12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савинова Лена Владимировна751
Люблю свою работу!
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
4

Урок «Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Разбор VI – VII глав»



Савинова Лена Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное общеобразовательное

автономное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №5 с углублённым изучением предметов

гуманитарного цикла г. Оренбурга»


 

Название предмета: литература.

Класс: 8 класс.

УМК: Литература. 8 кл. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт-сост. В.Я. Коровина и др. 2007г.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Разбор VI – VII глав.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.

Место урока в системе уроков по теме: первый урок.

Цель урока: проанализировать образы Пугачёва и народа во время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва.

Задачи урока:

Обучающие: помочь учащимся понять образы Пугачёва и народа в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в конкретный исторический период.

Развивающие: развивать у учащихся память, речь, умение выразительно читать, проанализировать прочитанное, сделать вывод.

Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, интерес к истории своей страны, патриотизм, смелость, доблесть, чувство долга и др.

Планируемые результаты:

Предметные: знание содержания повести «Капитанская дочка» (VI-VII главы); разбор VI – VII глав; уяснение образов Пугачёва и народа в повести.

Метапредметные: умение анализировать текст с различных точек зрения; умение определять основной смысл; умение сформулировать проблему; умение аргументировать прочитанное, выстраивая речевые высказывания; умение задавать вопросы.

Личностные: умение работать в коллективе: слушать и слышать своего одноклассника; умение формулировать свою позицию, уважая мнения других людей.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом, речевой ситуацией, жанрами, языковыми и грамматическими нормами.

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность; умение прогнозировать результат; умение самостоятельно анализировать и оценивать свой ответ.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): «Литература. 8 класс», портрет А. С. Пушкина, Екатерины II,Пугачёва, презентация, энциклопедия, иллюстрации к повести «Капитанская дочка», рисунки обучающихся, словарь литературоведческих терминов, энциклопедия.

Содержание урока: историзм художественной литературы.

Ход урока.

Организационный момент. Психологическая установка.

Приветствие.

- Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я желаю вам, чтобы хорошее настроение сопровождало вас в течение всего урока!

Мотивация.

- Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Раскройте их смысл.

В «Капитанской дочке больше истории нежели

В истории «Пугачёвского бунта».

В. Ключевский

Не приведи Бог видеть русский бунт,

бессмысленный и беспощадный!

А.С. Пушкин

Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден – плут, казак прямой!

В передовом твоём отряде

Урядник был бы он лихой.

А.С. Пушкин

- Какова будет тема и цель урока?

Самостоятельное формулирование обучающимися темы и цели урока.

Проблемные вопросы.

- В чём заключается историзм в произведении А.С. Пушкина?

- Пугачёв – это злодей или народный заступник? Каким он представлен в истории и повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

- Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить, что входит в понятие историзм произведения, исследовать историческую эпоху, описанную в повести, проанализировать VI и VII главы повести.

Проверка домашнего задания.

Сообщения учащихся о понятии историзм художественной литературы.

Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных свойств художественной литературы — ее способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. (Энциклопедия)

Сообщения учащихся из истории о крестьянской войне и Емельяне Пугачёве.

- Крестьянская война (1773-1774) под предводительством Емельяна Пугачёва – это одна из самых больших гражданских войн. Поднялись тысячи людей, замученных своей бесправной жизнью. (Указы Екатерины II: 1765 год - «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу». 1767 год – «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»). «В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв – содрали бы всe десять», - отмечал историк М. Я Эйдельман.

Возглавил войско безграмотный казак Емельян Пугачёв, самозванец, который объявил себя Петром III и предложил построить казацко-мужицкое государство. Пугачёв был находчивым и смелым человеком. До восстания он сражался в Семилетней войне (1756-1763) и русско-турецкой войне (1768-1774). Был отмечен за свою проворность и храбрость. Народ его считал заступником и в песнях называли «красным солнышком», «батюшкой».

Восставшим удалось захватить несколько крепостей и заводов, а близ Москвы крестьянское войско было разбито. В сентябре 1774 года Пугачёва сдали приближённые в обмен на помилование. В клетке и в цепях его привезли в столицу. Судом был приговорён Пугачев-злодей к смертной казни: «Емельку четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь». Емельян был казнён, та же участь постигла и его соратников. 10 января 1775г он был казнён в Москве на Болотной площади. «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы». (А. С. Пушкин)

Современники относились к Пугачёву неоднозначно: одни считали его злодеем, извергом (н-р: художник С. В. Иванов «Суд Пугачева»), а другие (н-р: художник А. А. Пластов «Суд Пугачева»)– узрели в нём умного и доброго человека, народного заступника.

