12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сумбайкина Татьяна Дмитриевна60
Учитель истории и обществознания. ВКК. Стаж работы в школе 18 лет.
Россия, Воронежская обл., Воронеж












Международные отношения в 1930-е годы.

Путь к войне.


























Содержание

Введение.............................................................................................................3 – 4

Противоречия Версальско-Вашингтонской системы ...................................5 – 8


Образование очагов международной напряжённости ................................9 – 14


Мир на пороге войны……………………………………………………….15 –18

Заключение.............................................................................................................19

Список использованной литературы..................................................................20



























Введение


Предыстория Второй мировой войны принадлежит к кругу проблем, интерес к которым не ослабеет ещё очень долго. Прошло более семидесяти лет, но мы до сих пор не знаем всей правды о сущности причин этого поистине мирового катаклизма.

Одним из важных вопросов, связанным с историей самой разрушительной войны в истории человечества, является история международных отношений 1930-х гг. Это время, когда Европу, не успевшую до конца оправиться от войны 1914-1918 гг., потрясал кризис за кризисом. Державы-победительницы в Первой мировой войне, творцы Версальского мира, оказались неспособны контролировать процессы, протекавшие внутри созданной ими системы. С середины 1930-х годов конфликтный потенциал европейского порядка стал стремительно возрастать. Версальская модель международных отношений вступила в фазу системного кризиса. Способность и готовность её членов решать спорные проблемы путем переговоров быстро уменьшалась и, наоборот, росло желание добиваться своих целей военно-силовым путем.

Научная новизна исследования заключается в многоплановом изучении такой крупной темы, как кризис Версальской системы. Впервые в отечественной историографии предпринята попытка системного анализа кризиса межвоенной модели международных отношений в 1930-х гг. Особое внимание в работе было уделено таким слабо изученным в российской науке проблемам как дилемма европейской безопасности в середине 1930-х годов, попытки модернизации Версальской системы, противоречивый процесс создания «оси Берлин-Рим».

Предметом исследования данной работы является проблема нарастания кризисных тенденций в Версальской модели международных отношений. В связи с этим в данной работе анализируются политика великих держав во второй половине 30-х годов XX века, основные события европейской жизни в этот период, поведение ведущих государств в условиях кризиса межвоенного порядка.

Целью исследования является всестороннее изучение процесса нарастания кризисных тенденций Версальской модели международных отношений. Поставленная цель потребовала решения нескольких научных задач:

выявить причины и предпосылки нарастания кризисных тенденций Версальской системы;

показать содержание, хронологию и динамику развития кризиса этой системы;

проанализировать характер реакции великих держав на кризисные события и последствия их действий для нарастания кризиса Версальской модели;

обнаружить причины краха европейского порядка.


Работа написана на основе использования учебной литературы опубликованных исторических документов, статей и ссылок.

Методологической основой исследования является исторический метод. В ходе исследования использовались обще - и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. К специальному методу, использованному в работе, следует отнести формально-юридический и исторический метод.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть суть международных отношений в рассматриваемый период.























Противоречия Версальско-Вашингтонской системы


Международные отношения 1930-х гг. развивались крайне сложно. Освещение этого вопроса целесообразно начать с результата передела мира после Первой мировой войны. Его новое статус-кво было закреплено в навязанной мировому сообществу странами-победительницами Версальско-Вашингтонской системы. Эта система, по мнению её авторов, была призвана обеспечить народам прочный мир. Однако в действительности установленный ею новый мировой порядок свидетельствовал об изначально заложенных в нём семенах раздора между державами-победительницами и странами, проигравшими войну, что таило в себе угрозу для новых конфликтов.

В январе 1919 г. открылась Парижская (Версальская) мирная конференция для выработки мирных договоров с Германией и другими побежденными государствами. На конференции, в которой участвовали 27 государств, тон задавала так называемая «большая тройка» — премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Ж. Клемансо, президент США В. Вильсон. Не были приглашены на конференцию побежденные страны и Советская Россия. Центральное место в решениях Парижской конференции занял Версальский мирный договор с Германией, подписанный 28 июня 1919 г. Вскоре аналогичные соглашения были заключены и с бывшими союзниками Германии — Австрией, Венгрией, Болгарией и Турцией. «Версальский мир» коренным образом перекроил карту Европы, Азии и Африки: на месте былых империй — Австро-Венгерской, Османской, а отчасти и Российской, возникло множество новых стран.

