12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маркова Александра Юрьевна810
После окончания в 1991г. ШГПИ им.Д.А.Фурманова пришла в прекрасный коллектив МОУ Иванковской СШ Фурмановского района Ивановской области и никуда уже больше не ушла. С моей школой у нас взаимная любовь
Россия, Ивановская обл., д.Иванково,Фурмановский район
Материал размещён в группе «Сельская школа»

Конспект урока по литературе

«Тайна рассказа О. Генри «Дары волхвов»


Цель урока:

Через мотивацию поступков героев рассказа определить их истинные жизненные ценности, объяснить смысл названия рассказа, охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья

Задачи урока:

-совершенствовать умение определять основную идею произведения, смысл названия, авторскую точку зрения;

-развивать навыки смыслового чтения, умение аргументированно выражать свою точку зрения, диалогическую и монологическую устную речь детей, навыки решения проблемных ситуаций;

-способствовать развитию самостоятельной аналитической и оценочной работы;

-воспитывать умение видеть истинные и ложные ценности в своей жизни;

-создать атмосферу открытости, доброжелательности, включить эмоциональную сферу ребенка, обращаясь к его чувствам;

-создать условия для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков.

Методические приёмы: метод кластера, рассказ учителя, чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.

Вид деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа

Оборудование: тексты рассказа О.Генри «Дары волхвов», раздаточный материал (карточки с заданиями), учебная презентация.

Ход урока

I. Актуализация имеющихся знаний.

Начать наш сегодняшний урок я хочу вот с такого вопроса:

- Как вы считаете, кому люди ставят памятники?

- За что люди удостаиваются такой чести?

- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?

И именно этой чести было удостоено творчество писателя О.Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. И раскрыта она на удивительном рассказе, с которым мы сегодня будем работать. Но сначала несколько слов об этом писателе.


II. Вступительное слово о личности и творчестве О.Генри.

Имя О.Генри (Уильяма Сиднея Портера) известно не одному поколению читателей. Мы знаем о нем одновременно много и мало, потому что О.Генри, известнейший американский писатель-юморист, избегал популярности. Его жизнь была богата приключениями, но многие факты его биографии покрыты тайной. Герои его рассказов – обыкновенные люди, жители многочисленных американских городков, ковбои, фермеры.


- Послушайте высказывание, которым он предваряет свой первый сборник, и определите, какая тема преобладала в творчестве писателя.

«Нью-Йорк населяют четыре миллиона таинственных чужестранцев. Они попали сюда разными путями и по разным причинам. В провинциальных городках и на фермах, откуда они приехали, жизнь была скучной и однообразной, томительной по сравнению с соблазнами, которыми приготовил им большой город. А пока они ютятся в крошечных квартирках. Маленькие люди в большом городе, они тешат себя надеждой, что преуспеют в своих начинаниях, будут счастливы и благополучны».

(Тема маленького человека в большом городе).


-Назовите известных вам писателей, которые обращались к теме «маленького человека» в русской литературе.

(А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь)


III. Аналитическая работа с названием рассказа.

Обратимся к названию рассказа. Составим кластер «Дар».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»?

(Дар – добро, любовь, радость, праздник, мама)

- Внимательно прочитайте словарную статью о слове «дар» из словаря. Выберите из него и внесите дополнения в ассоциативный ряд.

ДАР, -а, мн. -ы, -ов, м. 1. Подарок, приношение, пожертвование (высок.). Принести что-н. в д. кому-н. Получить в д. Дары. моря, леса, природы (перен.: о том, что дает человеку в пищу море, лес, природа). 2. Способность, талант. Литературный д. Лишиться дара речи (потерять способность говорить). * Святые дары - в церковном 1 таинстве: причастие (хлеб и вино). Дары данайцев (книжн.) - коварное предательство, скрытое под личиной дружбы [по древнегреческому сказанию о данайцах, подаривших городу Трое большого деревянного коня, в котором спрятались воины, ночью вышедшие, перебившие охрану и впустившие в город вражеское войско]. Бойся данайцев (даже, и), дары приносящих (афоризм).

(Дар – пожертвование, способность, талант).

- Поработаем со вторым словом названия. Кто такие волхвы?

(Волхвы – это мудрецы, которые принесли дары младенцу Иисусу: золото, ладан и смирну. Волхвы – это ученые мужи, которые владели знаниями о силе природы. Они наблюдали звезды, были астрологами).
- В каком произведении мы уже встречались с ними?

(А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

- С каким праздником связана библейская история о волхвах?

(С праздником Рождества Христова)

- Кто может рассказать библейскую легенду о волхвах?

- Тогда давайте прочитаем отрывок из Библии о рождении Христа, чтобы ответить на вопрос: «Какие дары и почему преподнесли волхвы новорождённому Иисусу?».

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском в дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» Они же сказали ему: «В Вифлеему Иудейском…».

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был младенец. И, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою» (Мф.2.1-12).

- Какие дары и почему преподнесли волхвы новорождённому Иисусу?

(Золото ему принесли как царю в виде дани. Ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужениях. А смирну, как человеку, которому предстоит умереть, потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

(Предположения учащихся записываются на доске).

