12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Румянцева Татьяна Валерьевна22
3

Методическая разработка урока по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." "Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря..." (8 класс)

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

«Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря…»

(По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)


Тип урока: урок-беседа

Цель: раскрытие основной мысли автора о несовместимости понятий «война» и «женщина».

Задачи.

Образовательные: 1) познакомить с особенностями жизни и творчества Б. Васильева; 2) раскрыть идейно-художественный мир повести «А зори здесь тихие…»

Развивающие: 1) развивать умение анализировать, сопоставлять факты, сравнивать; 2) развивать познавательный интерес, используя с этой целью кинофрагменты; 3) закрепить навык анализа образа – персонажа (характера).

Воспитательные: 1) способствовать развитию активной жизненной позиции обучающихся на примере подвига героев повести; 2) формировать у современных подростков такие качества, как патриотизм, интернационализм, чувство долга.

УУД

Личностные: учатся аргументированно оценивать поступки героев повести, сопоставлять со своими взглядами на жизнь; учатся делать выбор в сложных жизненных ситуациях и отвечать за него, вырабатывать гражданскую позицию.

Познавательные: обучающиеся осуществляют поиск и выделение необходимой информации; показывают умение строить устное речевое высказывание, формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, учатся анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, представлять информацию.

Коммуникативные: излагают своё мнение в монологе, диалоге и полилоге, аргументируя его, учатся уважать позицию других людей, корректировать своё мнение, организовывать работу в группе ( представление образов героинь), согласовывать усилия для достижения общей цели.

Приёмы и методы: групповая работа, выразительное чтение текста повести наизусть, ответы на вопросы, беседа, сообщения, работа с текстом, сопоставительный анализ.

Оборудование: портрет писателя Б. Васильева, презентация, «нарезка» из фильма «А зори здесь тихие..» 1972 года, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Планируемые результаты:

Знать факты биографии и творчества Б. Л. Васильева; содержание, идейно-художественные особенности повести «А зори здесь тихие…»

Уметь анализировать художественное произведение; находить нужную информацию в тексте повести, делать выводы, аргументированно обосновывать свою точку зрения; устанавливать связи художественного текста с фактами из жизни.







Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

Сегодня на уроке мы будем говорить почти о ваших ровесниках, на долю которых выпали суровые военные испытания, на примере повести нашего земляка Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

О войне написано много. Перед вами выставка книг о Великой Отечественной войне.

(Обращение к выставке книг, тихо звучит мелодия из песни «Журавли»)

70 с лишним лет как над нашей Родиной встают тихие зори, не рвутся снаряды, не грохочут выстрелы. Но мы, живущие в 21 веке, не должны забывать тех, кому обязаны мирной тишиной. Каждую секунду мы должны помнить сберёгших наши тихие зори и отстоявших мир.

- Какой главный мотив повести? (Несовместимость войны и женщины)

Слайд 2.

Борис Васильев – участник войны, по профессии инженер, впоследствии ставший кинодраматургом. Повесть «А зори здесь тихие…» - одно из самых известных произведений. Она была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году. В творчестве писателя два типа героев: это пожилые люди, выходцы из народа, и молодёжь, воспитанная на идеалах советского строя.

Оба типа – это люди надёжные, без фальши: «Иванов катер» - Бурлаков, «В списках не значился» - Плужников, «Не стреляйте в белых лебедей» - Егор Полушкин.

Герои Васильева – это люди высокой нравственной чистоты. Автор подводит своих героев к гибели, чтобы мы, живущие, сильнее ощутили невосполнимость потерь.

Слайды 3,4.

Замысел повести родился от «толчка памяти»: «На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было под Оршей, бойцы комсомольского истребительного отряда, задачей которого борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел мёртвых деревенских девчушек. Фашистские диверсанты убили их потому, что девчонки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не смог».

II. Беседа с классом. Работа в группах.

1. Вспомните содержание повести. Где и когда происходит действие?

(На 171-ом разъезде в мае 1942 года)

2. Какой главный мотив повести?

(Несовместимость войны и женщины)

Чтение отрывка из повести от: «А зори здесь были …» до: «… прошли как тени» (глава 3)

Сообщение обучающегося «Почему произведение получило такое название?» (Несмотря на то, что здесь тихо, что течёт, можно сказать, мирная жизнь, всё равно и в этой тишине гибнут люди. В лесу погибает пять девушек. Даже тихие зори не смогли защитить их)

3. В чём противоречивость повести, что в ней необычного? (Война и женщина. Жажда жизни и смерть)

Группа 1. Образ Лизы Бричкиной. Сообщение «Жизнь героини до войны». Слайд 5.