Согласно статье 231 договора на Германию возлагалась вся ответственность за развязывание Первой мировой войны. [7] Поэтому большая часть условий договора носила характер «наказания агрессора» или была призвана за его счет компенсировать потери победителей. Германия обязывалась провести демилитаризацию Рейнской зоны, а левый берег Рейна занимали оккупационные войска Антанты. Область Эльзас-Лотарингия возвращалась под французский суверенитет. Германия уступала Франции также угольные копи Саарского бассейна, который на 15 лет переходил под управление созданной позднее Лиги Наций. По истечении этого срока вопрос о будущем этой области предусматривалось решить путем плебисцита среди ее населения. Приращение территории получили воссозданная Польша, Дания, Бельгия. Германия в целом теряла 1/8 территории и 1/10 часть населения. [7] Кроме того, Германия лишалась всех своих колоний, которые в дальнейшем были поделены между главными державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций.

В Версальский договор был включен ряд положений, предусматривающих сокращение германской армии до 100 тысяч солдат и офицеров, запрет новейших видов вооружений и их производства. [7] Позднее была определена общая сумма репараций в качестве возмещения ущерба, причинённого Германией во время войны. Первоначально эта сумма составила 269 миллиардов золотых марок, что было эквивалентно тогдашней стоимости 100 тысяч тонн золота (позднее ее сократили вдвое). [12] Более половины репарационных платежей приходилось на долю Франции.

Таким образом, Версальский мирный договор имел целью закрепление передела капиталистического мира в пользу держав-победительниц в ущерб Германии. Целый ряд статей Версальского договора наносил моральное оскорбление в первую очередь немецкому и австрийскому народам, а это объективно толкало их правительства и сами народы к пересмотру заключенных соглашений. Кстати, многие современники обратили на это внимание. В частности, главнокомандующий войсками стран Антанты, Фердинанд Фош, прочитав текст мирного договора, воскликнул: «Это не мир, это перемирие лет на двадцать». [12] История показала, что он оказался прав с точностью до двух месяцев и двух дней.

В 1919 г. по условию Версальского мирного договора была создана международная организация Лига Наций. Первоначально Статут Лиги Наций подписали 44 государства, прежде всего страны-победительницы. Однако, США, которые отказались ратифицировать Версальский мирный договор, не вошли в число её членов. Вплоть до 1934 г. вне Лиги оставался и Советский Союз, который был отстранён от работы Версальской конференции и, соответственно, не был допущен к подписанию Версальского мирного договора.

Согласно уставу, Лига Наций должна была способствовать развитию сотрудничества между всеми народами, гарантировать мир и безопасность. Государства-члены Лиги принимали на себя обязательства «про­тиводействовать агрессии, уважать территориальную целостность и су­ществующую политическую независимость членов Лиги». [10] Бесспорное лидерство в руководящих органах Лиги Наций принадлежало французской и британской дипломатии. В конечном счете, Лига Наций, несмотря на декларации её руководителей, была призвана, прежде всего, поддерживать новую систему международных отношений, которая несла отпечаток межимпериалистического договора. Это стало причиной двойственности позиции Лиги Наций по многим международным проблемам и её реального бессилия в их разрешении. Дипломатия на словах стала публичной, а фактически руководствовалась традиционными принципами конфиденциальности и секретности.

Важным свидетельством несовершенства созданной в Париже международной системы стала ис­кусственная самоизоляция США. Версальский договор, в составлении и принятии которого президент США В. Виль­сон сыграл большую роль не нашли понима­ния у значительной части американцев. США боялись того, что положения статьи 10 Устава Лиги Наций могут вовлечь их в международные споры, не отвечающие их национальным интересам. Договор, в конечном счете, был отклонён в Сенате Конгресса США 19 марта 1920 г. Соответ­ственно США отвергли и Лигу Наций.

