12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Марина Алексеевна40

Рабочий лист: "Особенности творчества Г. Тукая"PDF / 259.15 Кб

/data/files/t1705078190.pdf (Рабочий лист: "Особенности творчества Г. Тукая")Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:

«Особенности творчества татарского поэта

Габдуллы Тукая»

Тип урока: урок-анализ

Тема урока: Особенности творчества татарского поэта Габдуллы Тукая.

Цель урока: на примере биографии и анализа стихотворений «Родная деревня» и «Книга» Г. Тукая выявить особенности его творчества.

Концепция урока: Анализ стихотворений Г. Тукая «Родная деревня» и «Книга» помогает сделать вывод о главных темах, к которым обращается поэт: любовь к своей малой родине, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа; книга – «отрада из отрад» в жизни человека. В своих стихотворениях Г. Тукай обращается к общечеловеческим ценностям.

Содержание урока: повторение, вступительное слово о Г. Тукае, анализ стихотворения «Родная деревня» в форме беседы, самостоятельный анализ стихотворения «Книга» (раздаточный материал).

Планируемые результаты обучения.

Предметные: владеть навыками анализа стихотворения; выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; формулировать собственное отношение к стихотворениям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям татарской литературы; владеть навыками выразительного чтения стихотворения; определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию; уважать и принимать другие народы России и мира.

Метапредметные:

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

 

 

 

 

Ход урока

Организационный момент + повторение (4 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы с вами анализировали различные стихотворения. Вспомним авторов и названия их стихотворений.

Ученики: (отвечают)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Н. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

К.Бальмонт «Я - изысканность русской медлительной речи…».

В.Хлебников «Когда умирают кони - дышат…».

Учитель: Молодцы! Все стихотворения вспомнили. А теперь повторим, что относится к содержанию стихотворения, а что - к форме. (Учитель перечисляет термины, дети устно отвечают)

Содержание: тема, настроение, ключевые образы, лирический герой, художественный язык стихотворения. Форма: композиция, стихотворный размер.

Целеполагание (2 мин.)

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим анализировать стихотворения, но, возможно, нового для вас поэта. Запишите тему урока: «Особенности творчества татарского поэта Габдуллы Тукая». Как вы думаете, какова цель урока? Используйте при ответе слова:

Познакомиться с…

Проанализировать…

Выявить…

Ученики: (отвечают).

Учитель: Знаете ли вы, где находится Татарстан? Как называется столица этой республики? 

Вступительное слово о биографии Г. Тукая (5 мин.)

Правильно. Начинаем знакомство с поэтом с его биографии. Во время прослушивания, вам нужно будет ответить на 2 вопроса: почему детство поэта нельзя назвать счастливым? И почему он все равно вспоминал детские годы с благодарностью? (Рассказ учителя о биографии Тукая с презентацией).

Габдулла Тукай — выдающийся татарский поэт. Родился он в небольшой деревне, в Казанской губернии. В трёхлетнем возрасте Габдулла остался полным сиротой: сначала умер отец, а вскоре и мать. Мальчик рос в чужих семьях. Но, несмотря на трудности и невзгоды, поэт вспоминал своё деревенское детство с благодарностью, здесь он услышал татарские народные сказки и легенды, лирические песни, исторические предания. Вероятнее всего, тогда в деревне Кырлай ему рассказали легенду о Шура- лё, лешем, который может защекотать человека до смерти. Впечатлительный мальчик запомнил образы и сюжеты страшных и весёлых сказок. Простые и трогательные слова народных песен навсегда остались в его памяти.

Когда Габдулле было девять лет, родственники, жившие в городе Уральске, взяли его к себе. Здесь мальчик поступил в медресе (мусульманское училище, готовившее учителей и священников), где он быстро научился читать и писать по-татарски. В этом медресе был и так называемый русский класс, в котором обучение шло на русском языке, изучали русскую литературу.

Будущий поэт поступил и в русский класс, где увлечённо читал произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Закончив медресе, девятнадцатилетний юноша начал сотрудничать с татарскими журналами и газетами, на страницах которых появлялись его стихотворения и статьи. Там же, в Уральске, была опубликована поэма-сказка Габдуллы Тукая «Шурале». Эта сказка о молодом джигите, который благодаря своему уму и находчивости побеждает незадачливого лешего, пронизанная тонким юмором, написанная лёгким напевным стихом, стала любимым произведением татарского читателя. Поэма-сказка переведена на многие языки народов России и зарубежных стран. По мотивам этого произведения композитор Ф. Яруллин создал балет «Шурале», который с успехом идёт на сценах музыкальных театров. Сам поэт в примечаниях к своей поэме сказал: «Эту сказку я написал, пользуясь примером поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями в деревнях».

Поэзия Габдуллы Тукая вдохновлялась любовью к своей Родине. В стихах он размышляет о традициях, обычаях и культуре татарского народа, выражает надежду на его просвещённое, счастливое будущее. Источник: Литература. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательный организаций : в 2 ч. / [В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин] ; под ред. В. Я. Коровиной

Возвращаемся к вопросам (почему детство поэта нельзя назвать счастливым? И почему он все равно вспоминал детские годы с благодарностью?)

