12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья99

Разработка индивидуальных рекомендаций по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии.



1. Методы обучения и воспитания


Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.

Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.

Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология).

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. Он выделяет три группы методов.

I группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:

• словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний);

• индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

• репродуктивные и проблемно поисковые (развитие мышления);

• самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа – методы стимулирования и контроля.

III группа – методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

• коммуникативный;

• познавательный;

• преобразовательный;

• систематизирующий;

• контрольный.

Недостатки развития познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии в образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью.

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения.

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми

По способу передачи информации выделяют три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации:

– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);

– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);

– условно символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны,

особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

2. Словесные методы:

– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;

– беседа – это диалог учителя и ученика;

– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

3. Практические методы:

– упражнения (устные и письменные);

– продуктивная деятельность;

– опытно экспериментальная деятельность.

– элементы программированного обучения.

В связи с отклонениями в развитии у обучающихся сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.

Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.

Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей.

В педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии имеют специфику в применении.

Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, таких как санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически действенные методы игра, воспитывающие ситуации, применяются в сочетании с различными информационными методами.

Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни. Следует подчеркнуть, что для детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет – непререкаемым и неоспоримым.

Побудительно оценочные методы (поощрение, наказание) также реализуются в практически действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка – их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) – абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) – только словесное поощрение.

Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог должен всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор. Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.

Педагог никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.


2. Средства обучения детей с отклонениями в развитии

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств. Поэтому необходимо применение специфических средств обучения и воспитания.

Средства обучения детей с отклонениями должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся.

Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. К речи учителя  предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог должен обладать высокой культурой речи.

Широкое распространение в образования получило использование музыкальных средств воспитания. Во всех типах образовательных учреждений как в учебное, так и во внеучебное время существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на использовании разнообразных музыкальных средств.

Изобразительные средства выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира.

Ручной труд как вид декоративно прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас.

Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.

Театрализованно-игровая деятельность. Основной язык театрального искусства – действие, основные признаки – диалог и игра. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память).

Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде.

Достаточно широкое использование в системе образования получили технические средства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей.

В ходе организации образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, мультимедийные средства и др.

Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры, используются с целью активизации процесса восприятия учащимися учебного материала.

Компьютерные средства можно использовать для более эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранному языку.


3. Осуществление коррекционной направленности образовательного процесса

Обучаясь в массовом образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются: контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде сверстников.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе осуществляется по программам, которые учитывают коррекционную направленность педагогического процесса.

Коррекция имеющихся у детей отклонений ведется параллельно с обучением. На разных уровнях создания условий интегрированного образования детей с особыми нуждами выделяются ведущие роли специалистов и содержание деятельности.

На уровне класса ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Категория детей с отклонениями в развитии достаточно специфична и требует в ходе обучения реализации принципов индивидуально-дифференцированного подхода с учетом типологических особенностей развития учащихся с особыми нуждами.

Педагогам массовых школ необходимо пересмотреть основные положения методики преподавания, овладеть приемами коррекционной учебно-воспитательной работы, изучить специфику обучения учащихся с отклонениями в развитии.

С целью коррекции недостатков развития, обеспечения освоения образовательных программ с детьми, имеющими отклонения в развитии, организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности. Они включаются в сетку занятий и проводятся специалистами ОУ (или муниципальной психологической службы) в соответствии с видом нарушений развития детей (учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, сурдопедагогом, тифлопедагогом и т. д.).


4. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения

При составлении программы важной задачей педагогов является выбор из всего перечня недостаточно сформированных (нарушенных) психических функций и предпосылок учебной деятельности наиболее актуальных для успешного усвоения общеобразовательной программы на данном этапе обучения. Из возможных вариантов формулировки направлений коррекционно-развивающей работы выделяют не более четырех и определяют формы и методы работы педагогов в рамках этих направлений.

Так, в качестве основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР, речевые нарушения, зрительную патологию, легкую степень умственной отсталости, могут быть выделены следующие:

Развитие зрительного восприятия, анализа, синтеза;

Развитие внимания;

Развитие памяти;

Развитие мышления;

Развитие зрительно-моторных координаций;

Развитие пространственной ориентировки;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.


Реализация этих направлений работы может осуществляться на таких этапах урока, как:

«Минутка чистописания»;

Знакомство с темой урока;

Закрепление пройденного материала;

Словарная работа;

Индивидуальная работа по карточкам;

Динамическая пауза.


