12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга Лапшова19 |
«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)
Лапшова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 38» г.Нижний Новгород
«Основные темы и мотивы поэзии и прозы
о Великой Отечественной войне» (урок литературы в 11-м классе)
Произведения о Великой Отечественной войне, как показывает мой педагогический опыт, всегда вызывают интерес у старшеклассников. Однако перед учителем русского языка и литературы всегда встает вопрос: как в условиях программы по литературе, в которой на изучение произведений о ВОВ отводится всего 4 часа (как правило, 2 ч. – обзор литературы о Великой Отечественной войне 40-х гг. (поэзия, проза, драматургия), 2 ч. – новое осмысление военной темы в русской литературе 50-90-х гг. 20 в.), с одной стороны, помочь учащимся осмыслить содержание произведений и, с другой стороны, подготовить их к различным формам сочинения (и в формате ЕГЭ по русскому языку, и итоговому сочинению как к допуску к ЕГЭ). Решению этой проблемы, безусловно, помогают различные формы уроков: уроки-презентации, уроки-конференции «Размышляя о прочитанном…», «Книга, о которой хотелось бы рассказать…» Думаю, что учителя-словесники согласятся со мной в том, что чаще всего наши 11-классники выбирают такие известные произведения, как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» Б.Васильева, «Сотников» В.Быкова и др. Однако рядом с этими, безусловно замечательными повестями о войне, есть и другие, не менее интересные произведения о Великой Отечественной как известных, так и не очень известных авторов. Сайт «Капканы ЕГЭ» и его раздел «Книжная полка» стал одним из самых посещаемых моими учениками, т.к. он содержит небольшие произведения, чтение которых займет совсем немного времени. Самое главное – эти рассказы и повести открывают не только новые, «неизбитые» аргументы, но и новую литературу.
Я предлагаю такую форму урока, как урок-исследование: 1-я часть посвящена знакомству учащихся с лирическими произведениями, посвященными Великой Отечественной войне; 2-я - знакомству с произведениями о войне авторов литературы 21 века.
Ход урока
Организационный момент. Обоснование темы урока.
Вступительное слово учителя
Ежегодно 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Наш урок - посвящение памяти русского солдата, дошедшего до стен Рейхстага, памяти солдата, спасшего Европу от фашизма, солдата, подарившего нам жизнь.
Эпиграф к уроку - строки из стихотворения А. Твардовского « Я убит подо Ржевом»:
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Тема урока:
«Основные темы и мотивы поэзии и прозы о Великой Отечественной войне»
1. Осмысление. Работа с информацией. Анализ стихов Н. Заболоцкого, Б. Слуцкого, Б. Окуджавы по группам (у каждой группы на столах – карточки с текстом стихотворений и листы с заданиями)
Учитель. Князь Андрей Болконский в романе Л.Н. Толстого говорит, что война – это «самое гадкое дело в жизни». Малоизвестный поэт Владислав Занадворов, погибший под Сталинградом, в 1942 году писал:
Ты не знаешь, мой сын,
Что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага.
Это юность моя, что в окопах истлела…
Это кровью омытые письма мои…
Сейчас мы с вами познакомимся с тремя стихотворениями очень разных поэтов. Общее у них одно – трагедия войны.
Сначала индивидуально прочитайте стихи, ответьте письменно на вопросы, затем в группах обсудите полученные результаты, подготовьте выступление от группы.
Задание 1-й группы
1)Прочитайте стихотворение
А.Т. Твардовский
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
2) «Позднейшая лирика А. Твардовского – в основном лирика памяти…Память о войне стала частью его мироощущения…В стихотворении «Жестокая память» он пишет:
Тружусь и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга…».
Литературовед А. Павловский
Почему в конце стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» стоит многоточие?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3) О чем «недоговаривает» лирический герой стихотворения? Замените трижды повторенное слово «все же», расшифруйте его
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4) В стихотворении «Песня о погибшем летчике» (1975) В. Высоцкий писал:
Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь,-
Но хотя мы живыми до конца долетели –
Жжет нас память и мучает совесть у кого, у кого она есть.
Какими общими мотивами связаны стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины …» и В. С. Высоцкого «Песня о погибшем летчике»? Аргументируйте свою точку зрения?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 2-й группы
1)Прочитайте стихотворение
Б. А. Слуцкий
Последнею усталостью устав,
Предсмертным умиранием охвачен,
Большие руки вяло распластав,
Лежит солдат.
Он мог лежать иначе,
Он мог лежать с женой в своей постели,
Он мог не рвать намокший кровью мох,
Он мог...
Да мог ли? Будто? Неужели?
Нет, он не мог.
Ему военкомат повестки слал.
С ним рядом офицеры шли, шагали.
В тылу стучал машинкой трибунал.
А если б не стучал, он мог?
Едва ли.
Он без повесток, он бы сам пошел.
И не за страх - за совесть и за почесть.
Лежит солдат - в крови лежит,
в большой,
А жаловаться ни на что не хочет.
1)Как называется фигура речи – стилистический прием, заключающийся в повторе слов, звуков, синтаксических конструкций в начале нескольких стихотворных строк или строф?
…………………………………………………………………………………………
2)Найдите в тексте стихотворения такую фигуру речи. С какой целью использует ее в стихотворении Б. Слуцкий? Что он хотел подчеркнуть?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3) Сравните основную мысль стих-я Б.Слуцкого и стих-я С.Орлова, написанного в 1944 году:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Задание 3-й группы:
1)Прочитайте стихотворение Б. Ш. Окуджавы « До свидания, мальчики»
1)Как только не называли войну – и жестокой, и истребительной, и кровавой, и проклятой! Поэт Давид Самойлов писал: «Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые».Найдите эпитет, которым характеризует войну Б. Окуджава?
