12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михайленко Зоя Евгеньевна188
МБОУ "Усть-Мильская ООШ"
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск
7

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Образ Герасима» с использованием приёмов технологии РКМ

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Образ Герасима» с использованием приёмов технологии РКМ

Михайленко З.Е. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Мильская ООШ»

Планируемые результаты:

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; умение сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения (портрет, интерьер, сравнение, гипербола).

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность, усваивать гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Регулятивные: понимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, обучать оперативной работе с текстом.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; формировать коммуникативную компетентность со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и приёмы обучения: индивидуальная работа, работа в группе, метод тонких и толстых вопросов и ответов, работа с текстом, исследовательская работа, составление кластера и синквейна.

Формы контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, работа в группе, составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.

Предварительное домашнее задание:

1.выяснить значение имени Герасим, записать в тетрадь;

2. нарисовать портрет Герасима;

Ход урока:

Стадия вызова.

- Ребята, с каким произведением мы работаем с вами на протяжении нескольких уроков? («Муму») Кто его написал? (Н.А. Тургенев)

- Давайте вспомним, какие темы по произведению «Муму» мы с вами освещали на предыдущих уроках? (Мы говорили об истории создания, о прототипах героев, проблематике, сюжете и композиции произведения, о роли интерьера и пейзажа в повести, о персонажах)

- Вам интересно, какова тема нашего урока сегодня? Я немного приоткрою завесу этой тайны и подскажу вам, что название сегодняшней темы состоит из двух слов. Чтобы узнать одно из них, предлагаю вам разгадать кроссворд. Готовы?


Т

р

у

д

О

л

ю

б

и

е








Б

о

г

а

т

ы

р

ь



У

с

е

Р

д

н

о






С

р

А

в

н

е

н

и

е


С

е

р

ь

ё

З

н

ы

й







Какую черту характера Герасима подчёркивает автор, говоря, что «он работал за четверых, и дело спорилось в его руках»? (Трудолюбие)

Образуйте однокоренное существительное от прилагательного, с помощью которого Тургенев описывает кровать Герасима. (Богатырь)

Как исполняет Герасим свои обязанности дворника? Это слово - синоним слова «старательно». (Усердно)

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в выражении «скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык»? (Сравнение)

Каким эпитетом описывает Тургенев нрав Герасима? (Серьёзный)

- Какое слово у вас получилось? (Образ) Значит, сегодня на уроке мы будем рассматривать чей-то образ. Но чей? Сделайте вывод, опираясь на вопросы кроссворда. (Дети называют Герасима) А кем является Герасим в произведении? (Главным героем)

- Правильно. Тема нашего урока – «Образ Герасима (главного героя)». Запишите название темы в тетрадь.

- Ребята, на прошлых уроках мы уже подробно говорили о Герасиме, его характере, жизни в деревне и городе, его отношениях с окружающими. Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня? (Обобщить все полученные на прошлых уроках сведения о Герасиме, взглянуть на него со стороны, чтобы правильно понять идею произведения Тургенева) А что для этого нужно? Как обобщить все сведения? (Составить план характеристики и проанализировать образ Герасима по плану)

- Чтобы систематизировать нашу работу, я предлагаю вам составить кластер. Какое будем работать над образом? Давайте озаглавим их. (Дети совместно работают над составлением кластера. Получаются направления: 1. Портрет героя. 2. Имя. 3. Характер. 4. Интерьер. 5. Обязанности. 6. Отношения с людьми, с Муму. 7. Поступки.)

- Ребята, чтобы вам было легче справиться с анализом образа Герасима, предлагаю поработать в группах. Обязанности в группах распределите самостоятельно. У нас получилось 7 направлений работы. Посоветуйтесь с членами вашей группы, с каким из получившихся направлений вам бы хотелось поработать? (Группы выбирают себе наиболее интересные для них направления. Чтобы не возникло ситуации, когда выбирается одно и то же направление разными группами, можно внести игровой соревновательный элемент. Например, задавать вопросы по содержанию текста. Кто быстрее ответит правильно, тот первый выбирает направление работы. Примеры вопросов: «Чем сокрушительно действовал Герасим «о Петров день»? (косой), «Что значит выражение тягловый мужик?» (Работник, выполняющий в поле самую трудную работу), «С чем сравнивает автор звон топора Герасима?» (со стеклом))

Задания для групп.

Задания для первой группы. Портрет Герасима, имя, характер.

Заполните таблицу. Устно объясните значение имени главного героя.

Возраст.

Средних лет (примерно)

Фигура.

Сложен богатырем, важен, степенен, великан, могучий, продолговатые и твёрдые мышцы его плечей, громадная фигура.