Методы и приемы коррекции нарушений у детей с особыми нуждами, которые могут использоваться учителями на уроках:




Дисциплины

Методы и приемы коррекции

Основные предметы

Графические и зрительные диктанты;

Рисование орнаментов;

Штриховка в различных направлениях;

Работа со зрительно-двигательными тренажерами;

Работа с планом, схемой;

Работа с незаконченными изображениями, восстановление по неполному изображению целого.

Изо Технология

Нахождение сходства и отличий предметов, явлений, событий;

Работа с бумагой, ножницами, пластилином (вырезание,

оригами, аппликация, танграм).

Физкультура, Физминутки на уроках

Развитие пространственной ориентировки;

Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для развития ориентации в схеме собственного тела.


5. Приемы работы с детьми, имеющими нарушения развития, на уроках


С целью развития зрительного восприятия и внимания

детей учителем могут быть использованы следующие виды заданий:


1) Вы узнаете букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, выполнив задание:

-скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания – она встречается чаще других ;

-найдите букву, которая встречается в каждой строке .


t1586625279aa.png







2) Вы узнаете тему урока (новый термин, буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания), если прочитаете «спрятанное» слово (буквы).

t1586625279ab.png






3) Вы узнаете словарное слово (слово, которое мы будем разбирать по составу), если поставите буквы в порядке увеличения количества точек (Медведь).


t1586625279ac.png







4) Вы узнаете словарное слово, если поставите буквы в порядке увеличения высоты столбцов. (Корова)


t1586625279ad.png


5) Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Берёза)

t1586625279ae.gif

6) Дайте определение понятиям: I вариант – термин красного цвета, II вариант – термин голубого цвета (Слагаемое, сумма).

t1586625279af.gif

7) Зашифруйте двухзначные числа. Какое число встретилось чаще других? (15)


31 17 78 20 21 17 34 15 7 15 72 15 28 20

t1586625279ag.gif

t1586625279ah.gif15



8) Вы узнаете опорное слово для составления предложения (новый термин, тему урока, название стихотворения, название города, и т. д. ), если соедините буквы в порядке, указанном стрелками. (Мороз)



t1586625279ai.gif


р

о



з


9) Найди и обведи названия предметы мебели. Или просто найди слова.


t1586625279aj.jpg

t1586625279ak.png

t1586625279al.png


С целью развития логического мышления учащихся учителем могут быть использованы следующие виды заданий:


1) Прочитайте слова, написанные в квадрате. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания – она встречается в каждом слове. Какая это буква? Сколько раз она встречается? (Б).


Б О

О

Р

Т

З

У

Б

Р

О

Б

О

З

Б

О

Б

Р


2) Определите «лишнее» слово в каждой строке. Что объединяет остальные три слова?

t1586625279am.gif


3) Зашифруйте слова, самостоятельно определив принцип шифровки.

(Здесь в первой строке нужно определить части речи: вода – существительное (С), читать – глагол (Г), публика – существительное (С), черный – прилагательное (П). Во второй строке шифр основан на количестве слогов и букв в словах (клубника – 3 / 8)).



Вода

читать

публика черный

С

Г

? ?


Снег


погода


клубника

¼

3/6

?


t1586625279an.gif









4) Составьте несколько слов из букв (это могут быть любые термины, названия, словарные слова, опорные слова для составления предложений, слова для анализа и т. д.).


t1586625279ao.gif

5) Разгадай ребусы при работе с числом 100.


t1586625279ap.png

6) Логические задачи, связанные с жизненным опытом ребенка.

1. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? Ответ: одно яблоко
2. Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел. Ответ: Сто (100) и миллион (1000000)
3. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Ответ: Все месяцы
4. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла двести метров. Как ей это удалось? Ответ: Её веревка не была ни к чему привязана
5. Что можно видеть с закрытыми глазами? Ответ: Сны
6. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? Ответ: Переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)
7. Есть дорога, по которой может проехать только одна машина. По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору. Как им разъехаться? Ответ: Они обе едут вниз.
8. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда...) Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
9. Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»? Ответ: Желток обычно жёлтый
10. Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца? Ответ: Да, в подводной лодке
11. На столе в ряд стоят 6 стаканов. Первые три пустые, а последние три наполнены водой. Как сделать так, чтобы пустые стаканы и полные чередовались между собой, если касаться можно только одного стакана (толкать стакан стаканом нельзя)? Ответ: Взять пятый стакан, перелить его содержимое во второй и поставить стакан на место.
12. Из какой посуды нельзя ничего поесть? Ответ: Из пустой
13. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? Ответ: Двое
14. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? Ответ: Положить ее на угол стола
15. На какой вопрос нельзя ответить «да»? Ответ: Ты спишь?



