12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Буракова Елена Владимировна1527
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нягань
7

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Создание предметно-развивающей и игровой среды для приобщения дошкольников к математике в условиях семьи»

Родительское собрание в старшей группе детского сада

«Создание предметно-развивающей и игровой среды для приобщения дошкольников к математике в условиях семьи»



Цель и задачи собрания:

Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников.

Оказать педагогическую информационную и практическую помощь в развитии элементарных математических представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития.

Установить тесный контакт детского сада и семьи в вопросах познавательного развития ребенка.

План

1.Вступительная часть. Игра «Мягкие цифры» (с желтым кубиком).

2.Презентация с высказываниями детей «Для чего нужна математика?».

3.Презентация доклад «Развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и условиях семьи».

4.Занимательная математика игра «Геоконт», с использованием развивающей игровой технологии В.Воскобовича.

5.Сообщение родителей из личного опыта «Как мы играем в математику дома?»

6.Экскурсия в уголок математики «Знайка». Выставка игр по математике.

7.Фотоколлаж «Математические игры наших детей в уголке математики.

8.Заключительная часть. Рефлексия. «Ось координат».

Консультация для родителей «Как сформировать познавательный интерес

к математике у дошкольников в семье?»





Оборудование

Презентация. Дидактические игры, развивающий материал, наглядные пособия, кубик мягкий. Карточки высказывания известных математиков.

Консультация для родителей. Видеоматериал. Для рефлексии родителям предлагается - ось координат:(оценка по содержанию, оценка по организации).

Предварительная работа

Подбор познавательной литературы по математике;

Съёмка видеоматериала ответов детей на вопрос: «Что такое математика?»,

игра «Геоконт», задание на доске, оформление математического уголка «Знайка», выставка игр по математике, фотоколлаж игр детей.



Ход собрания

1.Вступительная часть. Игра «Мягкие цифры» (с желтым кубиком).

Педагог: Добрый вечер уважаемые родители!

Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Приятно, что Вы выбрали время и пришли к нам, дорогие наши помощники и единомышленники. Мы уверенны, что Вы интересуетесь вопросами математического развития своего ребёнка.

Сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Мягкие цифры», и ответить на вопрос «Что такое математика?». Пока играет музыка, кубик передается из рук в руки, как только музыка закончилась – у кого кубик, тот и отвечает на вопрос.

Родители вместе с педагогом играют в игру стоя в кругу.

Мы задали этот же вопрос нашим ребятам, давайте послушаем, что они ответили.

2.Презентация с высказываниями детей «Для чего нужна математика?».

t1638101125aa.png

Что же о математике говорили всемирно известные мыслители. Перед вами лежат карточки, возьмите и прочитайте их вслух. (родитель читает предложенное высказывание)

Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению. (В. Каверин)

Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них. ( Р. Бэкон)

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)


Сегодня я предлагаю обсудить вопросы развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и условиях семьи.


3.Презентация доклад «Развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и условиях семьи».

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов.

Математика — уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти; речи; воображения, внимания, мелкой моторики рук; формированию настойчивости, терпения, творческих способностей ребёнка.

К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому важно прививать интерес к математике ещё в дошкольные годы.

Ознакомление детей с математикой в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Показателем успешности старшего дошкольника освоения программы по математике в детском саду служит ожидаемый образовательный результат на конец года:

-Ребенок уверенно считает (отсчитывать) в пределах 10.

-Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

-Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

-Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщи проверять точность определений путем наложения или приложения.

-Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

-Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

-Знает некоторые характерные особенности знакомых геометриче­ских фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сто­рон).

-Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене ча­стей суток.

-Называет текущий день недели.

-Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, между, рядом с, около и пр.).

-Устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определяет, какой день сегод­ня, какой был вчера, какой будет завтра.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только в непрерывной образовательной деятельности по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите Вы, родители ребенка. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное-это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия с ребенком проводите в увлекательной игровой форме. Начните с предложения к ребёнку: «Поиграем?»

4. Занимательная математика игра «Геоконт», с использованием развивающей игровой технологии В.Воскобовича.

Уважаемые родители я подготовила консультацию «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников?», в которой прописано, в какие игры можно играть с ребёнком по развитию математических представлений дома.