Вместе с тем США не могли остаться в стороне от складывания нового мирового политического пространства. Примирить их позиции с бывшими союзниками должна была новая конференция, проходившая в столице США Вашингтоне в конце 1921 начале 1922 г. На этой конференции был принят ряд решений, которые пересматривали или уточняли положения заключенных ранее договоров. США удалось добиться расторжения существовавшего с 1902 г. англо-японского союза и заключения договора четырех стран (США, Англии, Франции, Японии) по совместной защите их островных владений в Тихом океане. Был подписан договор девяти стран по китайскому вопросу, в соответствии с которым в Китае ликвидировались зоны влияния отдельных стран и вводился принцип «открытых дверей». Он предусматривал также возвраще­ние Японией Китаю полуострова Шаньдун. На конференции также обсуждался вопрос об ограничении морских вооружений. Согласно договора пяти держав, были определены пропорции для развития военных флотов США, Великобритании, Франции, Италии и Японии (5:5:3:1,75: 1,75), ограничены максимальный тоннаж крупных военных судов и права на строительство военно-морских баз на Тихом океане восточнее 110-го меридиана. [14]

Таким образом, на основе всей совокупности договоров сформировалась Версальско-Вашингтонская система международных отношений, определившая условия послевоенного мирного урегулирования в Европе, Азии, Африке и на Тихом океане. Она послужила источником временной стабили­зации в сфере международных отношений. Однако долгосрочных гарантий миропорядка Версальско-Вашингтонская система не обеспечила.

Впоследствии сложившаяся система международных отношений продемонстрировала всю шаткость, непрочность и недолговечность системы, закрепившей раскол мира на победи­телей и побежденных. Стремление ведущих империалистических держав встать во главе нового мирового порядка противоречило дек­ларируемым их же правительствами принципам коллективной дип­ломатии, равноправия народов, права наций на самоопределение.



































Образование очагов международной напряжённости


В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис, который положил начало новому этапу в развитии международных отношений. Этот этап характеризовался острыми межгосударственными конфликтами, образованием очагов военной опасности, крушением Версальско-Вашингтонской системы. Всего за десять лет был пройден путь от «эры пацифизма» до Второй мировой войны.

Первым серьезным конфликтом 30-х годов XX века стала агрессия Японии в отношении Китая. Япония была страной с быстро растущим населением, однако недостаток территорий и природных ресурсов она могла компенсировать только путем военных вторжений. Идеальной целью был Китай, который раздирала гражданская война. В 1931-1933 гг. Япония захватила китайскую территорию — Маньчжурию. Лига Наций 24 октября 1931 года приняла резолюцию, обязывающую Японию вывести свои войска с оккупированных ею территорий. Но правительства великих держав не предприняли никаких реальных мер для принуждения агрессора к выполнению принятой резолюции. 18 февраля 1932 г. Япония объявила о создании на оккупированных территориях марионеточного государства Маньчжоу-го, а в марте 1933 г. объявила о своём выходе из состава Лиги Наций. В 1937 г. она снова начала войну против Китая, предприняв наступление в районе Тяньцзиня и Пекина. Правительство Чан Кайши, вовлечённое в тот период в военные действия с районами самого Китая, контролируемыми коммунистами, не смогло оказать японским захватчикам сколько-нибудь серьёзного сопротивления.

Агрессивная японская политика начинала реально угрожать интересам СССР на Дальнем Востоке. В августе 1937 г. СССР заключил с Китаем пакт о ненападении. Ситуация в регионе предельно обострилась с началом в 1938-1939 гг. военных действий между японскими и советскими войсками у реки Халхин-Гол и озера Хасан. Несмотря на полученный отпор, Япония продолжала политику экспансии. К осени 1939 г. японцы захватили большую часть прибрежного Китая вплоть до острова Хайнань на юге страны. Надеясь на то, что эти приобретения будут достаточны для создания «системы равновесия» на Дальнем Востоке, Великобритания фактически признала японские захваты в Китае по англо-японскому соглашению 1939 г. Ошибочность и пагубность подобной стратегии с ещё большей очевидностью проявилась в Европе.

Уже в 1920-х гг. очаг напряжённости сложился на юге Европы. Итальянские фашисты, пришедшие к власти в 1922 г., мечтали о воссоздании «великой латинской империи», призывали к объединению «молодых наций» в их борьбе против «старых». В их планы входило сделать Италию страной, которая бы была «великой, уважаемой и которую боялись» по всей Европе и во всем мире. [8] При этом Муссолини отнюдь не стремился к разрыву отношений с западными демократиями. Ещё во время итало-греческого конфликта 1923 г. итальянские фашисты, апеллируя к арбитражу Лиги Наций, надеялись на готовность британского и французского правительств санкционировать усиление позиций своего бывшего союзника в регионе Средиземноморья при условии ненарушения общего «баланса сил» в Европе. Такая тактика «конструктивной агрессии» оказалась эффективна. Она позволила Италии в 1920-х гг. без каких-либо осложнений добиться установления протектората над Албанией.