IV. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.

-Вот как много у нас предположений и неизвестно, какое же из них верно. Кто как определит тему нашего урока?

(«Тайна рассказа О.Генри «Дары волхвов»)

-Какую цель будем преследовать в ходе урока?

(Раскрыть тайну текста; понять истинный смысл рассказа и соотнести его с заглавием, извлечь нравственные уроки).

V. Анализ рассказа «Дары волхвов» посредством чтения с остановками.

Начинаем читать текст, разделив его на фрагменты. Оставшийся текст будем закрывать.

1.Чтение первого фрагмента до слов: «А это право же очень мило».

2.Работа с отрывком.

- Верны ли были наши предположения, о чем пойдет речь? (Нет).
- Кто же герои этого произведения?

(«Маленькие люди» Делла и Джим, молодая чета американцев).
- С помощью каких деталей автор рисует обстановку бедности четы Диллингхем?


2.Читаем второй фрагмент до слов «…мчалась вниз, на улицу».
- Какими сокровищами обладала семья Юнг?

(Сокровища семьи - это часы Джима и волосы Деллы).

-Какие ещё библейские образы вводит в текст О.Генри? Кто они?

(Царица Савская – легендарная царица богатейшего Сабейского царства, которая решила испытать мудрость царя Соломона, слыла красавицей и очень богатой женщиной.

Царь Соломон – третий царь Иудеи, прославился своей мудростью, был наделен несметными богатствами).


- В каком ключе даны ветхозаветные образы?

(Писатель показывает их в юмористическом ключе).

- Как вы думаете, что же произойдет дальше?


3.Читаем третий отрывок до слов «– Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась»).

- Как бы вы поступили на месте Деллы?

- Случаен ли поступок Деллы?

(Нет, поступок Деллы не случаен, она любит Джима).

- Будет ли Джим рад такому подарку?

(Конечно, Джим будет рад подарку, потому что у него одна ценная вещь часы и теперь будет цепочка к ним).


4.Прогнозирование итога рассказа. Работа в группах.

Давайте попробуем себя в роли писателя. Каждая группа получает карточки с заданиями: закончить рассказ от лица героя или автора.

Карточка №1

Ответьте на вопросы в виде связного текста.

1. Что мог почувствовать Джим, увидев, что Делла остригла волосы?

2. Каким могло быть выражение его взгляда, когда он увидел жену?

3. Как Делла объяснила бы причину, по которой она остригла волосы?

4. Какой могла быть реакция Джима на это объяснение?

Карточка №2

Ответьте на вопросы в виде связного текста.

1. О чем Делла могла молить Бога в этот момент?

2. Как мог отреагировать Джим, увидев свою жену?

3. Как Делла объяснила бы причину, по которой она остригла волосы?

4. Ожидала ли Делла подарок к Рождеству? Что бы она хотела получить?

5. Подарил ли Делле что-нибудь муж?

Карточка №3

Ответьте на вопросы в виде связного текста.

1. С каким настроением Джим возвращался домой?

2. Что он мог ожидать в вечер накануне Рождества?

3. Как мог отреагировать Джим, увидев свою жену?

4. Как бы он воспринял ее объяснения?

5. Приготовил ли Джим подарок Делле? Если да, то какой?

- Учащиеся озвучивают версии окончания рассказа.

- Какой вариант окончания рассказа вам больше всего понравился и почему?

5.Чтение учителем читает оригинального текста.

- Ожидали вы такую развязку? (Нет).

- А какую развязку вы ожидали?

- Перечитаем конец рассказа: «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду, они и есть волхвы».

- Кого же в конце рассказа автор называет волхвами? (Джима и Деллу)

- Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими из дарителей. Почему?

(Волхвы не подарили младенцу самого главного – любви. А чистая любовь и есть истинная мудрость. Герои любят друг друга чистой любовью. Из чувства любви они отдали самое лучшее, что у них было, чтобы приобрести

то лучшее, чего достоин каждый из них.)

VI.Работа над определением смысла рассказа. Работа с эпиграфом.

Вернемся к началу урока, когда вы делали предположения о сюжете рассказа.

- Подтвердились ли они?

- Как теперь вы объясните смысл названия рассказа? Как он соотносится с идеей рассказа?

(Самый большой подарок в жизни – это чистая, верная, бескорыстная любовь. Это самое дорогое, что можно получить и принести в дар)

- Сегодня на нашем уроке всё необычно. Поэтому к эпиграфу мы обращаемся сейчас, в конце занятия. Из предложенных высказываний подберите эпиграф к уроку и аргументируйте свой выбор.


1.Любовь - это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой. (Цицерон)

2.Любовь  - это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить другому как можно больше счастья.  (Стендаль)

3.Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами. (У.Шекспир)

4.Любить глубоко – это значит забыть о себе. (Ж.Ж.Руссо)


VII. Домашнее задание.

Послушайте высказывание О.Генри: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».

Давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова

определяет ценность подарка. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Я подарю тебе…»


VIII. Рефлексия.

- Какие нравственные уроки вы получили сегодня?





Опубликовано в группе «Сельская школа»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.