А на родительском собрании я познакомлю Вас с развивающей игровой технологией В.В.Воскобовича игрой «Геоконт».

 Название игры Геоконт образовано от словосочетания «Геометрический контур».

Конструктор Геоконт представляет собой дощечку из фанеры на эту дощечку наклеена пленка с координатами и закреплены 33 гвоздика из пластмассы разных цветов.В.В.Воскобович, автор этого пособия использовал в конструкторе законы оптики,говорящие о том, что белый цвет состоит из 7 цветов.Лучик белого цвета попадая на центральный черный гвоздик распадается на 7цветов радуги.

Лучи имеют буквенное обозначение в соответствии с цветом.В игре есть разноцветные резиночки, альбом «Сделай по схеме», книжка со сказкой. В гости к ребятам приходят герои Малыш Гео, ворон Метр, паук Юк, паучата.

Игра знакомит детей не только с цветами радуги, но и системой координат.Каждый луч обозначен буквой «Б»-белый, «О»-оранжевый; каждый гвоздик в луче имеет номер1,2,3,4. Значит каждому гвоздику можно дать имя. Например: «О-3»; «С-1».

Разноцветные резиночки –это волшебные паутинки, подаренные пауком Юком.



t1638101125ab.pngt1638101125ac.png






С детьми мы читаем сказку и знакомимся с геометрическими понятиями:точка,отрезок,прямая,кривая,углы,геометрические фигуры.С резинками –паутинками мы проводим различные игры.Например:превращаем геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам;достраиваем симметричную половинку какой – нибудь фигуре;можно собрать узоры по образцам в альбомчике;можно действовать по придуманному самим алгоритму,говорите ребенку имена гвоздиков,на которые следует одеть резиночки,а он создает узор,и демонстрирует.Если ребенок хочет зарисовать полученный узор ,он может воспользоваться игрой «Геовизор».

Родители! давайте попробуем поиграть. Родители с детьми или самостоятельно выполняют задание: Ф4,Б4,З4,Г4.Получился прямоугольник.

Воспитатель предлагает отгадать загадку: Крыльев нет,

но это птица,

полетит-и прилунится…
выполнение родителями задания на слух: Б4,К2,О2,Ж3,Ж1,З2,Г1,Г3,С2,Ф2.Воспитатель просит посмотреть на доску и сравнить с полученным результатом у родителей.

Все справились молодцы!


t1638101125ad.jpgt1638101125ae.jpgt1638101125af.jpg

t1638101125ag.jpg


5.Предлагаю вашему вниманию сообщение из личного опыта «Как мы играем в математику дома?» родителей Холодник , Валиуллиных, Гаджиевых

План сообщения:

1.Какие есть игры на развитие математических способностей?

2.Кто играет с детьми дома?

3.Чему научился ребенок, играя в эти игры?

Спасибо большое за выступление!


6 . Экскурсия для родителей в уголок математики «Знайка». Выставка игр по математике.

t1638101125ah.pngt1638101125ai.jpgt1638101125aj.jpgt1638101125ak.jpg


7. Фотоколлаж видео «Математические игры наших детей в уголке математики.


8.Заключительная часть. Рефлексия «Ось координат».

Воспитатель: Уважаемые родители, просим вас выразить своё отношение к организации и содержанию родительского собрания, эффективности предложенной информации для Вас с помощью оси координат вертикальная –это оценка по содержанию, горизонтальная –это оценка по организации собрания (родители рисуют диагональ в той части оси координат в зависимости от полезности информации ).

Оценка:

Если Вам понравилась, было интересно, предоставлена была полезная информация, ось координат в верхнем правом углу.

Если вам понравилось собрание, вам было интересно, но остались вопросы, ось координат в верхнем левом углу.

Если вам не понравилось собрание, вам было не интересно, предоставлена бесполезная информация, ось координат в нижнем левом углу.

Если вам не понравилась информация, чем понравилась, нет вопросов ось координат в нижнем правом углу.


t1638101125al.jpg

t1638101125am.jpg

Воспитатели также принимает участие в рефлексии само оценивая свою работу (как прошло собрание, достиг ли он поставленных целей по результатам проведенного собрания).