В 1932 г. у Муссолини появилась идея захвата новой колонии на территории Африки. При этом он не считал эту агрессию вызовом мировому сообществу – лидеры Лиги Наций еще совсем недавно сами делили африканский континент на колониальные и зависимые территории. На протяжении 1934 г. итальянский лидер уже вполне откровенно заявлял о своих планах. Поскольку параллельно происходило сближение позиций итальянской и французской дипломатии по вопросам европейской безопасности и средиземноморской политики, Муссолини предполагал, что западные державы дадут Италии карт-бланш в отношении Абиссинии. 3 октября 1935 г. началось крупномасштабное вторжение итальянский войск в эту страну. Кампания против плохо организованной и плохо вооруженной Абиссинской армии была скоротечной и победоносной.

Великобритания решительно выступила в Лиге Наций за пресечение агрессии. На фоне ее пассивного поведения в Европе такая жесткость выглядела необычно, но объяснялась вполне объяснимым расчетом – не допустить дальнейшего франко-итальянского сближения и превращения Средиземноморья в зону монопольного влияния этих держав. Мощная антиитальянская кампания в Лиге Наций привела к принятию Советом Лиги экономических санкций против агрессора, которые на ведение боевых действий сколько-нибудь серьезного влияния оказать не могли. 5 мая 1936 г. итальянские войска захватили столицу Абиссинии Аддис-Абебу и тем самым завершили завоевание этой страны. Характерно, что 4 июля Лига Наций постановила прекратить применение санкций, ссылаясь на то, что без военных мер они в такой ситуации недейственны, а использовать против Италии силы нецелесообразно ввиду угрозы Европейской войны.

Приход к власти нацистов в Германии в 1933 г. радикальным образом изменил ситуацию на международной арене. Поставив перед собой цель воссоединения немецкой нации в границах единого Рейха (что означало коренную ревизию Версальского договора), нацисты, в конечном счете, стремились к развязыванию тотальной войны, формированию нового мирового порядка, основанного на расовой иерархии. B июле 1933 г. в Риме был заключен пакт между Великобританией, Францией, Германией и Италией о сотрудничестве этих держав под эгидой Лиги Наций. Ратификация этого договора была сорвана отказом гитлеровского режима участвовать в работе международной конференции по разоружению, а затем и выходом Германии из Лиги Наций в октябре 1933 г. Тем не менее, курс на умиротворение Германии в политике Великобритании и Франции сохранялся и впоследствии.

От активного противодействия нацистской угрозе воздержалась и американская дипломатия. Сразу после окончания Первой мировой войны США объявили, что возвращаются к традиционной политике изоляционизма, что означало отказ от активного участия в делах, происходящих за пределами Западного полушария. Такая позиция нашла отражение в законе о нейтралитете, который был принят конгрессом США в конце августа 1935 г., а в 1937 г. расширен и превращен в постоянный закон. Этот закон предусматривал запрет на продажу американской стороной оружия, амуниции и военных материалов воюющим странам, не делая при этом различия между агрессором и жертвой агрессии. Запрещалось также предоставление воюющим государствам займов и кредитов. Естественно, что от этого закона пострадали, прежде всего, страны, подвергшиеся агрессии, поскольку они лишались возможности приобретать в США оружие и военные материалы в целях самообороны.

Иную позицию занял Советский Союз. B условиях постоянного роста фашистской угрозы в 1930-х гг. CCCP перешел к сотрудничеству со всеми антифашистскими силами, укреплению отношений с потенциальными союзниками и поддержке инициатив по разоружению. Советский Союз планировал создать систему коллективной безопасности, призванной обеспечить готовность всех миролюбивых стран дать отпор попытке любой державы начать войну. B 1933 г. CCCP выдвинул предложение о юридическом определении агрессора, что создавало бы основания для международных санкций, а в сентябре 1934 г. Советский Союз вступил в Лигу Наций. B 1934 г. советская дипломатия поддержала инициативу французского МИД о создании «Восточного Локарно» — договорного комплекса, призванного дополнить систему Рейнского гарантийного пакта. 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения, в соответствии с которыми обе стороны отказывались от дальнейших шагов по подготовке регионального восточноевропейского гарантийного комплекса. Его частично сменил подписанный 2 мая 1935 г. договор о взаимопомощи между Францией и CCCP в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией. 16 мая 1935 г. был подписан подобный договор между СССР и Чехословакией.

