12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Илющенко40
Россия


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Гая Оренбургской области












Выступление на тему:

«Работа по формированию

ключевых компетенций »















Подготовила:

учитель – логопед

Илющенко Т.В.









t1707395782aa.gif2024

Слайд 1-2

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования и внедряемые при этом новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали и новых методов обучения. В первую очередь таких, которые бы среди прочего, формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. 

Слайд 3

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Раскроем основные элементы понятия «компетенция»:

 Знания − это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек. 

Навыки − это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность. 

Способность − врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.

Слайд 4

Виды компетентности:

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

жизненные компетенции –это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Слайд 5

Виды ключевых компетенций

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций.

Можно сформулировать следующие их существенные признаки:

ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);

ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств;

ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний, общих (универсальных) умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности.

Ценностно-смысловая ориентация личности:

  • осознание своей роли и предназначения

  • потребность и способность самореализации

  • увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности

Общекультурная компетенция:

      • знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

      • умение рефлектировать личностную систему;

      • толерантность к разным этнокультурам.

Социально-трудовая компетенция:

способность взять на себя ответственность;

проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

Коммуникативная компетенция:

владение технологиями устного и письменного общения,

   включая общение   через Интернет

Информационная компетенция:

 • умение самостоятельно искать, анализировать и   отбирать   необходимую информацию;

 • нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

  • владение информационными технологиями

Компетенция личностного самосовершенствовании:

потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

        • способность к саморазвитию.

Слайд 6

Основная функция учителя -­ логопеда  – изучение процесса использования речи, коррекция устной и письменной речи. Поэтому важная цель учителя - логопеда- это совершенствование коммуникативной компетентности. Эта работа включает в себя развитие таких структурных компонентов, как звуковая сторона речи, экспрессивная и импрессивная стороны речи, грамматический строй речи, а также знание языка, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в группе. Работа по развитию речевой деятельности учащихся проводится по критериям устной речи (умение правильно произносить звуки и слова, пользоваться различными терминами и понятиями, умение составлять простые и сложные предложения, и использовать их в речи, умение грамотно задавать вопросы и отвечать на поставленные, умение выражать свои мысли и др.), и по критериям письменной речи (умение слышать звук и записать его правильной буквой, умение орфографически грамотно записать свои мысли, умение пользоваться средствами художественной выразительности и др.)

Слайд 7

Наиболее распространенные способы формирования речевой грамотности у   учащихся:   работа   со   словарем, разгадывание и составление ребусов, кроссвордов, анаграмм, зашифрованных слов, изографов; выступления перед группой и др.

t1707395782ab.png

      t1707395782ac.pngНо работа не ведется изолированно по становлению или развитию одной компетентности.   Речь   опирается   на   психологическую   базу,  поэтому на содержательном   материале   каждого   занятия   идет   работа над развитием мышления (процессами синтеза и анализа, классификации и сравнения), восприятия и памяти, т.е. работа по развитию  компетентности личностного самосовершенствования.  





Слайд 8

Сама деятельность по развитию речи ученика на логопедических занятиях приводит к устранению пробелов в знаниях, к пониманию учебного материала, к  проявлению интереса к учебе.

Таким образом, идет работа над совершенствованием учебно­-познавательной компетентности учащихся.

t1707395782ad.png      

t1707395782ae.png

Слайд 9

Также на   логопедических занятиях совершенствуются информационная компетентность (развитие умения составлять план, развитие умения выделять главное).

t1707395782af.png





Слайд 10

Ценностно­-смысловая компетентность (развитие умения определить цель своей деятельности,  умения отстаивать свое мнение, умения принимать решения)

 t1707395782ag.png

t1707395782ah.png

Слайд 11

Каждый учитель и родитель хочет, чтобы его дети были успешными. Достичь этого можно разными способами, в том числе и при формировании ключевых компетенций или другими словами при использовании системно-деятельностного подхода. Тогда основной путь формирования компетентности ­ через самостоятельность ученика. Данная самостоятельность формируется на логопедических занятиях в большей степени, чем на школьных уроках.  Повышенный уровень самостоятельности достигается  путем специфики логопедической работы (темп прохождения тем, усложнение учебных задач, иные критерии оценивания работ), и за счет количества учащихся (в группе с дисграфией,   обусловленной   ОНР   до  8  человек, в  группе с  нарушением звукопроизношения – до 3 человек).    

Таким образом, при  осуществлении ключевых компетенций на логопедических занятиях происходит развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся, увеличение уровня самостоятельности работ творческого  характера,  усиление практической направленности  школьного обучения, что максимально повышает личностные и  метапредметные результаты учащихся с речевыми недоразвитиями.

Литература:

1. Богданов   И.   и   др.   «Психология   и   педагогика.   Методические рекомендации» М., УМО, 2003.  

2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся», М., 1999

3. Кукушина   В.С.,   М.,   “Логопедия   в   школе:   Практический   опыт” «МарТ», 2005.

4.Меттус Е.В. и др. «Логопедические занятия со школьниками». СПб., «КАРО», 2006.

5.Милостивенко А.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб. 1995.

6. Машарова   Т.В.     технологий в образовании»  ВГПУ, Киров, 2001.  

7. .   «Использование   личностно­ориентированных   Никольская   И.   Л.,    

8. Тигранова   Л.И.     «Гимнастика   для   ума»   М., Просвещение, 1997.

9. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» курс РПС, М., Росткнига, 2010.


9


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.