……………………………………………………………………….
Как можно расшифровать этот эпитет? Аргументируйте свою точку зрения?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2)Юлия Владимировна Друнина (1924-1991) писала:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
1942
Какими общими мотивами связаны стихотворения Б. Окуджавы « До свидания,
мальчики» и Ю. Друниной « Я ушла из детства в грязную теплушку…»?
Аргументируйте свою точку зрения
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Презентация совместной деятельности. Выступления групп
Краткие выводы по каждому из заданий.
Примерные ответы групп:
1 группа
Центральная тема – мотив памяти, ответственности живых перед мертвыми, вина, пусть невольная, перед теми, кто погиб. Трижды повторенное «все же» - это незатихающая боль, это чувство вины, это ответственность живущих перед погибшими товарищами, это муки совести. Стихотворение В. Высоцкого связано со стихотворением Заболоцкого общими мотивами скорби, боли, памяти.
2 группа
Анафора усиливает горечь, звучащую в стихе Б. Слуцкого. Эта горечь становится почти нестерпимой. Стихотворение – документальное фото убитого солдата, который пал за Родину, ибо иначе он поступить не мог. Да, он испытывает страх смерти, но он солдат – человек долга и чести.
Комментарий учителя
Б. Слуцкий и С.Орлов – поэты, которые принадлежат к поколению, принявшему на себя всю тяжесть войны. Б.Слуцкий писал:
Девятнадцатый год рожденья –
Двадцать два в сорок первом году –
Принимаю без возраженья,
Как планиду и как звезду.
Именно это поколение приняло на себя ответственность за страну. Писатель Г. Владимов, автор романа «Генерал и его армия», писал: «Войну и вытягивали эти девятнадцатилетние, эта прекрасная молодость…и никем, никем этих мальчишек было не заменить… Эту войну не генералы выиграли, а мальчишка – лейтенант, Ванька взводный».
Б. Слуцкий – поэт, в творчестве которого одним из постоянных мотивов является мотив памяти, мотив долга живых перед павшими на полях сражений. И этим его творчество близко тем поэтам, о которых мы сегодня говорим. Одна из книг его лирики так и называется - «Память».
3 группа
Для Б. Ш. Окуджавы война - это прежде всего разлучница, это отнятое детство, отнятая юность. Лирический герой его поэзии – мальчик, которому выпало «подлое», жестокое время.
Пережитое на войне – это и сквозная тема лирики Ю. Друниной.
Учитель. Итак, основными темами в стихотворениях разных поэтов стали темы Памяти, ответственности живых перед мертвыми, тема Вины перед погибшими. Всем известны строки из стихотворения Б.Окуджавы из знаменитого фильма «Белорусский вокзал»: «А нынче нам нужна одна Победа, мы за ценой не постоим…» Цена это оказалась беспримерной. Об этом с непрекращающейся болью и горечью писали те, кто прошел военное лихолетье.
3. Мы говорили с вами о поэтах - участниках Великой Отечественной. Дома вы должны были прочитать и осмыслить отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» и рассказ Г.Садулаева «День Победы».
Обратите внимание, Юрий Маркович Нагибин – известный советский писатель, с 1942 г. воевал под Воронежем, после тяжелого ранения был демобилизован и работал специальным военным корреспондентом газеты «Труд». Многие рассказы и повести Ю.Нагибина посвящены теме «сороковых-роковых». Герман Садулаев родился в 1973 году, он принадлежит поколению «внуков» солдат Победы.
Обратимся к данным рассказам.
Возможные вопросы к тексту Ю.Нагибина:
К какой проблеме обращается в данном отрывке Ю. Нагибин?
На каком материале он раскрывает данную проблему?
Кто является героями данного текста?
Что особенно волнует писателя?
Какие художественные детали и средства отражают его волнение и создают эмоциональную напряженность?
Найдите в тексте предложения, выражающие авторскую позицию.
К какому выводу приходит писатель?
Над чем заставляет задуматься данный рассказ нас, людей 21-го века, знающих ужасы войны только понаслышке?
Возможные вопросы к рассказу Г. Садулаева «День Победы»:
Что роднит текст Ю.Нагибина с рассказом Г. Садулаева?
Расскажите о судьбах главных героев рассказа – Алексея Павловича Родина и его фронтового друга Вахи Султановича Асланова. Как вы думаете, почему в таком небольшом по объему рассказе основное внимание уделяется такому подробному рассказу о судьбах фронтовиков?
Можно ли сказать, что автор даже не оправдывает убийство двумя бывшими «советскими разведчиками» «тщедушного мальчика-эсэсовца?»
Почему он называет эсэсовцем юношу, который не видел войны и родился гораздо позже ее окончания?
Почему автору «совсем не жаль» солдат Победы, «забитых насмерть ногами на деревянном полу» «юношами в модном милитари»?
Какие чувства рождает данный рассказ?
Почему наступило «странное время», когда нужно защищать нашу Победу?
Подводим итоги урока. Учитель. Возвращаясь к стихотворению Б. Ш. Окуджавы из к/ф «Белорусский вокзал», подчеркнем, что лейтмотивом этого стихотворения является мотив высокой цены Победы. На пути к Победе ни с чем не считаться, ни перед чем не останавливаться - именно с таким чувством уходили в бой. И мы должны всегда помнить о том, в каком неоплатном долгу перед теми, кто сохранил нам жизнь, кто на своих плечах вынес войну. И только так мы сможем «вернуть к жизни ушедших». Спасибо за урок, за понимание, за сотворчество.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение по тексту Ю.Нагибина в формате ЕГЭ (с привлечением материалов урока)