Большую тревогу растущая агрессивность Германии и её территориальные претензии вызывали у стран Юго-Восточной Европы, которые стали предпринимать попытки консолидировать свои усилия по противодействию внешней угрозе. Сближение Греции, Румынии, Турции и Югославии, заинтересованных в сохранении статус-кво на Балканах, привело к заключению в 1934 г. союза, названного Балканской Антантой. Эта организация стала дополнением к Малой Антанте, существовавшей с начала 1920-х гг. и объединявшей Чехословакию, Румынию и Югославию. При всей значимости этих шагов следует признать, что они могли существенно повлиять на развитие международной ситуации только в случае поддержки их со стороны великих держав. Всю уязвимость «малых стран» продемонстрировали события в Австрии. B июле 1934 г. австрийские нацисты предприняли попытку вооруженного путча в Вене. Их выступление было подавлено, но канцлер республики Дольфус был смертельно ранен. Лишь жесткие демарши со стороны Италии заставили Гитлера отказаться тогда от прямой агрессии.

Отношения фашистских режимов Италии и Австрии с нацистской Германией первоначально складывались более чем напряженно. Причиной тому были и серьезные идеологические расхождения между национал-социализмом и фашизмом, и негативная реакция Австрии и Италии на возможность аншлюса, которого безапелляционно требовал Гитлер. B августе 1933 г. австрийский и итальянский лидеры опубликовали совместное коммюнике о «полном согласии обеих сторон в вопросе о независимости Австрии». 17 марта 1934 г. был подписан итало-австро-венгерский пакт, гарантирующий статус-кво в регионе, в том числе неприкосновенность австрийских границ (так называемые «Римские протоколы»). Ha своей первой встрече с Гитлером в июне 1934 г. Муссолини попытался убедить фюрера в необходимости отказаться от планов аншлюса, но после гибели Дольфуса он отдал приказ о передислокации трех итальянских дивизий к границе с Австрией. Именно этот шаг в большей степени, нежели дипломатические протесты Великобритании и Франции, заставили нацистов временно приостановить давление на Австрию.

B 1935 г. впервые сложились реальные условия для оформления антигитлеровского блока западных держав. После проведения в январе плебисцита в Caape эта область перешла в состав Рейха. Одновременно в Германии была введена всеобщая воинская повинность, все более открыто развертывалось массовое производство запрещенных тяжелых вооружений. Это вызвало тревогу со стороны французской дипломатии. 11 апреля 1935 г. в итальянском городе Стрезе открылась международная конференция по германскому вопросу, где её участники выступили с осуждением одностороннего нарушения Версальского договора. Франция продемонстрировала свою готовность отойти от безусловного следования курсу умиротворения и присоединиться к жесткой позиции Италии. Одновременно Муссолини и французский премьер-министр Лаваль обсудили широкий спектр вопросов по разграничению сфер влияния в средиземноморском регионе.

Первые признаки складывания франко-итальянского альянса встревожили британскую дипломатию. Следуя традиционной политике «баланса сил», официальный Лондон предпринял шаги в сторону Германии. Итогом стало подписание в июне 1935 г. сенсационного англо-германского договора о морских вооружениях, согласно которому между военными флотами Великобритании и Германии вводилось соотношение 100:35 (при равенстве по подводным лодкам). [13] Нацистская Германия получила право на беспрепятственное расширение военно-морского строительства, так как существующая разница в уровне морских вооружений позволяла обеспечить работой все верфи Рейха на десять лет. «Фронт Стрезы» был разрушен, фактически и не сложившись. Характерно, что сразу же после подписания договора с Великобританией Гитлер отдал приказ о подготовке операции по вводу войск в демилитаризованную Рейнскую зону.

После ввода 7 марта 1936 г. немецких войск в Рейнскую зону Лига Наций всего лишь пошла на констатацию самого факта нарушения Версальского договора со стороны Германии. 21 марта 1936 г. Гитлер, выступая в Гамбурге, торжественно объявил о том, что «дух Версаля уничтожен». [13] При этом Италия, оказавшись в дипломатической изоляции, была вынуждена искать поддержки у своего недавнего противника. B июле 1936 г. было достигнуто итало-германское соглашение о невмешательстве Италии во взаимоотношения Германии и Австрии. Вслед за этим состоялось и подписание австро-германского договора, формально закреплявшего государственный суверенитет Австрии.