С целью развития внимания, смекалки и скорости мышления учителем могут быть использованы следующие виды заданий:


1) Прочитай слово, выполни действия. Зашифровать можно словарные слова или понятия.

t1586625279aq.jpg

2) В конверте разрезаны названия животных, какие животные получились?

t1586625279ar.png

3) Математический кроссворд.

t1586625279as.jpg



4) Отгадай имя щенка.

t1586625279at.png

5) Задания на скорость и внимание. Заполни клетки.

t1586625279au.pngt1586625279av.jpg


6) Расположи картинки разными способами.

t1586625279aw.png

7) Графический диктант. Можно зашифровать картинки словарных слов.

t1586625279ax.png







Способы поддержания и развития послепроизвольного внимания учащихся


Использование памяток;

Использование опорных схем;

Создание проблемных ситуаций.



Пt1586625279ay.png амятки используются на каждом уроке при решении тренировочных задач. Они выдаются при выполнении самостоятельной работы тем учащимся, которые без них испытывают затруднения. Так, при фонетическом разборе используют следующие памятки


t1586625279az.jpg











Опорные схемы и заготовки. Например, при работе над сочинением можно раздать такую схему.

ОПОРНАЯ СХЕМА

ОПИСАНИЕ ПЕЙЗАЖА, ИЗОБРАЖЁННОГО НА КАРТИНЕ


Ключевые слова-синонимы

Художник = живописец, пейзажист, автор полотна.

Картина = холст, полотно, произведение, пейзаж.

Цветовое решение = палитра, колорит, тона, цветовая гамма.

Пространство = ландшафт, уголок, местечко, местность.

1. Вступление.

Симпатично ли вам изображённое на картине? Хочется ли оказаться в подобном месте и ситуации? Вспоминается ли что-то приятное при любовании пейзажем?

Я смотрю на картину (название, художник), и мне кажется, что…

Я рассматриваю пейзаж (название, художник), и мне хочется…

Местечко, изображённое на картине, производит впечатление…

2. Определение темы и основной мысли.

Что изображено на картине? Какую мысль художник выразил на холсте?

На картине (название) художник изобразил…

На полотне (название, фамилия художника) мы видим…

Пейзаж наводит на мысль о…

По замыслу художника, пейзаж передаёт…

3. Цветовое решение картины.

Каково общее цветовое впечатление? Какое время суток запечатлел художник? Какова освещённость? Как можно описать тени?

Пейзаж выдержан в… тонах, поэтому, когда смотришь на полотно, возникает чувство…

колорит пейзажа рождает чувство…

Используя… тона, художник создаёт впечатление…

палитра позволяет передать настроение…

Пейзажист использует… поэтому возникает ощущение…

Лексика, помогающая описать цвет и свет.

1) Спокойная палитра, сдержанный колорит, приглушённые тона, тёмные тона, яркие цвета, насыщенная палитра, богатая, пёстрая цветовая гамма.

2) Утро, день, полдень, вечер, ночь, сумерки.

3) Солнечный, ясный, прозрачный, пасмурный, сумрачный, лунный, туманный.

Лексика для описания настроения.

Умиротворённое, радостное, весёлое, светлой грусти, оживления, загадочности, внезапной радости, тихой радости, ликования, тягостное, сумрачное; ощущение праздника.

4. Что и как именно изображено?

На каких объектах живой и неживой природы остановил художник свой взгляд? Какие из них центральные? Какие являются деталями? Как один объект связан с другим?




































Приёмы создания проблемной ситуации

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации






С удивлением


Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить противоречивые факты, теории

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием


Между житейским представлением учеников и научным фактом

а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией




С затруднением



Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено



Комплекс упражнений для глаз





Исходное

Описание упражнений

Методические рекомендации

1

Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке мяч.

Правую выпрямленную руку перевести влево, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение, следить

глазами за мячом.

Выполнять медленно, не повора- чивая головы. Движение глаз в стороны. Проделать 6-8 раз.

2

Лежа на спине, мяч в вытянутых и опущенных руках.

Поднять руки вверх и опустить вниз. Глаза следят за мячом.

Сочетать дыхание. Максимальная амплитуда движения глаз, повторить 6-8 раз.

3

То же (мяч в одной руке).

Попеременные круговые движения руки с мячом во фронтальной плоскости, следить глазами за мячом.

Движения выполнять по часовой стрелке и обратно. Ритмично, в спокойном темпе, повторить 5-6 раз.

4

Лежа на спине, смотреть прямо.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 сек.

Число зажмуриваний постепенно увеличивать, доведя их до 8.

5

То же.

Посмотреть вправо вверх, влево вниз; вернуться в исходное положение.

Выполнять в медленном и среднем темпе. Дыхание не задерживать. Повторить 5-6 раз.

