12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гошева Татьяна Николаевна151

Гошева Т.Н.,

учитель русского языка

и литературы.

Открытый урок в рамках ДОД 19.10.2017 г.

Тема: Погружение в слово.

( Метод концептуализации и погружения в текст художественного произведения через слово в рамках ЧАСИ «Текстовая грамотность»)

Цели:

Учить анализировать произведение, понимать единство в многообразии его выражения.

Учить выражать свои размышления в словах, в связной, доказательной устной и письменной речи.

Задачи:

сформировать у учащихся потребность размышлять над вопросами нравственности,

донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка,

привить интерес к чтению произведений классической литературы.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про

себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном

чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе

с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей

работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём

основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение

ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и

целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе

(распределение обязанностей, составление плана совместных действий,

умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (красота

человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой

жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества писателей.

Оборудование: медийная система.

презентация к уроку,

бумага А-4,

карандаши, тексты стихотворений.

Ход урока.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель:

-Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель:

Давайте вспомним, в рамках какого курса мы проводим это занятие?

(Вариант ответа. Текстовая грамотность)

Спасибо.

Перед вами лежит текст сти-я Вадима Сергеевича Шефнера. Прочитайте его, пожалуйста.

Много слов на земле…

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

- Спасибо. Давайте уточним, о чём же мы будем сегодня говорить на уроке?

- Как можно озаглавить это стихотворение?

- Почему? Что помогло придумать такой заголовок?

- Как соединить наш курс «Текстовая грамотность» и тему сегодняшнего урока «Слово»?

(Варианты ответов: Тексты состоят из слов, анализируя тексты, мы вникаем в значение слов. Понимание текста идёт через понимание лексического значения слова.)

- Спасибо! Верно, понимание текста идёт через понимание лексического значения слова.

И так, тема сегодняшнего урока : « ПОГРУЖЕНИЕ в СЛОВО»,

III. Проблемное объяснение нового подхода к анализу текста. Фронтальная работа

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися работы со словом методом погружения и концептуализации.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем работать со словом, учиться погружаться в слово. И так тема « ПОГРУЖЕНИЕ в слово».

- Возвращаемся к сти-ю, которое перед вами.

1) Какова тема этого сти-я? ( сти-я – слово в жизни человека)

2) Какова основная мысль? ( человек должен серьёзно обращаться со словами, не разбрасывать из попусту)

3) В каких строках выражается главная мысль-призыв стихотворения?

(И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.)

4) Как вы думаете, почему поэт из всего сти-я выделил прописной буквой эти пять слов? ( Это важные слова для духовности и нравственности каждого человека. Они определяют его силу духа, крепость воли на благо Родины).

5) Спасибо. Верно слова очень важная часть нашей жизни. Нельзя бросать фразы с горяча. Есть слова сильнее урагана.

- Какими могут быть слова по мнению Шефнера?

- А вы согласны с поэтом? Докажите.

- Почему Шефнер в одном случае говорит, что лучше слова нет ничего на свете, а в другом утверждает, что слово – это самое худшее, что есть на свете? (Ответы. : без слов нельзя работать согласованно, совместно с другими, невозможно созидание, общение, движение жизни к прогрессу. Слово может сделать людей врагами, привести к войне, к уничтожению жизни на земле. Слово может обманывать, хитрить, предавать, оскорблять, приносить горе.)

- Как понять это противоречие? От кого зависит, чем является слово: самым лучшим или самым худшим на свете? (Человек выбирает сам , для чего ему будет служить слово : для созидания, творчества, сотрудничества , добра или зла и разрушения.)

Учитель подводит итог работы над сти-ем.

Итак, при помощи приёма погружения в текст, мы, проанализировав полученную информацию, пришли к выводу, что

«Слова , столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать» (Натаниел Готорн)

Слово, обыкновенное человеческое слово, исходящее из уст, - это своего рода «лакмусовая бумажка», по которой определяются как здоровье, так и нравственные недуги личности, её болезни.

- Мы должны следить за своей речью, за словами, которые мы произносим?

IV Работа в группах.

Учитель.

- Большое спасибо вам. Мы здорово поработали. Ребята, на столах у Вас лежат овальные альбомные листы и фломастеры, давайте подберём к СЛОВУ эпитеты, напишем их и наклеим на доску. Итак,

1 группа - каким, по-вашему, может быть слово?

2 группа – что может делать слово?

3 группа – что можно делать со словом?

4 группа - Как связано СЛОВО с ЧЕЛОВЕКОМ?

(по 5 минут работа, кластер на доске,

1 мин - представление своего кластера)

( На доске появляется портрет и высказывание Д.С.Лихачёва)

«Слово в русской культуре – нечто большее, чем имя вещей».

V Рисуем слово. Погружение через художественный образ.

Слово учителя: Молодцы, ребята. Слово живое, это источник силы, тепла, положительной и отрицательной энергии. Ежедневно мы с Вами пополняем свой словарный запас, учимся говорить, мыслить, рассуждать. Мы редко задумываемся о том, что слова могут сворачивать горы, исполнять желания, открывать истину, если к ним относиться как к живым существам, требующим внимания и бережного отношения.

Вы убедились, что слова могут украшать нашу речь, делать её образной, выразительной, эмоциональной. Мы хорошо поработали со СЛОВОМ, а теперь возьмите в руки альбомный лист, карандаши или краски. В мире существует много слов (добрых, злых, утешительных, ласковых), давайте отобразим эти слова в красках. Каждый из Вас вытягивает карточку со словом, отобразите своё слово в красках. Пусть оно оживёт. (10 минут. Карточки со словами: нежность, любовь, зло, красота, растерянность, радость, слёзы, огорчение, вдохновение.)

На доске появляются рисунки ребят.

 V I. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Что мы делали на уроке?

-Для чего мы это делали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

- Как вы понимаете сочетание «лингвистический анализ текста»?

-Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Заключительное слово учителя:

Будьте осторожны со словами. Помните, что слово - это сила, оно способно вершить судьбы людей, исполнять желания, утешать, а подчас губить, не щадить людские души. Умение молчать, как считают многие, - это большое искусство. Люди всегда много говорили и слишком мало делали. Не на пустом месте рождалось бесконечное множество пословиц о силе человеческого слова, его значении. Говорите добрые слова, вкладывайте в них своё тепло, позитив, положительную энергию, и тогда Вам всегда и везде будет сопутствовать удача.

Спасибо за урок.

Презентация к уроку

6

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.