B том же месяце состоялось еще одно событие, ускорившее складывание германо-итальянского блока, — в испанском городе Кадисе высадился лидер мятежных войск генерал Франко. B последующие два года Германия и Италия неизменно оказывали антиреспубликанским силам в Испании дипломатическую и материальную помощь. Вскоре германские и итальянские войска оказались втянуты и в военные действия на территории Испании. На стороне правительства Народного фронта Испании выступал Советский Союз, который оказывал помощь оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов.

Таким образом, политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении фашистских государств, не давала положительных итогов. Международная напряженность ещё более усиливалась и толкала мир в пропасть войны.




























Мир на пороге войны


В сентябре-октябре 1936 г. после интенсивных переговоров состоялось официальное оформление германо-итальянского блока. По их результатам 24 октября был подписан пакт об образовании «оси Берлин—Рим», согласно которому Германия признавала аннексию Абиссинии, а обе страны обязывались проводить общую линию в отношении войны в Испании. Спустя месяц, 25 ноября 1936 г. в Берлине было подписано соглашение Германии и Японии, получившее название Антикоминтерновский пакт. Стороны, подписавшие пакт, обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести борьбу против него. Третьи страны приглашались присоединиться к пакту — «принять оборонительные меры в духе этого соглашения». B ноябре 1937 г. к Антикоминтерновскому пакту присоединилась Италия, а в декабре 1937 г. она вышла из состава Лиги Наций.

Таким образом, сложился агрессивный блок трех держав, противопоставивших себя Лиге Наций и тому международно-правовому порядку, который ею поддерживался. Каждая из трех держав лелеяла далеко идущие экспансионистские планы, реализация которых грозила развязыванием мировой войны. Постепенно в орбиту прогерманской политики попадали и многие восточноевропейские страны, в которых в

1930-х гг. происходило формирование военно-авторитарных диктатур. Позднее к прогерманскому блоку присоединились Венгрия, Маньчжоу-го, Болгария, Финляндия, Румыния и другие страны.

K концу 1930-х гг. стало очевидно, что, встав на путь умиротворения, ведущие страны Запада распространили этот принцип на страны, которые уже являлись потенциальными агрессорами. Великобритания и Франция молчаливо санкционировали аншлюс Австрии. 11 марта 1938 г. на территорию этой страны вошли германские войска. Австрийские земли вошли в состав Германской империи. Призывы CCCP к жесткому отпору агрессору, вплоть до готовности к военным мерам, не получили поддержки. 5-16 июля 1938 г. в городе Эвиан-ле-Бен (Франция) была созвана Эвианская конференция по инициативе президента США Ф. Д. Рузвельта в связи с резким ухудшением положения евреев Европы после оккупации Австрии войсками нацистской Германии. Однако в выступлениях участников конференции прозвучало ярко выраженное нежелание подавляющего большинства стран открыть свои границы перед преследуемыми евреями. По сути, еврейский народ был обречён на страшную смерть в концентрационных лагерях Германии.

Следующей целью Гитлера после Австрии становится Чехословакия. Её богатые ресурсами промышленные районы были необходимы Германии для поддержания военной промышленности. Однако Чехословакия имела сильную армию и мощные укрепления на границе с Германией как раз на случай войны с ней. Решить этот вопрос Гитлер мог только дипломатическим путем. 30 сентября 1938 года на Мюнхенской конференции, созванной для урегулирования вопроса относительно германских претензий к Чехословакии, руководители Германии, Италии, Франции и Великобритании — А. Гитлер, Б. Муссолини, H. Чемберлен и Э. Даладье — подписали так называемое мюнхенское соглашение, принуждающее Чехословакию уступить Германии Судетскую область, населенную немцами. Примечательно, что мнения самой Чехословакии никто не спрашивал. Более того, ее представитель даже не был приглашен на конференцию. Вновь, как и в период аншлюса, CCCP выступил с жестким протестом против германской агрессии.

C весны 1939 г. Германия приступила к новой фазе перекройки политической карты Европы. 18 марта Словацкое государство было взято под охрану германским Рейхом. Чехия была включена в состав Германии в качестве протектората. 22 марта 1939 г. Германия под угрозой военного вторжения добилась также подписания договора с Литвой о передаче Рейху Клайпеды. C каждым месяцем усиливался дипломатический нажим на Польшу, требования о передаче Германии Данцига и путей через так называемый «польский коридор». B апреле 1939 г. Гитлером был денонсирован польско-германский договор о ненападении. Одновременно Германия расторгла и договор с Великобританией о морских вооружениях, а Италия начала военную оккупацию Албании. 22 мая агрессивный германо-итальянский блок был скреплен новым союзным договором, получившим название Стальной пакт. Он содержал обязательства сторон о взаимопомощи и союзе в случае военных действий с любой третьей страной, договоренности о широком сотрудничестве в военной и военно-экономической сферах.

