12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Листопад Оксана Сергеевна29

Конспект урока литературы в 10 классе

«Лирика М.Ю. Лермонтова»

- Какие темы можно выделить в поэзии Лермонтова? (одиночество, любовная, Родины и природы, политическая, гражданская, поэта и поэзии).

К гражданской лирике можно отнести стих-е «Смерть поэта», которое, как писал один из современников Лермонтова, «возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина».

К людям этого большого гражданского мужества, лучшим представителям своего поколения и принадлежал Лермонтов. Эти люди были еще очень юными, но на их долю выпала тяжелая судьба, и они стали взрослыми раньше времени.

В основе лермонтовского творчества лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм произведений Лермонтова: ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальчества, но с другой стороны – презрение к современности, дерзкий вызов, стремление высказать «едкие истины». «В стихах Лермонтова, - писал Горький, - начинают звучать ноты, почти неизвестные у Пушкина, - это жадное желанье дела, активности, вмешательства в жизнь».

В русской лит-ре Лермонтов продолжил дело Пушкина и в то же время явился поэтом новым, поэтом другой эпохи, с иным, чем у Пушкина, складом творческой личности. Из огромного круга тем и образов, волновавших Пушкина, Лермонтов остановился только на некоторых, в частности на теме поэта и поэзии, а именно, на образе поэта или художника как творца, который волновал Лермонтова уже с юношеских лет. Такие романтические устремления юного Лермонтова отразились в стих-ии «Нет, я не Байрон».

В юношеской поэме «Последний сын вольности» Лермонтов с любовью пишет о сосланных поэтах-декабристах. Его увлекала и бунтарская, романтическая поэзия Байрона. Жизнь английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции, кажется ему достойным подражания:

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел…

Чтение вслух стих-я «Нет, я не Байрон».

- Какое настроение у вас возникло?

- Какие образы вам запомнились?

- Какова тональность стих-я?

- Какие ассоциации с другими ранее изученными стихами Лермонтова у вас возникли? («Тучи»).

Чтение стих-я «про себя».

- Как вы поняли первую строку, случайна ли она? (Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермонтов настойчиво развивает свое мастерство. Восемнадцатилетний поэт осознал, что у него свой путь).

- О чем это говорит? (о таланте, гениальности).

- Как Лермонтов называет Байрона? (гонимый миром странник), т.е. Лермонтов на примере судьбы Байрона как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом.

- Как поняли вторую строфу, и как она соотносится с первой? (ощущение неизбежности своего раннего трагического конца).

- Что же тогда означают последние две строки? (одновременно он выражает уверенность в своем избранничестве).

- С чем сравнивается душа поэта, гонимого миром, и его думы? (океан, океанские тайны).

- Зачем? (океан символизирует романтическое видение темы поэта и поэзии, что характерно для ранней лирики Лермонтова).

- Это стих-е относится к теме поэта и поэзии, но можно ли его еще назвать и философским? Почему? (проблема сильной личности, творчество, трагизм судьбы, рок).

- Правильно, все это делает стих-е «Нет, я не Байрон» философским. И вообще, хочу вам сказать, что нет смысла говорить о философской лирике Лермонтова как об одном из избранных им жанров. В отличие от Пушкина, Лермонтов мало считается с жанровыми границами.

Обращаясь к разным предметам, поэт думает всегда об одном – о самом важном. Многие из писавших о Лермонтове отмечали эту исключительную сосредоточенность поэта на великих вопросах жизни и мироздания: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, она пробивается во всех его стихотворениях» (А.И. Герцен); «…Какое у Лермонтова повсюдное присутствие твердой, определенной мысли – во свеем, что ни писал он» (В. Боткин). Вслед за ними можно сказать, что вся лирика Лермонтова – в той или иной мере философская.

Противопоставляя Лермонтова Пушкину, известный русский филолог Л.В. Пумпянский писал: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, [он] создает «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» - эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, и к его поэтической мысли, и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Чего не стоит ждать от философской лирики Лермонтова, так это готовых ответов, выводов и итогов; едва ли не каждое лермонтовское стих-е – арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.

На юношескую лирику, безусловно, оказали влияние современные Лермонтову философские концепции.

Немаловажным источником в этом смысле были для юного Лермонтова произведения западноевропейских писателей, отразивших философские идеи своего времени: Байрон, Шиллер, Гете.

Серьезное влияние оказала на поэта немецкая философия, и в частности, философская концепция Шеллинга, центральной проблемой которой является проблема добра и зла. Эта прблема очень интересовала Лермонтова. Не случайно в самом начале творческого пути так привлекает поэта образ проклятого, изгнанного из рая, падшего ангела (поэма «Демон», стихи «Мой демон», «Я не для ангелов и рая», «Послушай, быть может, когда мы покинем», «Измученный тоскою и недугом», «Мое грядущее в тумане», «1831-го июня 11 дня»).