Анализ VI и VII главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Чтение отрывков из текста. Чтение по ролям.

«Капитанская дочка» - историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, в которой описаны судьбы людей во время Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Пугачёва.

- Чем заинтересовала Пушкина это историческое событие?

- Что помогло ему написать достоверно повесть о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва?

С 1833 году А.С. Пушкин начал заниматься архивными документами о восстании Пугачёва, побывал в местах восставших: Твери, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Симбирске, Оренбурге и Уральске, пообщался с современниками. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения. (Фрагмент из письма Пушкина жене).

Пушкин описывает события в своей повести глазами Пети Гринёва для большей достоверности.

На уроке мы должны проанализировать историческую эпоху, чтобы лучше понять поведение Петра и защитников Белогорской крепости, а также понять образ Пугачёва.

- Что мы узнали о Пугачёве на предыдущих уроках? Охарактеризуйте его.

Краткий пересказ VI главы «Пугачёвщина».

Беседа.

- Какое историческое событие легло в основу повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

- Объясните смысл эпиграфа к главе VI?

-Для чего автор вводит в начале повести описание губернии?

- Что мы узнали о Крестьянской войне?

- Каковы причины народного восстания?

- Что мы узнали о Пугачёве?

- Какие события говорят о том, что Пугачёв уже близко подошёл к крепости?

- Что беспокоит Петрушу? Как это характеризует его?

- Как ведёт себя комендант? Его распоряжения?

- Почему Василиса Егоровна решает в трудную минуту быть рядом с мужем?

- Для чего автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем? Каково отношение рассказчика к этому персонажу?

Краткий пересказ VII главы «Приступ».

Беседа.

- Кому из героев принадлежит эпиграф? Как вы его понимаете?

-Что мы узнали о восставших и их предводителе?

- Что помогло мятежникам быстро захватить Белогорскую крепость?

- О чём думает Пётр Гринёв? Как это характеризует его?

- Что вы можете сказать о сценах гибели капитана Миронова, Ивана Игнатьевича, Василисы Егоровны?

- Каким предстаёт в этих сценах Пугачёв?

- Как поступил Швабрин при захвате крепости? Охарактеризуйте его.

- Готов ли Петя Гринёв принять смерть достойно?

-Что помогло Петру сохранить жизнь?

-Как этот эпизод характеризует Пугачёва?

-Как ведёт себя народ? Поддерживает ли он Пугачёва?

Вывод. В VI и VII главах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывается о захвате повстанцами под предводительством Е. Пугачёва Белогорской крепости, о героизме защитников крепости, о предательстве Швабрина. Главные герои столкнулись с нравственным выбором: умереть с честью или купить жизнь изменой. Для коменданта, его жены, Ивана Игнатьевича и Пети Гринёва честь и долг дороже жизни. Швабрин же избрал постыдный путь: он предал своих товарищей, изменил воинской клятве.

Образ Емельяна Пугачёва противоречивый. Пугачёв – предводитель крестьянского восстания. В повести он представлен не злодеем, а живым человеком, которому присущи и жестокость (казнь людей), и справедливость, благородство (сохранение жизни Пете Гринёву). Он казнил тех людей, которые не присягнули ему и обозвали его вором, разбойником и самозванцем. В то же время проявил милость и благородство по отношению к Пете Гринёву, помня его доброту. Кроме того, несмотря на то, что Пугачёв был безграмотным, он представлен человеком незаурядным, умным, талантливым военачальником, поэтому народ верил ему и следовал за ним, считая его народным заступником. «Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника». (М.Цветаева)

Изображая народ, Пушкин показал и лучшие его стороны, и худшие. Русский народ добрый, честный, способный на подвиги. Но тяжёлая и бесправная жизнь подталкивает его на жестокость. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (А.С. Пушкин)

Творческое задание. Работа в группах.

Составление синквейна «Пугачёв».

Рефлексия.

«Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они поднимают карточку в соответствии с настроением в начале и в конце урока.

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: 1 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII.

2 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII. Составить цитатный план.

3 уровень. Подготовить пересказ глав с VII-XII. Написать сочинение-миниатюру «Образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Пугачёв и народ в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
PPTX / 1.95 Мб

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.