Резкое обострение международной обстановки в 1939 г. заставило руководство Великобритании и Франции пойти на дополнительные меры по укреплению европейской системы безопасности. B марте-апреле 1939 г. обе эти страны предоставили гарантии независимости Польше, Греции, Румынии и Турции. Активизировались и дипломатические контакты с СССР. Советское руководство уже 18 марта 1939 г., т.е. через три дня после вступления немецких войск в Прагу, выдвинуло предложение о немедленном созыве международного совещания с участием СССР, Великобритании и Франции. Ha протяжении последующих трех месяцев между правительствами этих трех стран происходили дипломатические консультации о возможности заключения договора о взаимопомощи в случае нападения на одну из них, а также оказании помощи другим европейским странам, подвергшимся агрессии. C конца июня этот вопрос стал предметом обсуждения и на прямых переговорах, начавшихся в Москве. Однако со стороны Великобритании и Франции они происходили лишь на уровне послов, а не глав правительств или дипломатических ведомств.

Еще менее конструктивную позицию в этот период заняла Польша. He участвуя формально в московских переговорах, польское правительство оказалось одной из наиболее заинтересованных сторон. Польша рассматривалась не только как потенциальная жертва германской агрессии, но и как страна, через территорию которой в случае начала военных действий в Европе могли передислоцироваться советские войска. Без поддержки польской стороны любая военная конвенция CCCP с Францией и Великобританией не имела практического смысла. Однако польское правительство отнюдь не торопилось с принятием внешней помощи. Ha протяжении предыдущих лет в Варшаве вынашивались планы сближения с Германией и вхождения в широкий прогерманский блок, который также мог бы включить Италию, Румынию, Венгрию и прибалтийские государства. B конечном счёте, Польша была готова даже принять участие в войне против СССР. Вплоть до начала 1939 г. германская дипломатия искусно подогревала такие настроения. Резкий поворот германской политики и выдвижение ультимативных территориальных претензий стало для польского правительства неожиданностью. Однако изменить прежние установки поляки вовремя не сумели. Схожую позицию в тот же период занимала и Румыния.

Двойственная политика западных держав и открыто недружественная позиция восточноевропейских стран заставили советское правительство пойти на активизацию контактов с Германией. Основной целью становилось уже не предупреждение войны в Европе, а избежание угрозы складывания широкой антисоветской коалиции. Германская же дипломатия уже с мая 1939 г. демонстрировала готовность к нормализации отношений с СССР. Выбирая цель для первой полномасштабной военной кампании, Гитлер стремился избежать прямого столкновения с великими державами. B том, что руководство Великобритании и Франции не способно перейти к активным военным мерам противодействия агрессии, он был уверен. Поэтому главной задачей в ходе дипломатической подготовки войны стало сближение с СССР. 7 июля 1939 г. советскому правительству было передано предложение Германии предоставить CCCP кредит в размере 200 млн марок для размещения в Германии советских заказов. [2] B ходе последовавших в июле-августе советско-германских торговых переговоров обе стороны начали зондаж позиций друг друга по широкому спектру вопросов. Германия давала косвенные свидетельства своей готовности заключить договор о ненападении и даже согласовать принципы политики в отношении восточноевропейского региона. Ha позицию CCCP повлиял не только фактический срыв переговоров с Великобританией и Францией, но и возникновение нового военного конфликта на Дальнем Востоке. B мае 1939 г. японские войска начали агрессию против Монгольской Народной Республики. B ходе ожесточенных боев у реки Халхин-Гол советской армии удалось разгромить противника. Ho боевые действия продолжались на протяжении всего лета 1939 г. и завершились лишь в последних числах августа. Получив в такой ситуации официальное предложение Германии о заключении договора о ненападении, советское правительство ответило согласием.

Советско-германский пакт о ненападении был подписан 23 августа 1939 г. Обе стороны договаривались воздерживаться от нападения в отношении друг друга и не поддерживать ни одну из третьих стран в случае нападения ее на участника пакта. Вce конфликты и споры между собой стороны обязывались решать мирным путем в ходе переговоров и консультаций. Кроме того, был подписан и секретный дополнительный протокол, согласно которому «в случае территориальных и политических преобразований» в Восточной Европе обе стороны соглашались рассматривать северную границу Литвы, линию рек Нарев, Висла и Сан на территории Польши, западную границу Бессарабии как линию раздела сфер их влияния. Тот же протокол устанавливал, что «вопрос о желательности сохранения независимого Польского государства будет решен окончательно лишь ходом будущих политических событий».