Идея борьбы в юношеской лирике обнаруживает связь с тезисом Шеллинга об «энтузиазме зла» и о «хотении» или воле. Бунт против судьбы, шаг за черту, отделяющую добро от зла, предвосхищает главную проблему Достоевского в романе «Преступление и наказание».

Поверь: великое – земное

Различно с мыслями людей.

Сверши с успехом дело злое –

Велик; не удалось – злодей…

Для Лермонтова борьба связана прежде всего с действием: «Так жизнь пуста, когда боренья нет…», «Он, мятежный, просит бури…». О связи идеи и действия будет рассуждать в своем дневнике Печорин, а лирический герой одного из ранних стихотворений воскликнет:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал…

Потому с такой безысходностью прозвучит в «Думе» мысль о бездействии его поколения.

Творческая деятельность Лермонтова протекала в годы жестокой политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам Лермонтова можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стала «Дума».

Чтение вслух «Думы».

- Какое настроение у вас возникло?

- Какие образы вам запомнились?

- Какова тональность стих-я?

- Какую музыку вы бы подобрали к стих-ю?

Чтение «про себя».

- О чем говорится в стих-ии? (звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности – первая и предпоследняя строфы).

- Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор? Для чего? (Торжественная лексика (грядущее, под бременем, презренные рабы, пришлец, чаша, с строгостью судьи и гражданина и др.) подчеркивает важность и значимость размышлений поэта, их философский смысл. Сравнения (как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом, как тощий плод, до времени созрелый) помогают выражению печали автора («Печально я гляжу…»).

- Как выражено страстное желание пробудить современников к осознанию необходимости изменить образ жизни и мышления, тем более что они обладают большими духовными возможностями? («лучших сил…не сберегли», «надежды лучшие и голос благородный», «мы жадно бережем в груди остаток чувства», «бесполезный клад», «огонь кипит в крови»).

- Какой прием использует Лермонтов? (антитеза, противопоставление страстно желаемого реальному).

- Примиряется ли герой с существующим положением вещей или призывает изменить духовную атмосферу в обществе?

- Какое отношение к жизни утверждает герой «Думы» - пассивное или страстное, деятельное?

Чтобы ответить, давайте обратимся к жанру «Думы». Шевырев называет стих-е «ужасной эпитафией всему молодому поколению». Белинский: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!.. Если под «сатирою» должно разуметь не невинное зубоскальство веселых остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, - то «Дума» есть сатира…». Фохт (совр. лит-вед) называет «Думу» социальной элегией, непохожей на элегии сентиментально-романтической лит-ры.

- Чья точка зрения ближе вашему восприятию и пониманию стих-я?

- А можно ли считать «Думу» романтическим произведением? Если да, то какие признаки ром-го произв-ния вы в нем нашли? (романтические настроения Лермонтова придают стихам форму печальных раздумий, но это печаль сильного человека, не боящегося даже самых горьких и жестоких упреков самому себе. Отсюда и мотивы неприятия дейст-сти, трагическое мироощущение, осознание разлада между дейст-стью и идеалом, разлада в собственной душе).

- Назовите еще одну существенную черту ром-го героя Лермонтова. (потребность в активном действии, в деятельности мысли).

Именно действие – путь к бессмертию, поэтому-то поколение и обречено («В бездействии состарится оно»), у него нет будущего, вечности→памяти). Забвение для лир-го героя гораздо страшнее смерти:

Боюсь не смерти я, о нет!

Боюсь исчезнуть совершенно…

…………………………….

Мне жизнь все как-то коротка,

Боюсь, что не успею я

Свершить чего-то.

Смерть же в ранней лирике окрашена патетически, торжественна: это героическая смерть, это вызов «равнодушному» миру:

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества и гибели моей.

Тема личного героизма, сильной личности очень важна для Лермонтова. Может быть, это и дало возможность позже соотносить идеи, отраженные в его поэтических произведениях, с возникшим только во второй половине 19 века ницшеанством.

