12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Надежда Павловна5133
Россия, Ярославская обл.
21

Методическая разработка урока на тему «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Казак» (1887 год)»

Методическая разработка урока на тему

«Антон Павлович Чехов. Рассказ «Казак» (1887 год)»

Класс: 9

Предмет: литература

Тип урока: урок - диалог

Форма урока: урок с применением технологии РКМЧП

Цель урока: в процессе анализа рассказа А.П. Чехова «Казак» способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, делать выводы).

Образовательные задачи: повторить основные этапы жизненного и творческого пути писателя; показать особенности чеховского творчества; на примере героев рассказа показать, что не сверхъестественное в жизни, а самое повседневное, бытовое определяет судьбу человека; показать драматизм и нравственную силу рассказа.

Развивающие задачи: способствовать развитию эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию гуманного отношения к людям, чувства сострадания, готовности помочь в трудную минуту, способствовать развитию умения в ситуации нравственного выбора принимать верное решение.


Ход урока

I. Организационно – мотивационный этап.

Слово учителя.

- Есть такое понятие – «русская душа». В него входит сердечная щедрость, размах, удаль, пронзительность, щемящая грусть – и ещё многое другое. Готовность отдать ближнему всё, ничего не жалея, поделиться последним, человечность, доброта. Такие свойства души народной говорят о безудержности натуры. Вспомним о птице-тройке, этом глубоко национальном образе, который мог появиться только на российской почве. И только в России мог родиться такой писатель, как А.П. Чехов.

Ничего не утратив, не потеряв ни единой крохи духовных богатств русского человека, но ничего и не преувеличивая, не воспевая «удаль» и «размах» как таковые, не допуская ни малейшей фальши, он столько сумел увидеть и выразить словом, что сегодня в мировой литературе имя Чехова – наша национальная гордость – стоит в первом ряду.

- Сегодня на уроке я хочу предложить вашему вниманию рассказ А.П. Чехова «Казак». Что обозначает это слово? (Работа со словарем.) http://gramota.ru/slovari/dic/?bts=x&word=%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA

II. Стадия вызова. (Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового знания).

- Вдумайтесь в название рассказа. Предположите, пофантазируйте, о чём в нем пойдет речь? (Ученики прогнозируют: о войне, о жизни казаков, о судьбе одного героя (казака), о военной службе и т.д.)

- Что вам известно о жизни писателя, особенностях его творчества? Какие рассказы Чехова вы читали? О чём они?

Используется приём «Корзина идей». На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают о жизни писателя, особенностях его творчества, произведениях Чехова.

Слово учителя.

- Жизнь Чехова была поистине редкостным проявлением духа. Болезнь не сломила его могучую волю. Самодисциплина, сдержанность, приветливость, искрометное остроумие сочетались в его характере. Нравственный подвиг Чехова – человека, масштаб его личности абсолютно соразмерен по своему значению с масштабом его творчества. Чехов в полной мере воплотил, может быть, лучшие человеческие черты – негромкий, неброский героизм, никакой рекламой, никаким самопровозглашением не сопровождаемый. Тонкий, проницательный художник – психолог.

- Возвращаемся к вашим версиям. В свете того, что мы вспомнили, повторили о Чехове, изменилось ваше мнение или осталось прежним? Какой это будет рассказ? О чём?

- Составьте дерево предсказаний.


Используется приём «Дерево предсказаний».


III. Стадия осмысления. (Этап усвоения новых знаний).

Используется приём «Чтение с остановками».

Перед чтением первого фрагмента рассказа проводится словарная работа.

Словарная работа.

Мещанин – представитель мещанского сословия, к которому относились городские жители: ремесленники, кустари, работные люди, мелкие торговцы. http://gramota.ru/slovari/dic/?

Бердянский мещанин – мещанин из города Бердянска.

«…велик день…солнце на каждую пасху играет…» - по народным поверьям, когда Иисус Христос воскрес из мертвых, солнце не заходило целую неделю (великодень, «велик день») и ярко сияло («играло») на небе.


Чтение первого фрагмента рассказа со слов «Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, Бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой», заканчивая словами: «Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!» (Приложение 1)


- Чьи версии подтвердились?

