак, очки, говорить, танк, краб.

-Спасибо, ребята, вы отлично справились! Герда вас благодарит. Но на ее пути новое препятствие.

«Измени слово»

Игра с мячом. Дети встают в полукруг.

- Я кидаю мяч каждому по очереди, называю слог со звонким звуком. Вы называете  слог с глухим согласным звуком и возвращаете мяч.

Га – ка, го – ко, гу – ку, ги – ки, гэ – кэ.

- А теперь попробуем в словах:

Я кидаю мяч и называю слово, вам нужно заменить в нем Г на К и наоборот, К на Г, чтобы получилось новое слово:

Кора – гора, колос – голос, крот – грот, гол – кол, год – код, загон – закон, икра – игра, гости – кости.

- Прекрасно получилось, молодцы!

- А теперь потренируемся красиво произносить звуки и слова. Я читаю чистоговорки, а вы за мной повторяете с четким проговариванием.

га — га — га — вышли гуси на луга;

ка — ка — ка — наша елка высока;

го — го — го — не увижу никого;

ко — ко — ко — по теченью плыть легко;   

гу — гу — гу — много пчелок на лугу;       

ку — ку — ку — Катя сыпала муку.

4)  Дифференциация Г-К в словах

- Ребята, по дороге Герда встретила птиц, которые не могут найти дорогу к дереву, чтобы присесть и отдохнуть. (Слайд 5, Приложение 4)

- Давайте поможем Герде. Вы должны выбрать только те картинки, в названии которых есть звуки [К] - [Г] и соотнести со схемой слова (прикрепить на доску)

Но сначала нужно пройти по узкой тропинке и качающемуся мосту (тактильная дорожка полукругом и балансир), выбирая картинку птицы (картинки разложены вдоль дорожки).

Птицы: ласточка, кукушка, попугай, голубь, сорока, сова, воробей (сова, воробей – остаются, так как в тих словах нет заданных букв).

5) Физминутка

- Перед Гердой встали скалистые горы и замерзшие реки, давайте поможем ей преодолеть их с весельем на коньках и лыжах! (Слайд 6 с музыкальным сопровождением)

Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем с высоко поднятыми коленями)

И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте, взмахи руками, согнутыми в локтях)

На конках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях)

И снегурочку лепим мы, лепим мы (показываем руками)

Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки, поставить на пояс)

- Молодцы, ребята, садитесь на свои места.

6) Дифференциация Г-К в словосочетаниях и предложениях

«Вставь пропущенную букву»

- По дороге через лес на Герду напали разбойники. Разбойники отпустят Герду, если она поможет им расшифровать надписи в их пещере. Северный ветер заморозил несколько букв. Чтобы продолжить путь, нужно прочитать словосочетания, вставив букву Г или К на место снежинок.

- Давайте прочитаем, что там было написано (вставить на место снежинки магнитную букву, прочитать получившееся словосочетание, работа на доске по очереди)

Высо*ая  *ора, низ*ий  *уст, *орная ре*а, снежный *ом,  о*ромный замо*. (Слайд 7, Приложение 5)


Ребята, у нас получились ориентиры, по которым Герда найдет дорогу к замку Снежной Королевы.


Игра «Песчаная буря»


На пути к ледяному замку Герда увидела огромную пустыню. В этой пустыне заблудились слова из двух городов – города К и города Г. Давайте поможем словам найти дорогу домой, а они покажут Герде безопасный путь к замку. Подумайте и определите, какая буква есть в каждом слове – Г или К, и распределите каждое изображение фруктов и овощей на половину Г или половину К. (Песочный стол с кучкой песка, задача детей – опустить руку в песок, на ощупь вытащить одно изображение, назвать предмет, назвать букву в этом слове – Г или К, и положить в нужную сторону, работа по очереди (Приложение 1)


- Вот Герда и добралась до царства вечного льда. В замке Снежной Королевы она встретила своего друга Кая. (Слайд 8)


Игра «Составь из букв слова»

Перед Каем лежат льдинки, но не простые, а с буквами. (Слайд 9)

Нужно помочь Каю составить из них как можно больше слов, тогда он вспомнит Герду.  Запишите слова в тетрадь, подчеркните буквы Г и К (твёрдые – синим карандашом, мягкие - зелёным).

К, Г, Т, С, А, О, У, И

Кот, когти, сок, куст, утки, кит, гуси (Слайд 10).

Молодцы, ребята, вы помогли Каю и Герде!

Но Снежная Королева не хочет отпускать Кая, она приготовила им еще одно задание. Если друзья его выполнят, то смогут вернуться домой. Давайте поможем Каю и Герде.


Работа с деформированным текстом


- Нужно из слов правильно составить предложения, из предложений – текст (Слайд 11).

Отправилась, Герда, поиски, на, друг.

Дом, Кай, Герда, благополучно, и, вернуться.

Препятствия, много, встретить, пути, на, она, своём.

Герда, Кай, спасать, их, друзей, преодолела,  помощь, и, с.

Кай, похитить, Снежная Королева, однажды.

(Совместная работа, дети читают по очереди и составляют предложения)


Проверка (Слайд 12): Однажды Снежная Королева похитила Кая.

Герда отправилась на поиски друга.

Много препятствий встретила она на своём пути.

С помощью друзей Герда преодолела их и спасла Кая.

Кай и Герда благополучно вернулись домой.


Ребята, запишите текст в тетрадь. В каждом предложении подчеркните карандашами буквы Г и К (твердые – синим, мягкие - зеленым).


III. Подведение итогов занятия

- Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие и приключения.  Мы помогли Герде найти и спасти Кая, и они вернулись домой (Слайд 13).

Рефлексия.

- А чему мы научились на занятии? Какие звуки и буквы различали?

Какое задание больше всего вам понравилось? Какое задание было самым сложным?

- Ребята, нарисуйте в тетрадях круг. Это будет смайлик.

Нарисуйте смайлику такой величины ухо, насколько ты хорошо слушал учителя и товарищей.

Такой величины глаза, насколько ты внимательно смотрел на учителя и на доску.

Такой величины улыбку, насколько тебе понравилось занятие.



Приложение 1.

Балансир и тактильная дорожка

c1683722979.jpeg


Песочный стол

t1683722998.jpeg

Ажурный мяч

h1683723018.jpeg



Магнитные схемы слов


/data/files/c1683723033.jpeg (631x473)голубь                                      /data/files/l1683723048.jpeg (620x465)попугай

/data/files/s1683723062.jpeg (631x473)сорока                                      /data/files/k1683723079.jpeg (620x465)ласточка

/data/files/n1683723095.jpeg (631x473)кукушка

Приложение 2.

Карта путешествия


q1683723118.png



Приложение 3.

Карточки «Светофор»

h1683723148.jpeg

Приложение 4.

       /data/files/h1683723171.png

(250x145)/data/files/t1683723160.png

(250x324)/data/files/o1683723194.png

(388x450)/data/files/z1683723184.png

(631x473)/data/files/m1683723216.png

(590x528)/data/files/o1683723206.png

(194x182)/data/files/p1683723243.png

(228x266)/data/files/k1683723230.png (501x275)



Приложение 5.

Высо*ая  *ора


Низ*ий  *уст


*орная ре*а


снежный *ом


о*ромный замо*


Дифференциация Г-КPPTX / 3.4 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.