Ученики: (отвечают на вопросы).

 

Учитель: да, все верно. Именно эти татарские народные сказки, легенды, лирические песни он запомнил на всю жизнь, и они сыграли важную роль в становлении его как поэта.

Анализ стихотворения «Родная деревня»( 13 минут)

Переходим к следующему заданию. Откройте учебник на стр. 162. Сейчас мы прослушаем чтение стихотворения «Родная деревня» в исполнении актера для того, чтобы прочувствовать стихотворение, его эмоциональную сторону и чтобы выполнить анализ стихотворения.

Ученики: (слушают)

Учитель:

Какая картина предстает перед нами?

Какова тема стихотворения?

Стихотворение «Родная деревня» - лирическое стихотворение, в его содержании – чувства лирического героя. Какие?

Наш герой с теплотой вспоминает свои родные места, описывает, как проходило его детство в деревне.

Как вы понимаете значение слова «родной»?

Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Родной- свой по рождению, по духу, по привычкам; родной край, родная страна, родной язык (язык своей родины, на котором говорят с детства)

Объясним значение других слов для понимания основной мысли стихотворения: «студеной», «рукой подать», «отрадно», «молитва», «Коран», «Пророк», «беспечный», «борозда», «соха».

Студеный – очень холодный.

Рукой подать – очень близко.

Отрадно- приятно, радостно.

Молитва – обращение к Богу.

Коран - Коран – Священное Писание мусульман. В переводе с арабского означает «напоминание».  Эта Книга описывает различия между Добром и Злом, между Истиной и ложью. Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха.

Пророк – истолкователь воли Божьей.

Беспечный – беззаботный.

Борозда – длинная канавка на поверхности почвы для посадки в нее растений.

Соха – орудие для вспашки земли.

Обратимся к композиции стихотворения. На какие три смысловые части мы можем поделить стихотворение?

1ч. Описание родной деревни.

2ч. Перечисление всего того, чему научился автор во время жизни в деревне.

3ч. Взгляд в будущее, в котором всегда будет место чудным воспоминаниям о родном крае.

Какие слов и выражения в первой части подтверждают отношение поэта к родному краю? Какие средства выразительности использует?

Обратимся ко второй смысловой части (2 и 3 строфы). Какие впечатления детства поэт сохранил на всю жизнь? Почему поэт вспоминает молитву из Корана? Как это связано с его биографией?

Самые яркие воспоминания о родной деревне Габдуллы Тукая: родник (видимо, мальчик часто ходил туда за водой), молитва из Корана (для жителей Татарстана религия очень важна), работа на поле вместе со старшим братом.

Какие здесь использует средства выразительности? Какими называет автор детские годы?

Какие надежды питает автор в третьей части?

Надеется на длинный и интересный жизненный путь.

Какими строчками заканчивается стих, какие чувства испытывает Тукай?

О том, что не забыть ему никогда родину…

Стихотворение написано в 1909 г., посвящено малой родине поэта, небольшой деревушке Кырлай, где прошло его детство. Это место, где человек был особенно счастлив, где познавал жизнь во всём её разнообразии, учился дружить, любить, верить.

Анализ стихотворения «Книга» (13 мин.)

Учитель: теперь послушаем чтение второго стихотворения, чтобы уже самостоятельно выполнить его анализ на раздаточном материале.

 

 

 

 

ФИ, класс

Анализ стихотворения Г. Тукая «Книга»

Тема стихотворения.

 

Что значит книга для лирического героя?

 

Композиция стихотворения.

В стихотворении можно выделить 3 смысловые части.

1-2 строфы. Лирический герой рассказывает о…

 

3 строфа. Лирический герой с наслаждением описывает…

 

4-5 строфы. Лирический герой описывает изменения…

В стихотворении описано состояние человека до и после прочтения книги. Как называется такой прием?

Ответ:

Цитаты-доказательства:

до прочтения книги:

 

после прочтения книги:

 

Найдите средства художественной выразительности.

Эпитеты:

 

Метафоры:

 

Сравнения:

 

Определите идею стихотворения.

По мнению автора, книга…

 

 

 

Итог урока (1 мин.)

Учитель: Сегодня вы проанализировали два стихотворения Г. Тукая. В чем особенности его творчества, о каких вечных ценностях вы узнали из его стихов?

Ученики: любовь к своей малой родине, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа; книга – «отрада из отрад» в жизни человека.

 

Рефлексия + домашнее задание ( 2 мин.)

Учитель: Все верно, ребята. Запишем вывод в тетрадях.

Мы познакомились с одним из выдающихся поэтов, представляющих литературу Татарстана, Габдуллой Тукаем. Хотя на долю поэта выпало много тягот, трудностей, страданий, но его всегда вдохновляла любовь к Родине. Только ей он мог поведать свои самые сокровенные мысли. Поэт любит свою землю, людей, живущих на ней, преображающих ее, продолжающих традиции предков.

Вопросы учащимся:

Чему на уроке научились?

О чем заставил задуматься урок?

Что сегодня стало открытием?

Учитель: ребята, спасибо за урок. Домашнее задание на следующий урок: стр. 164, вопрос 3 размышляем о прочитанном, письменно.


 


 


 

 

 


 


 


 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.