6

То же.

Посмотреть влево вверх, вправо вниз; вернуться в исходное положение.

То же.

7

Стоя у гимна- стической стенки.

Посмотреть на кончик носа (можно приложить палец к носу и смотреть на него). Вернуться в

и. п.

Выполнять в медленном темпе, следить за осанкой. Повторить 5- 6 раз.


8

Лежа на спине.

Тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко. Спустя 1- 2 сек. убрать пальцы.

Болезненных ощущений быть не должно. Проделать 5-6 раз.

9

То же.

Моргать в течение 1-2 минут.

Темп быстрый.

10

То же.

При закрытых веках поднять глаза кверху, опустить книзу, по- вернуть вправо, затем влево.

Дыхание не задерживать, при возможности с

максимальной амплитудой, проделать 5-6 раз.

11

Стоя у стены, руками взяться за рейку на уровне бедер, ноги врозь, смотреть перед

собой.

Посмотреть на правый носок ноги, влево вверх, затем на левый носок ноги, вправо вверх, вернуться в исходное положение.

Амплитуда движений глаз мак- симальная, голову держать прямо, дыхание не задерживать, повторить 5-6 раз.

12

Стоя у окна. Расстояние от глаз (в очках) до метки (разм. 3-5 мм.) на оконном стекле –

35 см. вдали на уровне глаз наметить предмет фиксации.

Переводить глаза с метки на оконном стекле на предмет фиксации вдали и наоборот.

Начинать выполнять упражнение в течение трех минут;

Через 3 дня – 5 мин.;

Еще через 3 дня – 10 мин. Выполнять медленно, стараться четко видеть предмет.


Упражнения, рекомендуемые для использования на динамических паузах


Упражнения, способствующие снятию общего утомления


1. Посмотрите – ка, у нас

Самый дружный в школе класс.

Мальчики здесь? (встают на слове «здесь»)

Девочки здесь? (встают на слове «здесь»)



2. (Может быть использовано в начале урока)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, грифель и тетрадки.



3. (Может быть использовано в конце урока)

Скоро прозвенит звонок.

Собери в портфель, дружок,

Аккуратно, по порядку

Книгу, грифель и тетрадку.



4. Вот помощники мои

Их как хочешь поверни

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать захотели.



5. Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.



6. Можешь пальцы посчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев, пара рук –

Разве мало это, друг!

Десять пальцев, пара рук –

Вот твоё богатство, друг!



7. Прыгают лягушки

И кричат друг дружке:

«Квак-квак! Прыгай так!

По болоту ходят так

«Квак-квак! И вот так!

И вот так! Чвак-чвак!

Чвак-чвак!»

Журавлиные ноги длинные



8. Мы в строю шагаем браво,

Все науки познаём

Шаг налево и направо,

И, конечно, же кругом.

Это правая рука, это левая рука.

Ох, наука нелегка.

Это правая нога, это левая нога.

Ох, наука нелегка.



9. А теперь мы все ребятки,

Будем быстрые лошадки.

На арене выступаем,

Бег галопом исполняем.

Выше, выше, выше, выше,

А теперь все тише, тише.

Переходим на ходьбу.

Прекращаем мы игру.

Сядем тихо, будто мышки,

Все девчонки и мальчишки.

Присмирела детвора,

Им работать всем пора.



10. Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть (хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.


11. Первоклассников отряд

Заниматься спортом рад.

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, руки шире.

Сели, встали, сели, встали,

И нисколько не устали.




12. Нет, не ветер, чудо ветер,

И не лес шумит вокруг.

Это просто переменка

Для уставших наших рук

Каждый пальчик поплясал

И с себя усталость снял.



13. Мы работаем отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, вместе пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули! (все хором)


14. На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев:

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Чтобы их же сосчитать,

Раз, два, три, четыре, пять.


15. Один, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко –легко подышим.


16. Один, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.


17. Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.


18. Ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревце всё выше, выше.


19. Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.


20. Лебеди летят, крыльями шумят.

Прогнувшись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.


21. Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.


22. Чтоб совсем, совсем прогнуться,

Надо очень подтянуться.

Руки вверх, руки вниз,

Не спеши, не торопись.


23. Руки в боки, ноги вместе

На пенёк решили сесть мы.

Нет пенька, ну ничего,

Мы придумаем его.


24. Раз, два, шли утята.

Три, четыре – шли домой.

Вслед за ними мчался пятый,

Впереди бежал шестой.

А седьмой совсем отстал,

Испугался, запищал.

Где вы, где вы? – Не пищи,

Мы тут рядом – поищи.



25. Жук проснулся, встрепенулся,

Потянулся, и опять встрепенулся.