- В каком настроении пребывает герой? (В самом счастливом состоянии души: «На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным, счастливым!» «…всё у него исправно, всё довольно хорошо. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями».)

Обратить внимание детей появление коршуна!

- Как он относится к жене? Как разговаривает с ней? (Считает «красивой, доброй, кроткой». (Обращение к словарю https://slovar.cc/rus/ushakov/408207.), это его идеал: добрая и кроткая. Пытается вовлечь в свою радость. Его интонации дружелюбны, говорит он, видимо, громко – сплошь с восклицательной интонацией: «Сказано, велик день! Вот и велик!... Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!»)

- Что можно сказать о Максиме? Какой он человек? (Человек с доброй душой, отзывчивый, открытый всему хорошему, готовый в это утро обнять весь мир.)

Обратить внимание детей на детали: его радует тряская визгливая бричка, даже коршун, совершающий свои медленные, тяжелые круги в небе. Образ коршуна – настораживающий.

- Почему появление коршуна настораживает? (Коршун – знак беды).

- Что можно сказать о жене Максима? Какой она человек? (При затруднении обратиться к тексту. Трудно пока сказать что-то определенное. Но ее слова: «Оно не живое» должны помочь вдумчивому писателю понять, что она не способна искренне радоваться природе, празднику Пасхе, она не замечает радостного возбуждения Максима, не обладает поэтическим восприятием мира».)

- Всё ли понятно в этом фрагменте рассказа? Как дальше будут развиваться события? Выскажете ваши предположения?

Перед чтением второго фрагмента рассказа проводится словарная работа.

Словарная работа.

Свячёная паска – освящённый в церкви кулич (на юге кулич называют «пасхой» или «паской»).

Разговеться – по окончании Великого поста есть любую пищу, также в честь праздника Пасхи съесть освящённый кулич. http://gramota.ru/slovari/dic/?bts=x&word=


Чтение второго фрагмента рассказа со слов «На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь…», заканчивая словами: «Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики». (Приложение 2)

- Чьи предположения относительно того, как дальше будут развиваться события, подтвердились? Кто высказал версии, наиболее близкие к тексту?

- Как отнесся Максим к появлению казака? Как отнесся к его просьбе: «Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!» (Продолжает радоваться, сочувствует больному казаку, готов выполнить его просьбу).

- А его жена? Как поступает она? (Для его жены встреченный на дороге больной казак – чуждое, нарушающее порядок явление. Резать кулич по дороге домой для незнакомого попрошайки для жены кощунство. «Не дам! Надо порядок знать»).

- Почему автор ничего не сообщает о реакции казака на отказ?

- Почему место встречи называется Кривая Балочка? (Может быть, это намек на то, что у Максима и его жены был шанс выбрать правильный путь, поступить по-человечески, по-Божески).

- Как вы думаете, что дальше произойдет с Максимом и его женой? (Ученики высказывают свои версии).

Слово учителя.

- Возникает ситуация нравственного выбора. Пожалеть больного казака, выполнить его просьбу и подать на стол «искромсанный» кулич? Или отказать казаку? Пусть доберется до деревни, там ему кто-нибудь поможет. Да, но ведь казак обратился именно к ним. Миновать ситуацию нравственного выбора невозможно (в жизни избежать её никому ещё не удавалось).

- Как поступает Максим?Ну, казак, не прогневайся! – сказал Торчаков и засмеялся. – Не велит жена!»)

- Кто из супругов прав?

- Как, по-вашему, дальше будут развиваться события?


Чтение третьего фрагмента рассказа со слов «Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль», заканчивая словами: «Отстань от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!» (Приложение 3)

- Чьи версии подтвердились?

- Что происходит с Максимом после встречи с казаком? («Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел». Не находит покоя, пропало ощущение радости).

- И уже не один, а три коршуна тяжело кружат над дорогой, отбрасывая зловещие тени на судьбу молодой семьи.

- А что происходит с женой? (Ни совесть, ни раскаяние её не мучают: порядок для нее важнее сострадания к живому человек).

