12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Толочкова-Фадеева86
Россия
2

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Л.Н.Толстой Басня «Отец и сыновья»».



Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»













Конспект урока

по литературному чтению

в 4 А доп. классе

(вариант 2.2)

по теме:

«Л.Н.Толстой

Басня

«Отец и сыновья»».











Составила:

учитель начальных

классов

Е.А.Фадеева









2022-2023 уч.год



Тема урока: Л.Н.Толстой Басня: «Отец и сыновья»

Тип урока: комбинированный.

Цель: краткое знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека, развитие речевой культуры.

Задачи:

образовательная: кратко познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, формировать коммуникативные умения учащихся необходимые для нахождения главной мысли в тексте; совершенствовать свои высказывания, ввести в словарь учащихся слова: басня, согласие, прут, одолеть, врозь;

коррекционно-развивающая: развивать навыки анализа произведения, подбирать варианты высказывания; развивать монологическую речь, слуховое восприятие, внимание и память;

воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию произведений литературного чтения; воспитывать эстетический вкус, формировать уважение и сострадание к родным людям; формировать навыки этичного межличностного отношения между учащимися;

коррекционная - закреплять навыки произношения звука «Ч» в слогах и словах; развивать слуховое восприятие и произносительную сторону устной речи на материале новых фраз, активизировать лексику учащихся по темам литературного чтения.

Оборудование: использование ИКТ (ноутбук, проектор, экран)

Презентация по теме, индивидуальные слуховые аппараты, таблички, рабочие тетради, учебник «Чтение и развитие речи 5 класс» Н.Е.Граш.

Словарь: басня, согласие, прут, одолеть, врозь.



Метод. приёмы: объяснительно-иллюстративный метод.

Предыдущее домашнее задание: по словарю повторить лексический материал по теме «творчество Л.Н.Толстого», индивидуальное задание для обучающегося с повышенной мотивацией: рассказ о писателе (ученик отработал материал на индивидуальном занятии с педагогом по развитию слуха и формированию произношения).













Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I.Организационный момент

- Встаньте. Поздоровайтесь.

- Сядьте.

-…., как ты меня слышишь?

-Кто сегодня дежурный?

- Кого нет с нами?

- Какой сейчас урок?

- …, иди к доске и составь план урока?

План урока:

Сначала будем составлять вопросы и беседовать о писателе.

Потом будем рассматривать читать басню и отвечать на вопросы

Затем будем писать

Наконец будем подводить итоги и рассуждать на тему: главная мысль в басне.



-Здравствуйте


-я слышу (хорошо, плохо)

- Я сегодня дежурный.

- С нами (все, нет…, потому что…)

- Сейчас урок чтения.

- (учащийся выходит к доске и воспринимает на слух воспроизведенные учителем фразы за экраном. Ученик составляет план урока.)


Дежурный звук [П] –

согласный, глухой, твёрдый.

t1697440474aa.jpg

Слоговые упражнения:

ОП ОП ОПпру́тья

ПО ПО ПОпо̅одино́чке

Пру́т-пру́тья

Ве́ника не сло́мишь, а по̅ пру́тику весь перелома́ешь.

Дежурный звук [П] –

согласный, глухой, твёрдый.

t1697440474aa.jpg

Слоговые упражнения:

ОП ОП ОПпру́тья

ПО ПО ПОпо̅одино́чке

Пру́т-пру́тья

Ве́ника не сло́мишь, а по̅ пру́тику весь перелома́ешь.


II. Повторение изученного материала


-Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

-Сегодня тема урока: "Басня Отец и сыновья".

-Что за жанр - басня?


- Что вы уже знаете по данной теме?

- На уроке будем работать по таблице.

(На экране заставка басни)

(дети предлагают темы)- Басня «Отец и сыновья»



- Рассказать, что басня-это краткий нравоучительный рассказ.

