12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Юлия Николаевна33
Россия, Челябинская обл., Сосновский район, посёлок Рощино

Тема: Текст. Анализ текста.

Цели: ознакомить учащихся с новым автором Виктором Хмельницким и его сказкой «Снег и Скрипка»; учить детей отвечать на вопросы и задавать их; определять тему текста, жанр, главных героев и давать им характеристику, выделять главную мысль, находить средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение); обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать доброту, умение замечать красоту в повседневной жизни.

Планируемые УУД.

1. Личностные результаты:

1) эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

2) понимать эмоции других людей (или героев), сочувствовать, сопереживать.

3) высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.

2. Метапредметные результаты:

Ргулятивные:

1) определять и формулировать задачи деятельности на занятии с помощью учителя.

2) учиться высказывать своё предположение на основе работы с заголовком или иллюстрацией (портретом автора).

3) учиться работать по предложенной учителем схеме.

Познавательные:

1) Ориентироваться в тексте.

2) Находить ответы на вопросы в тексте.

3) делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя.

Коммуникативные:

1) оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения).

2) слушать и понимать речь других.

3) Выразительно читать.

4) учиться работать в паре и группе.

3. Предметные результаты.

1) познакомиться с новым автором Виктором Хмельницким и его сказкой «Снег и Скрипка».

2) учиться отвечать на вопросы и задавать их.

3) учиться определять тему текста, жанр, главных героев и давать им характеристику, выделять главную мысль, находить средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение);

Ход занятия.

1. Эмоциональный настрой детей на занятие. (стоим в кружочке)

Вы улыбайтесь чаще, чаще улыбайтесь!
Тебе идет улыбка, посмотри!
Ты с нею никогда не расставайся,
Серьезности печать с лица сотри!

Давайте начнём наше занятие с улыбки. Поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Молодцы!

2. Ритмическая разминка (хлопочки). Затем садятся на места.

3. Определение темы занятия.

Чтобы отгадать тему нашего занятия, вам надо выделить первый звук в слове и. соответственно, соединить все звуки и у вас получится новое слово. (Сначала дети самостоятельно, затем разбираем вместе, слово текст выносится на доску)

Картинки: тетрадь, экскаватор, корова, сани, туча. (ТЕКСТ)

Итак, тема нашего занятия - текст. Вспомним, что такое текст? А как выдумаете, что мы будем делать с текстом?

4 Постановка цели (я) и задач (дети). (дети называют задачи на занятие, а я вывешиваю на доске)

5. Предтекстовая работа.

А для того, чтобы узнать, как называется текст, мы поиграем в игру «Собери звуки» (с мячом фонетическая разминка). Я вам звуки, вы мне слова. Свои слова вы должны запомнить.

Белый, лёгкий, пушистый, воздушный.

Какие слова у вас получились? Как вы думаете, это что? (СНЕГ) Молодцы! Вы угадали первое слово в названии нашего произведения. Второе слово вы узнаете, разгадав слоговицу: рука, скрипнуть. (Скрипка)

Произведение, с которым мы будем сегодня работать называется «Снег и Скрипка». Посмотрите, какое необычное название.

Приём «Рассечение вопроса».

Предположите, о чём или о ком рассказывается в этом произведении? (ответы детей)

Что такое снег? Каково лексическое значение этого слова? (снег – это осадки, явление природы).

Что такое скрипка? Каково лексическое значение слова? (скрипка – это музыкальный инструмент).

А из вас кто-нибудь слышал пение скрипки?

Эти слова похожи по лексическому значению? (нет) Что может связывать снег и скрипку? Запишите каждый своё мнение на листе (проблемный вопрос). Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Мы можем только догадываться.