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

По дорожке пробежал,

Расправил крылья и пропал.


26. А наши – то ребятки

На нашей физзарядке

Все делают как нужно,

Шагают очень дружно.

И разогнуться

Умеют все ребятки.

С носочков встать на пятки,

Вздохнуть и потянуться,

Присесть.


27. На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся

Ноги вместе, ноги врозь,

Ноги прямо, ноги вкось.


28. На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Вам, друзья, - физкультпривет!


Упражнения, способствующие снятию моторной напряжённости мышц рук и развивающие гибкость и подвижность пальцев


1. (Руки лежат ладонями вниз, пальцы сдвигаются и раздвигаются.)

Посмотри: моя ладошка,

Как весёлая гармошка.

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.


2. (Ладони расходятся, пальчики поочерёдно «нажимают» на кнопки.)

Я ладошки раздвигаю.

Я на кнопки нажимаю.

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Я играю, посмотри.


3. (Дети поочерёдно нажимают каждым пальцем на соответствующий кружок – кружков несколько)

Раз кружок, два кружок,

Раз шажок, два шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.


4. Раз, два, три, четыре, пять,

Ходят пальчики опять.

От мизинца до большого,

А потом к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять-

Пальцы будут отдыхать.


5. (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица, кисть опущена (пальцы – «ветки»), пальцы правой руки собраны в щепотку – «снимают» ягоды.)

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко.

Я попробую немножко,

Я поем ещё чуть – чуть,

Легче будет к дому путь.


6. Пальчики в футбол играют,

Все друг друга обгоняют.

Все бегом, вприпрыжку, вскачь,

Все хотят ударить в мяч.

Каждый забивает гол.

Хорошо играть в футбол!


7. Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмём,

Снова кулачки сожмём.


8. Словно в бутончик собрал лепестки

( В горстку собрали пальцы левой руки)

Солнце свои посылает лучи

(Пальцы раскрыты на левой руке)

Утром под солнцем цветы раскрываются.

(Пальцы на правой руке распрямляются)

Солнышко село и сумрак сгустился

И до утра мой цветочек закрылся.

(Пальцы опять собираются в горстку)


9. Пальчик за пальчик,

Крючок за крючок.

И вот получился из ручек замок.

Но вот постучался тихонечко кто- то.

Смотрите – открыты для гостя ворота.

Через канавку построим мы мостик,

Чтобы легко проходить было гостю.


10. Эта ручка – мышка,

Эта ручка – кошка.

В кошки – мышки поиграть

Можем мы немножко.


11. Из пальцев, дружок,

Сложи теремок.

Вот это – ворота,

Вот – это – замок.


12. Пять маленьких мышек

забрались в кладовку.

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

На сыр забирается

Первая мышка.

В сметану ныряет

Вторая малышка.

А третья с тарелки

Все масло слизала.

Четвертая – в миску

С крупою попала.

А пятая мышка

Медком угощается.

Все сыты, довольны.

Вдруг…Кот просыпается.

«Бежим! –

Пропищала подружкам малышка.

И спрятались в норку проказницы – мышки.


13. – Где твой палец большой?

- У меня за спиной. (Показывает из-за спины)

А где твой указательный?

Посмотри внимательно.

А где средний твой палец?

Вот какой он красавец.

А где твой безымянный?

Вот с кольцом оловянным.

А мизинчик – малышка?

Вот он, младший братишка.


14. Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую. Кисти рук лежат на краю стола. Ладонями ученик проводит по ребру стола так, чтобы вся ладонь последовательно промассировалась.


15. Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки несколько раз постучать по кулаку левой руки и наоборот.


16. Прокатывание карандаша между ладонями. А затем между ладонями и пальцами обеих рук.


17. «До свидания» Кистями рук поочерёдно или вместе делаются взмахи, соответствующие жесту прощания.


18. «К нам, к нам» Пальцами рук делаются жесты, соответствующие приглашению приблизиться.


19. «Червячки шевелятся». Локти лежат на столе, в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук. Пальцы слегка отрываются от поверхности стола и быстро опускаются.


20. «Брызги воды». Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображаются движения, имитирующие стряхивания с рук воды.


21. «Дождик идет». Подушечки пальцев или ноготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.

22. «Игра на пианино». Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движения, имитирующие удары по клавишам пианино.


23. «Деревья шумят листочками». Руки подняты вверх, пальцы расслаблены. Производятся лёгкие повороты кистей рук и одновременное покачивание ими то влево, то вправо.


24. «Вывернуть лампочку». Имитация соответствующего движения


25. «Закрутить кран с водой». Имитация соответствующего движения





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.