- Найдите в тексте слова жены, характеризующие её как человека жестокого, безразличного. («Дался тебе этот казак. Бог с ним». «Чтоб он околел, твой казак!»)

- Как объяснить слова Максима об ангеле или святом, посланном им Богом?

- Что предпринимает Максим, мучимый совестью?

- Как переменилось его отношение к жене? («Недобрая…», «Немилосердная и глупая»).

- На какие две части условно можно разделить рассказ? (До встречи с казаком. После встречи с казаком.)

- Какой прием использует Чехов, изображая героев и события? (Антитеза).

- По вашему мнению, что произойдет дальше? Как будут развиваться события?


Чтение четвертого фрагмента рассказа со слов «За все время после свадьбы…» до конца рассказа. (Приложение 4)

- Чьи версии подтвердились?

- Прав ли Максим в самом конце рассказа, обвиняя «во всех напастях» жену?

- Что бы сказал и сделал Максим, если бы ему вторично встретился казак? Выскажите ваши предположения. (Просил бы простить их с женой. Пытался бы объяснить, как много он пережил с той встречи. Привел бы казака к себе в дом др.)

- Почему рассказ назван «Казак»? Какие еще названия вы могли бы предложить?

- Например, «Встреча», «Испытание».

- Обратите внимание на слова жены «резать кулич грех и непорядок, всё должно иметь свое место и время». Можно ли понимать их как ключевые к ее образу?

- Что вы можете возразить на эти слова?

IV. Стадия рефлексии. (Этап проверки понимания учащимися нового материала).

- К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный сегодня на уроке рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения. (Это пасхальный рассказ. В нем повествуется о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху).

- В чем проявляются особенности пасхального рассказа? (Попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви. Его сюжеты — нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, любовь и милосердие).

- Почему жизнь героя разладилась?

- Осознал ли Максим то, что с ним произошло? Покаялся ли?

Использование приёма RАFТ. R (роль), А (аудитория), F (форма), Т (тема).

(Приложение 5)

- Выполните письменную работу, суть которой в следующем: выберите для себя роль, т.е. от чьего лица будете писать; определите, кому будет адресовано то, что вы напишете; выберите форму и тему вашего сочинения.

(Примечание: понадобилось дополнительное время, многие ребята доделывали эту работу дома).

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Д/з Напишите эссе «Размышления по поводу прочитанного».




Приложение 1   

Первый фрагмент рассказа со слов «Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, Бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой», заканчивая словами: «Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!»

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освященный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо... Перепел кричал свои: «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее...

Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

Оно не живое, — заметила жена.

Да на нем люди есть! — воскликнул Торчаков. — Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право... А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm


Приложение 2

Второй фрагмент рассказа со слов «На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь…», заканчивая словами: «Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики».

На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

Христос воскрес! — крикнул ему Максим.

Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.

Куда едешь?

Домой, на льготу.

Зачем же тут сидишь?

Да так... захворал... Нет мочи ехать.

Что ж у тебя болит?

Весь болю.

Гм... вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвел утомленными больными глазами Максима, его жену, лошадь.

Вы это из церкви? — спросил он.

Из церкви.

А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет... Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки1 разговеться!

Пасочки? — спросил Торчаков. — Оно можно, ничего... Постой, сейчас...

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.

Вот еще что выдумали! — сердито сказала жена Торчакова. — Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться! Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.

Ну, казак, не прогневайся! — сказал Торчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!

Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому, — грех и непорядок, что всё должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики.

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm


Приложение 3

Третий фрагмент рассказа со слов «Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль», заканчивая словами: «Отстань от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!»

Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

Не видать казака... — сказал он. — Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет... Чего доброго, помрет в дороге... Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.

Чудной ты, ей-богу! — сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами. — Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый...

Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно.

После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

Ты уже встал? — спросила жена.

Не спится что-то... Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!

Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.

Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как с свиньей обошлись. Надо бы его, больного, домой привезть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.

Да, так и дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой!

Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.

Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному их них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

Ну что? Видал казака?

Нигде нету. Должно, уехал.

Гм... история!

Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он спросил у мужиков:

Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой — такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! — сказал он жене. — Не дает спокою. Я всё думаю: а что ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

Да что ты ко мне с казаком пристал? — крикнула Лизавета, выходя из терпения. — Пристал, как смола!

А ты, знаешь, недобрая... — сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.

И он впервые после женитьбы заметил, что его жена недобрая.

Пущай я недобрая, — крикнула она и сердито стукнула ложкой, — а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!

А нешто казак пьяный?

Пьяный!

Почем ты знаешь?

Пьяный!

Ну и дура!

Максим, рассердившись, встал из-за стола и начал укорять свою молодую жену, говорил, что она немилосердная и глупая. А она, тоже рассердившись, заплакала и ушла в спальню и крикнула оттуда:

Чтоб он околел, твой казак! Отстань ты от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!
Источник: 
http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm


Приложение 4

Четвертый фрагмент рассказа со слов «За все время после свадьбы…» до конца рассказа.

За всё время после свадьбы у Торчакова это была первая ссора с женой. До самой вечерни он ходил у себя по двору, всё думал о жене, думал с досадой, и она казалась теперь злой, некрасивой. И как нарочно, казак всё не выходил из головы и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос, то походка...

Эх, обидели мы человека! — бормотал он. — Обидели!

Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, — хоть в петлю полезай! От скуки и с досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у нее злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит ее к отцу.

Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился.

С этого и началось расстройство.

Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу, друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой... Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что бог прогневался на него и на жену... за больного казака. Он всё чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак...

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm

Приложение 5

Примеры письменных работ учеников с использованием приёма RAFT

1. R (роль) – читатель

   A (адресат) – Максим Торчаков

   F (форма) – стихотворение

   T (тема) – Размышляя о поводе и причинах!

Кулич как повод для несчастий …

Разрушен брак.

А по степи бредёт устало

Больной казак …


2. R (роль) – Лиза, жена Максима Торчакова

   A (адресат) – отец Лизы

   F (форма) – телеграмма

   T (тема) – Крик души. (А была ли душа-то…)


ДОРОГОЙ ПАПАША

МАКСИМ СОШЕЛ УМА ТЧК ПЬЕТ ЗПТ РУГАЕТСЯ ТЧК НЕ ВИНОВАТА ТЧК ПОНЕДЕЛЬНИК ПРОДАЛ БРИЧКУ ЗПТ ВСЕ ПРОПИЛ ТЧК ПРИЕЗЖАЮ ПОСЛЕЗАВТРА ЗПТ ВЫШЛИ ДЕНЕГ НА ДОРОГУ ТЧК                                                       ЛИЗА


3. R (роль) – Чехов А.П., врач

   A (адресат) – Харьковская губернская земская психиатрическая больница

   F (форма) – история болезни

   T (тема) – История несчастной жизни


НАПРАВЛЕНИЕ

на госпитализацию, восстановительное лечение


Врач: Чехов А.П.

Пациент: Торчаков Максим, мещанин г. Бердянска, арендатор хутора Низы

Возраст: 26 лет

Семейное положение: женат, детей нет

Дата поступления: 18 апреля 1889 года

Жалобы: скука, тоска, отсутствие аппетита, неудовлетворенность жизнью (жалуется на жену, называет ее злой, глупой, некрасивой); пьет, продает имущество за долги; причиной болезни считает божье наказание: рассказывает историю двухлетней давности про казака, которого он обидел в праздник Пасхи.

Диагноз: аффективное расстройство, повлекшее истощение нервной системы; тревожность, раздражительность, состояние длительной печали и тоски; нарушение сна и аппетита; пьянство.

Рекомендуемое лечение: диета, свежий воздух, ванны; травяные настои (полынь, можжевельник); гидротерапия.

16 июня 1889                                                                                     Чехов А.П.


Опубликовано


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 19.12.20 в 20:23 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Волкова Надежда Павловна, 19.12.20 в 22:31 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за внимание к моей методической разработке!
Юлия Васильевна Воробьева, 22.12.20 в 17:19 1Ответить Пожаловаться
Надежда Павловна, спасибо! Замечательный урок!
Волкова Надежда Павловна, 22.12.20 в 17:52 1Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, большое спасибо за Ваш отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.