-У басни есть автор Л.Н.Толстой

- Название басни «Отец и сыновья»

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал



III. Изучение нового материала

-Что вы хотите узнать из басни? Напишите вопросы во втором столбике. Работайте в парах.

(Проверка. Учитель записывает вопросы)

(Учащиеся работают в паре. Обсуждают и записывают вопросы. Дети пишут вопросы. )

- Как называется басня?

-Кто автор басни?

- О чём говорится в басне?

-Кто главные герои басни?

-Что хотел рассказать автор?



Картина открывается.

-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского писателя Л.Н.Толстого. О писателе нам расскажет…





























- О чем писал Лев Николаевич?



-Какие рассказы автора мы читали?

-Какой рассказ вам понравился больше и почему?



Дети находят ответы на некоторые вопросы. (определяют автора, название)


(Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленного им доклада)

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это  уголок  русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей. Человек, чьё имя хорошо известно не только  в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем. Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился.


- Автор писал о жизни простых людей, о крестьянах.


-«Волк», «Три сына»

- Ответы учеников.












Беседа о басне




-Ребята, послушайте басню Л. Толстого “Отец и сыновья”? Будем отвечать на вопросы и заполнять словарь.

- О чем это произведение?

- Объясните, почему сыновья ссорились?

- Что тогда отец сказал сыновьям?

- Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?



Одновременно дети заполняют словарь (записывают определения, слова-помощники)




- О семье.

- (Самостоятельные ответы)


IV. Письменная работа.



Выпиши пословицы о семье.

1.  Вместе – мы сила.

2.  Нет друга – ищи, а нашел – береги

3.  Согласную семью и горе не берёт.

4.  Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

5.  Своя семья – самые верные друзья.

6.  Сердце матери лучше солнца греет.

7.  Вся семья вместе, так и душа на месте.

8.  Уговор дороже денег.

9.  Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

10.  Согласие крепче каменных стен.

11.  Красив тот, кто красиво поступает

12.  На что и клад, коли в семье лад.

13.  Одна пчела не много меду натаскает.

14.  Крепкую дружбу и водой не разольешь

15.  Один в поле не воин.

16.  Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.

17.  Добрый человек добру и учит.

18.  Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

19. Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему.
Взаимопроверка.)

(Один ученик у доски, остальные на листах ученика)


1.  Вместе – мы сила.

3.  Согласную семью и горе не берёт.

5.  Своя семья – самые верные друзья.

7.  Вся семья вместе, так и душа на месте.

12.  На что и клад, коли в семье лад.

16.  Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.

19. Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему.


(Сравнение с записью на доске, выяснение, кто использовал другие пословицы и почему


Физминутка

- Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности. 

Зонтики”




1.встали




2.гимнастика для глаз



V. Работа с деформированным текстом



Л.Н. Толстой.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ
(Басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; они не слушались. Вот он приказал принести веник и говорит: “Сломайте!”

Сколько они ни старались, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно жить будете, никто вас не победит; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.


- Изменился ли смысл текста с другими словами?

- Почему не изменился?


(Один ученик у доски читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу с экрана .

 

 

 

 

 

 

 

 

 






-Нет.

-

Слова заменены синонимами





VI. Стадия рефлексии




Вернемся к нашей таблице.

-Что вы узнали?

-Вы нашли ответы на свои вопросы? (Запишите в таблице)

Давайте составим словарь к басне "Отец и сыновья".





-Какое у вас настроение? Спросите друг у друга.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Мы узнали об авторе и его произведениях.





Словарь: басня, согласие, прут, одолеть, врозь. .




Настроение.

-Какое у тебя настроение? У меня …

- На уроке я узнал….


VII. Домашнее задание.

Написать описание центра картины.


VIII. Итоговое оценивание

-Чем мы занимались на уроке?


- Вам понравился урок?




- На уроке мы беседовали, слушали, читали, писалиотвечали на вопросы.

- Да, мне понравился урок (Нет, …)

*(подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)

Приложение 1. Лист ученика

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.