Рост.

12 вершков роста, т.е. 195.5см.

Осанка.

Могучий, как дерево

Походка.

Твёрдая, тяжелая, неверная, сильные ноги

Лицо.

Самое замечательное лицо (выделяющийся среди остальных человек) радостное, улыбающееся, безжизненное, оканемелое, бородатый.

Руки.

Огромные ладоши, огромные ручища, могучие руки

Одежда.

Сапоги, кафтан, тулуп



Значение имени «Герасим».

Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Имя Герасим пришло в Россию из Византии. Покровитель имени - преподобный Герасим Вологодский. В имени Герасим сочетаются добродушие, твердость.

Взрослый Герасим покладистый, чуткий. Он может в случае необходимости даже пожертвовать личными интересами ради друзей или близких. Он очень порядочный, никого не обидит, слепо преследуя свои интересы на пути к цели. Его главными положительными чертами также можно назвать спокойствие, практичность, уравновешенность, дисциплинированность, исполнительность и порядочность во всем. Герасим всегда аккуратен.

- Как вы считаете, случайно ли главный герой получил такое имя?

- Каков характер Герасима? Докажите свои ответы примерами из текста. (Ответственный, аккуратный, любящий работу, строгий и серьёзный, рассудительный, не любит пьющих, «шуток не любил». «Работал за четверых, дело спорилось в его руках», «Неистомная работа», «усердно исполнял он свою обязанность», «Считался самым исправным тягловым мужиком», «нраву он был строгого и серьёзного, любил во всём порядок»)

- Какая фраза в эпизоде жизни Герасима в деревне характеризует отношение автора к своему герою? («Весело было смотреть») Как автор относится к Герасиму? (Любуется его силой, трудолюбием, неутомимостью, называет «славным мужиком»)

- С кем и почему сравнивает автор Герасима? ( «…гусь, известно, птица важная и рассудительная; он сам смахивал на степенного гусака».)

- В чём причина строгого и серьёзного нрава Герасима?

- Для чего автор создаёт портрет литературного героя? (Автор вызывает зрительное представление о герое и помогает через внешность выявить качества героя.)

- Просмотрите рисунки с изображением Герасима, оформите выставку на доске с помощью магнитов, постарайтесь определить, какой из рисунков правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике?

- Какой вывод вы можете сделать о Герасиме, исходя из работы в группе?

Задания для второй группы. Интерьер, обязанности.

- Какие обязанности были у Герасима в деревне?

- Найдите в описании деревенской работы Герасима гиперболы, сравнения, фразеологизмы. С какой целью использует автор эти тропы? (Сравнения: «Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий как дерево растёт на плодородной земле…», «Как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей». Фразеологизмы: «работал за четверых», «Дело спорилось». Гиперболы: «Так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой». Автор с помощью этих тропов показывает могучую силу Герасима, его неутомимость в работе.)

- Как Герасим относится к крестьянской работе? (Любит)

- Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе? Почему? («Переселённый в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык…», « Целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». (Автор показывает, как плохо, душевно тяжело Герасиму, оторванному от любимой крестьянской работы.)

- Какие обязанности и как исполнял Герасим в городе? Найдите сравнение в описании его работы. Что хочет сказать автор с помощью этого сравнения? («...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...». Автор показывает, что Герасим относится к работе ответственно, исполнительно.)

- Объясните, почему работа в городе Герасиму показалась лёгкой?

Интерьер

- Выделите ключевые слова в описании каморки Герасима. (Кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, богатырская кровать, дюжий сундук, столик крепкого свойства, стул прочный и приземистый.)

- Найдите гиперболу в описании каморки Герасима. Какова её роль? (Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы». Автор хочет с помощью гиперболы и слов со значением «крепкий» показать богатырскую мощь героя, его физическую силу.)

- Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

- К каким общим выводам вы пришли, работая в группе?


Задания третьей группе. Отношения Герасима с дворовыми и барыней, Муму. Поступки Герасима.

- Каковы отношения Герасима с дворовыми людьми? Своё мнение подтвердите текстом. ( С челядью Герасим находился в коротких отношениях, считал их за своих, но они его побаивались.) Что нам указывает на то, что Герасиму присуще чувство собственного достоинства? («Но права свои тоже знал. Никто не смел садиться на его место в застолице»)

-Какие качества, на ваш взгляд, отличают Герасима от челяди? Докажите своё мнение цитатами из текста. (Дворня уважает Герасима за честность, за то, что умеет держать данное слово. Степан говорит про него: « Он сделает, коли обещал. Он не то, что наш брат».)