На зрелом этапе творчества Лермонтов рассматривает те же проблемы, но в новом ключе. Эйхенбаум: «Он вырывается из плена собственной лирики, заставлявшей его смотреть на мир только с точки зрения авторского «я». Коровин: «Чувство становится для него предметом глубокого анализа, неотделимым от объективных условий». Существенно увеличивается дистанция, разделявшая его пр-ния с определенной филос-й системой. Изменяется и поэтическая речь поэта: больше становится ром-х штампов и ром-й эффектности и патетики. Так, герой зрелой лирики Л-ва жаждет объять всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей, с «простыми людьми», но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Герой лирических стих-ний Л-ва чувствует и остро переживает одиночество и неустроенность. Если в ранней лирике одиночество понималось как награда, то в зрелой лирике одиночество скучно, а в более поздних стих-ниях можно найти подлинное выражение трагизма человека, одинокого среди людей и во всем мире.

Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества в обществе посвящено стих-е «Как часто, пестрою толпою окружен…». Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Тема одиночества и вызванной им пустоты и скуки звучит и в стих-нии «И скучно и грустно».

Чтение «И скучно и грустно» вслух.

- Какое настроение у вас возникло?

- Какие образы вам запомнились?

- Какова тональность стиха?

- Какие ассоциации с другими ранее изученными стихами Л-ва у вас возникли? («Три пальмы»: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?....Без пользы в пустыне росли и цвели мы»).

Чтение стих-я «про себя».

- Ощущение торжественного трагизма или усталость, безысходность?

- Какой прием использует Л-в? Для чего? (антитеза отражает взгляд на важные мировоззренческие понятия: желание , любовь, страсть).

- Что можно о них сказать? (скоротечны и жалки на фоне вечности).

- Что говорится о прошлом? (7-8 строчки – отсутствие прошлого – трагедия, потому что его нечем заменить; нет прошлого – нет будущего).

- На чем сосредоточен автор? (на душевных человеческих переживаниях. Обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений).

С мотивом один-ва тесно связан мотив странничества, пути – это не только неприкаянность ром-го героя-изгнанника, тщетные поиски «приюта» хотя бы «на время» («Тучи», «Листок»), но и поиск цели жизни, ее смысла, так и не открытого, не названного лирическим героем: 11-12 строчки «И скучно и грустно» - такова судьба отдельной личности. «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…» - такова судьба целого поколения в «Думе».

Вот что об этом лермонтовском пессимизме писал Андреевский: «В Лермонтове живут какие-то затаенные идеалы, его взоры всегда обращены к какому-то иному, лучшему миру. Что воспевает Лермонтов? То же самое, что и все другие поэты, разочарованные жизнью. Но у других вы слышите минорный тон, жалобы на то, что молодость исчезает, что любовь непостоянна, что всему грозит неумолимый конец, - словом, вы встречаете пессимизм бессильного уныния. У Л-ва, наоборот, ко всему этому услышится презрение… Итак, лермонтовский пессимизм есть пессимизм силы, гордости; пессимизм божественного величия духа. … И чем дальше мы отдаляемся от Л-ва, чем больше проходит перед нами поколений, к которым равно применяется его горькая «Дума», чем больше лет звучит с равною силою его страшное «И скучно, и грустно…» на земле – тем более вырастает скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной вечности…».

- А вы согласны с Андреевским? Почему?


Таким образом, подводя итог уроку, нужно сказать, что философские взгляды Л-ва не приведены в систему и не изложены в отдельном труде, они воплощаются в поэтических произведениях, не являясь самоцелью; но философскими размышлениями, идеями, антиномиями проникнуто подавляющее большинство лермонтовских произведений. Именно поэтому, наверное, чрезвычайно сложно очертить круг собственно философских стихотворений. Имеет смысл говорить скорее о мотивах творчества, в которых отразились философские идеи и проблемы. Все творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный монолог, чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.

Несомненно, Л-ва можно назвать народным поэтом. Он вошел в историю русской лит-ры как достойный преемник Пушкина.

Лермонтов – поэт очень субъективный. Он постоянно присутствует в своих стихах, раскрывает часто не саму действительность, а свое страстное, оценочное отношение к ней, и в этом его великая сила. По словам Белинского, он имеет право быть субъективным, ибо, как все великие поэты, «в своем сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недугами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем».


Д/З: 1)выучить наизусть один из стихов, с которыми сегодня познакомились;

2) представьте, что вам предстоит составить сборник стих-ний, посвященный филос-й лирике Л-ва. Напишите вступительную статью к вашему сборнику (объем – 1 стр.). Укажите названия стих-ний. Если у вас есть оригинальные соображения относительно оформления, расположения стихов и т.д., изложите их.

Для проигравшей команды: помимо первых двух заданий еще сделать письменный анализ любого стих-я («Настанет день – и миром осужденный», «Исповедь», «Умирающий гладиатор», «На севере диком», «Примите дивное посланье», «Поэт», «Кинжал», «Мой демон», «Измученный тоскою и недугом»).



8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.