Чтение подготовленным обучающимся отрывка наизусть, в котором описывается гибель Лизы Бричкиной ( от: «Жуткий одинокий крик…» до: «… что будет завтра и для неё» глава 7)

Просмотр видеосюжета «Гибель Лизы». Слайд 6.

- Почему погибла Лиза, ведь она была опытнее других девушек?

Группа 2. Образ Сони Гурвич. Сообщение «Жизнь героини до войны». Слайд 7.

Чтение подготовленным обучающимся отрывка наизусть, в котором описывается гибель Сони Гурвич (от: «В расселине, скорчившись, лежала Гурвич…» до: «Вторая – пониже – в сердце…» глава 8)

Просмотр видеосюжета «Васков и Женя Комелькова на месте гибели Сони». Слайд 8.

- Можно ли осуждать Соню за нелепую смерть?

Группа 3. Образ Гали Четвертак. Сообщение «Жизнь девушки до войны». Слайд 9.

Чтение подготовленным обучающимся отрывка наизусть, в котором описывается гибель Гали Четвертак (от: «С шумом раздались кусты…» до: «На секунду какую-то замерли…» глава 11)

Просмотр видеосюжета «Гибель Гали». Слайд 10.

- Можно ли осуждать Галю за то, что она испугалась немцев и в результате этого погибла, так и не сделав ничего полезного для общего дела?

Группа 4. Образ Жени Комельковой. Сообщение «Жизнь Жени до войны». Слайд 11.

Чтение подготовленным обучающимся отрывка наизусть, в котором описывается гибель Жени Комельковой (от: «И даже когда первая…» до: «И немцы добили её в упор…» глава 13)

Просмотр видеосюжета «Гибель Жени». Слайд 12.

- Почему Женя не затаилась, а приняла бой?

Группа 5. Образ Риты Осяниной. Сообщение «Жизнь Риты до войны». Слайд 13.

Чтение подготовленным обучающимся отрывка наизусть, в котором описывается гибель Риты Осяниной (от: «Он скорее почувствовал, чем расслышал этот…» до: «Потом отнёс Риту в сторону…» глава 14)

Просмотр видеосюжетов «Гибель Риты». Слайды 14, 15.

- Какими чертами характера наделил писатель свою героиню?

- Почему перед смертью девушек идёт описание их жизни до войны? Что привело девушек на фронт? (Месть за родных и близких, за поруганную землю) Слайд 16.

- Прав ли старшина Васков в том, что «пока война, все в среднем роде ходить будем»?

(Нет. Весёлый, жизнерадостный смех не может заглушить даже война. Девушки, как и прежде, любят, страдают, плачут)

- Что общего у этих девушек?

(Любовь к Родине, готовность принести себя в жертву. В одно время все такие разные, но тут же у них много общего: молодость, жизнерадостность – желание жить, учиться, любить, быть любимыми, желание выжить)

- Как ведут себя девушки в трудную минуту, когда рубят лес?

Чтение отрывка из повести (от: «Рая, Вера, идите купаться…» до: «… всплеснёт руками» глава 6)

- Девушки погибли, каждая совершив подвиг, но остался ещё старшина Васков.

- Где раскрывается характер Васкова?

- Чтение отрывка из повести (от: «Пока война понятно…» до: «… а уж потом канал»)

- Не кажется ли вам, что он напрасно погубил девушек? ( Нет, они выполняли свой долг)

- Как понимают счастье героини Бориса Васильева? (Служение делу народа, их личное счастье неотделимо от общенародного)

- Как вы понимаете счастье?

Чтение стихотворения учителем Юлии Друниной «Сверстницам».

- Сейчас прозвучит стихотворение поэтессы Юлии Друниной, которая ушла на фронт со школьной скамьи. Всё, о чём она пишет в стихах, поэтесса выстрадала, перенесла сама. Её героини отличаются стойкостью, моральной чистотой.

- Как вы думаете, можно ли предположить, что повесть Бориса Васильева – это продолжение этого стихотворения?

- Что объединяет стихи Юлии Друниной и повесть Бориса Васильева? (Одна тема – война и женщина)

- Возможен ли подвиг в наши дни? Приведите примеры.

- Как понимают счастье наши современники?

III. Заключительное слово учителя.

- Вот уже больше 70 лет мы встречаем тихие зори. Восьмое десятилетие наше чистое солнечное небо не затмевают вражеские тучи.

Спи спокойно, девочка Наташка,

Спи спокойно, маленький Серёжка.

За спокойный сон, за мирное детство над головой мы обязаны тем пяти юным девушкам, совершившим подвиг, но так желавшим жить, тем двадцати миллионам, которые уже никогда не увидят тихих зорь над родной землёй.


IV. Домашнее задание (по выбору обучающихся): 1. написать сочинение «У войны не женское лицо»; 2. рассказать об одной из героинь из повести Б. Васильева (план Слайд 17)































Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.