- Как относится Герасим к барыне? («Герасим порядком её побаивался», но безропотно исполнял все её приказания.) За что барыня ценит Герасима? («Она его жаловала как верного и сильного сторожа». Кроме того, Герасим был самым замечательным лицом из всей её дворни, выделялся силой и ростом.)

- Какие черты характера Герасима проявляются в его чувствах к Татьяне? Меняется ли он? Докажите своё мнение текстом. ( Нежность, желание защитить, оберегать, любовь, великодушие, доброта. «Полюбилась она ему», «глаз с неё не спускал». «глупо смеясь и ласково мыча, протягивал ей пряничного петушка», «Не давал покоя». Герасим, полюбив Татьяну, словно оживает, перестаёт быть одиноким и нелюдимым, у него появляется смысл в жизни.)

- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну? (Понимал, что зависит от решений барыни и не может сам распоряжаться своей жизнью.)

- Можно ли сказать, что Герасим нравственно превосходит окружающих его людей? Докажите своё мнение. (Он честен в своих чувствах и поступках, способен искренне любить и быть великодушным, не притворяется, как остальные.)

- Как относится Герасим к Муму? Докажите текстом. (Герасим очень трепетно относится к Муму, любит её всей душой, в его жизни снова появляется смысл. « Двумя пальцами легонько принагнул мордочку к молоку», «да как засмеётся вдруг», «Всю ночь он возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул… радостным и тихим сном», «благодаря неусыпным попечениям своего спасителя», «Герасим сам её любил без памяти»)

- Какое сравнение использует автор в сцене проявления заботы Герасима о Муму? Какова его роль? («Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Роль сравнения – показать силу чувства Герасима к Муму.)

- Как Муму относится к Герасиму? («Любила одного Герасима»)

Поступки Герасима.

- По каким поступкам мы можем судить о Герасиме как о человеке? (Защищает Татьяну от кастелянши, провожает её по-христиански, спасает Муму, лишает Муму жизни и уходит от барыни.)

- Какой поступок в жизни Герасима стал самым страшным? Почему? (Лишение жизни Муму. Герасим очень сильно, как мать, любил Муму, она ему доверяла, а лишить жизни существо, которое ты спас и которое тебя любит, очень страшно и больно. Этот крест остаётся с человеком навсегда.)

- Почему Герасим сам вызвался лишить жизни Муму? (Не хотел, чтобы кто-то причинил ей боль, чтобы она боялась перед смертью; хотел, чтобы она до последней минуты не понимала , что с ней будет; чувствовал свою ответственность за её жизнь. Герасим понимал, что он подневольный человек и не имеет права кого-то держать без разрешения барыни.)

- Почему Герасим ушёл в деревню, ослушавшись барыни? (Гибель Муму послужила толчком для пробуждения в Герасиме чувства протеста против зависимого положения крепостного. В Герасиме победила не привычка подчиняться, а уважение к своему достоинству.)

- Какое сравнение использует автор, описывая путь Герасима домой? Почему? («Как лев выступал сильно и бодро». Лев – животное гордое, никого не боится и ни от кого не зависит. Автор хотел подчеркнуть главные черты характера Герасима - достоинство, смелость, независимость.)

- Что в деревенской жизни Герасима осталось прежним, а что изменилось? Почему? (в качестве вывода) («Здоров и могуч по-прежнему, работает за четверых – прежнему, важен и степенен по-прежнему, одинок и обладает богатырской силой, но не водится с женщинами и не держит собак. Навсегда остался Герасим одиноким после истории с Муму и Таьяной.)

- Как вы думаете, что символизирует в произведении немота Герасима? (Терпение русского народа, кротость, зависимое положение.)

Подведение итогов:

- Ребята, давайте вернёмся к цели нашего урока. Зачем мы сегодня обобщили все сведения о главном герое? (Чтобы понять идею автора.)

- Что хотел сказать нам автор этим произведением? ( Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека - прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим – человек честный, чуткий, любящий, ответственный, рассудительный, а должен подчиняться бесчеловечным приказам. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.)

Рефлексия.

- Ребята, давайте отразим выводы по нашему уроку в синквейне, посвящённом Герасиму, который составим вместе.

Герасим. (Например)

Немой, могучий.

Трудится, любит, заботится.

Выступил против приказов барыни.

Человек.

- Ребята, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня мне понравилось…», или «Сегодня мне было интересно…», или «Сегодня я понял…»

Д.з. Письменно ответить на вопрос: «Какой Герасим вам ближе: в начале или в конце рассказа?»

   























-

Опубликовано


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 21.12.23 в 22:54 0Ответить Пожаловаться
спасибо! Мне понравился конспект урока!
Михайленко Зоя Евгеньевна, 22.12.23 в 11:38 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв. Очень приятно. Старалась.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.