Таким образом, не имея возможности остановить германскую агрессию против Польши, CCCP фактически санкционировал ее. Переход от политики создания системы коллективной безопасности к оформлению собственной сферы влияния в Восточной Европе и в будущем — к открытой территориальной экспансии свидетельствовал о коренном изменении внешнеполитической стратегии СССР. Глобальная война за передел политической карты мира стала неизбежной.






Заключение


Развитие международных отношений в 1930-е гг. неумолимой силой приближало начало Второй мировой войны. Задолго до её возникновения в различных районах планеты совершались акты агрессии. Страны фашистско-милитаристского блока вооружённым путём начали осуществлять передел мира. Усилия СССР, направленные на предотвращение мирового военного пожара, не встретили поддержки западных держав.

Высшей точкой англо-французской политики поощрения фашистских агрессоров стал мюнхенский сговор, в результате которого ситуация в Центральной Европе коренным образом изменилась. Гитлеровская Германия существенно укрепила свои стратегические позиции и в последующем начала открытый захват европейских земель. Сговор в Мюнхене означал и похороны Лиги Наций, проявившей полную неспособность воздвигнуть преграды на пути к войне. Единственное, что смогло бы остановить агрессора – создание системы коллективной безопасности в Европе, когда любому агрессору пришлось бы столкнуться с согласованным противодействием крупных европейских государств. Но противоречия между западными странами и СССР и взаимное стремление уничтожить политический строй друг друга  в конце 1930-х гг. были для них более значимыми, чем сохранение мира.

Можно в заключение сказать и о том, что тот общечеловеческий консенсус, те общечеловеческие ценности, вокруг которых в мировой истории шла постоянная и острая борьба, в межвоенной Европе не получили своего признания и не стали нормой, объединяющей различные страны и народы. Понимание общечеловеческих ценностей существовало только на уровне узкого слоя европейских интеллектуалов, да и это понимание постоянно деформировалось идеологическими конфликтами и острыми социально-политическими противоречиями, которые существовали в Европе.

Таким образом, проведенное исследование показало, что международные отношения в 1930-е гг. отличались крайней противоречивостью и сложностью. Можно сделать вывод, что из-за поощрения агрессии, из-за того, что западные страны слишком долго закрывали глаза на все те агрессивные действия, которые осуществляла Германия, Вторая мировая война была неизбежна. Только единством, и как бы это парадоксально ни звучало, угрозой войны можно было предотвратить саму войну.



Литература


Документы и материалы кануна Второй мировой войны. 1937 – 1939. Том I. —М., Политиздат, 1981. — 302 с.

A.M. Родригес, M.B. Пономарев. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: учеб, для студентов вузов: B 3 ч. / Под ред. A.M. Родригеса и M.B. Пономарева. — M.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС,2005. — Ч. 1: 1900-1945. 463 с.

К. В. Рыжов. Кто есть кто в мировой истории. — М.: Вече, 2000. — 656 с.

Асташин, В. В. История международных отношений и внешней политики России : учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Асташин. Ростов н/Д : Феникс, 2010. 382 с.

Россия. Век двадцатый. Страницы истории.1917 – 1953. Том I. / Под ред. Б. Я. Табачникова и Г. И. Псарева. — Воронеж, Издательство Кварта, 2002. — 224 с.

История дипломатии. Том 3. Дипломатия в период подготовки Второй Мировой войны (1919-1939 гг.) /Под ред. В. П. Потемкина — Москва-Ленинград: Государственное издание политической литературы, 1945. —884 с.



Интернет-ресурсы


http://www.doc20vek.ru/node/3829

http://biofile.ru/his/31817.html

http://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/1501-mezhdunarodnye-otnosheniya-nakanune-vtoroj.html

https://ria.ru/spravka/20110418/364864854.html

http://rusplt.ru/ww1/history/versal-ne-prinesshiy-mira-17183.html

https://topwar.ru/75901-versal-ne-prinesshiy-mira.html

http://www.istmira.com/novejshaya-istoriya/1501-mezhdunarodnye-otnosheniya-nakanune-vtoroj.html

https://studopedia.info/6-74831.html





20


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.