А сейчас посмотрите первое и последнее слово в тексте. (снег, скрипит) Вы согласны с тем, что снег скрипит? Подберите синоним к слову скрипит (хрустит). Когда снег скрипит или хрустит? (под ногами). Почему снег скрипит? Из чего состоит снег? (из множества снежинок) Что такое снежинка? (это маленькие кристаллики льда и когда они ломаются, то слышен хруст или скрип снега) (показываю картинки) Форма снежинок одинаковая? (нет) Что общего? (6 лучиков)

Кто автор произведения? (Виктор Хмельницкий). Посмотрите на портрет этого человека. Когда он родился (в 1950 г) Это какой век? А у нас сейчас какой век? (21 век). Этот человек жив, сколько ему сейчас лет? (ему 70 лет). Это писатель-современник. Посмотрев на портрет этого человека, что вы можете сказать о нем? Какой он?

Вывод: зачем мы так подробно сейчас всё это обсуждаем? (этот материал связан с нашим текстом).

6. Текстовая работа.

А сейчас я вам читаю вслух, а вы внимательно слушайте. (первичное чтение логопедом). Даша играет на скрипке.

(Первично восприятие) Вам понравилось произведение? Что понравилось? Скажем Даше спасибо и отпустим её на уроки.

Итак, произведение называется… «Снег и Скрипка». Запишите название. Почему слова Снег и Скрипка написаны с заглавной буквы? (Олицетворение)

Работаем с текстом. (Чтение со стопами). Читаем вслух 1 абзац. Кто прочитает? Работаем в парах и задаём друг другу вопросы по содержанию 1 абзаца. Приготовьте свой вопрос соседям. (вопрос-ответ). Поплыли по «Морю вопросов» (даю подсказки) (стратегия «Море вопросов»)

Как это «беззвучно опускался»? (фраза на доске). Найдите и подчеркните сравнение. (Чтение с пометами – инсерт)

Читаем 2 абзац. Вопрос-ответ.

За какой предмет хватался Снег растопыренными ручками? (за воздух) А за воздух можно схватиться? (появляется фраза хватался ручками)

Как вы понимаете фразу «растопыренными ручками – снежинками? (покажите пальчиками). Сравнение лучики снежинок – как ручки. У снежинки сколько пальчиков - лучиков?

Читаем 3 абзац. Вопрос-ответ.

Почему после слова «сейчас» стоит троеточие? ( Снег слушает музыку, она ему нравится, околдовала, заворожила). (фраза донеслись звуки)

Читаем до конца.

Какое желание возникло у Снега? (научиться играть на скрипке).

Он научился? (пока ещё нет, он ещё учится, а пока только скрипит).

7. Послетекстовая работа.

Какова тема произведения? Жанр? Почему? Авторская или народная? Главные герои? Тип текста?

Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу, который вы записали с обратной стороны листа.

Что может связывать Снег и Скрипку? (скрипят)

А в каком случае скрипит скрипка? (если на ней не умеют играть).

А когда Даша играла, скрипочка тоже скрипела? (нет, она пела, звучала)

(Даю детям скрипку в руки).

Слова «скрипка» и «скрипит» это однокоренные слова или нет?

Поднимите руку, кто понял о чём это произведение?

А сейчас всё то, о чём мы с вами говорили, вы составите в виде схемы. Работаем в парах. (Дети составляют на доске кластер)

Название произведения, автор, жанр, тема (о снеге, который хотел научиться играть на скрипке), главные герои и их характеристика, главная мысль. (формулируем вместе – умей видеть чудо, красоту, необычное в обычном)

Вывод: кто сейчас полностью может рассказать про это произведение? (2 человека)

А мы с вами возвращаемся к нашим задачам на начало урока.

Мы справились с ними? (да).

8. РефлЕксия (кубики Блума) Мне очень хочется услышать ваше мнение о занятии. (на кубиках – я понял, мне понравилось, я запомнил, я узнал, )

9. Итог занятия. Ребята, вы молодцы! Вы замечательно работали, были активы на занятии, выражали свои эмоции, чувства, сотрудничали, договаривались. Я желаю вам и всем нам, чтобы мы как можно чаще замечали чудо в повседневной жизни, необычное в обычном.











5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.