Решение родительского собрания

Воспитатель: Уважаемые родители хочу прочитать решение родительского собрания «Создание предметно-развивающей и игровой среды для приобщения дошкольников к математике в условиях семьи»:

1. Продолжать осуществлять совместную работу детского сада и семьи по формированию у детей элементарных математических представлений.

2. Оказать помощь воспитателям по реализации проекта «Математика вокруг нас» совместно с детьми и родителями: (изготовление дидактических игр, лепбука и пособий).

Воспитатель: Кто за данное решение прошу голосовать. Родители проголосовали единогласно.

Воспитатель: В заключении хочется сказать: «Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что Вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир математики вместе с вашим ребёнком!»

Воспитатель: Спасибо за внимание!



Консультация для родителей

«Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников?»


«Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов

Родители часто задают вопрос: «Как сформировать познавательный интерес к математике у детей дошкольного возраста?»

Математика — уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти; речи; воображения, внимания, мелкой моторики рук; формированию настойчивости, терпения, творческих способностей ребёнка. Поэтому необходимо прививать интерес к математике ещё в дошкольные годы.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Дети на каждом шагу сталкиваются с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, сравнивать количество предметов, считать не только цифры, но и деньги, определять время.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Но знания его будут прочнее, если знания закреплять и дома. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно.

Выполнение заданий должно начинаться с предложения к ребёнку: «Поиграем?»

  Игры с конструктором. Лего, металлический и другие виды конструкторов помогут пробудить интерес малыша к геометрии и физике, когда малыш сооружает из отдельных мелких деталей сложные объемные абстракции.
 
Оригами. Также полезное увлечение, чтобы развить математические наклонности у детей. К примеру, с помощью оригами можно легко разделить угол на три части одинаковой величины, не прибегая к использованию транспортира.
Стратегические настольные игры. Многие взрослые считают, что настольные игры вроде шашек, шахмат , развивают у ребенка аналитическое мышление. Поэтому можно устраивать по вечерам семейные состязания или записать ребёнка в шахматный кружок. 

Конечно, в настоящее время существует масса обучающих программ на компьютере, но к ним нужно отнестись с осторожностью. Учитывайте возраст детей и время занятий, содержание игр.

 Логические задачи. Старайтесь занимать ум ребенка интересными заданиями, напрямую не связанными с точными подсчетами. Подобные задачки развивают смекалку и пробуждают фантазию крохи.
  Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д Покажите ребенку, насколько полезной и практичной может оказаться математика в быту, используя простые примеры. Отличной идеей будет просьба разделить пиццу на всех членов семьи или посчитать, сколько кусков получится, если разрезать блюдо пополам три раза. Главное в этом случае – наглядность: все подсчеты можно легко проверить. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите у ребёнка, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.
«Сосчитай фигуры». Ребенку предлагается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов. Спросите у детей чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4). В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки, провести опыты с водой, льдом, крупами.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья «Покажи, какое дерево самое высокое(толстое), а какое самое низкое» (тонкое)?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Сколько этажей в этом доме?»

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказку, просматривая мультфильм, если встречаются числительные ,просите ребёнка отложить столько счётных палочек ,сколько например было героев в сказке. Спросите у ребёнка: «Сколько в сказке было з верей ,кого больше, кого –меньше, кого одинаковое количество?». Помогайте ребёнку придумывать сказки с числительными. Очень полезно для развития математических способностей сравнивать картинки ,где есть похожее и отличное в изображении«Что перепутал художник?», «Найди 5 отличий».

t1638101125ap.jpgСамыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. «Логические блоки З.Дьенеша» – венгерского математика и психолога помогают решить много задач по развитию математических представлений у дошкольников.

Дети знакомятся с цифрами повсюду. Родители обращайте внимание детей на цифры, которые окружают нас в

по вседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате в календаре, в рекламной газете, телефоне, на страницах в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра, выучить номер телефона.

Стихи Маршака о цифрах помогут их быстрее запомнить. Отличные стихи о цифрах «Весёлый счёт» сочинил ещё в 1968 г. С.Я. Маршак. Их вполне можно применять и сегодня. Например, «Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею». Или: «Цифра шесть — дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек». При желании можно придумать в «соавторстве» с ребёнком свои оригинальные ассоциации. Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки», «Лото», «Веера цифр».

Логические игры загадки, шуточные задачи, математические загадки, лабиринты, ребусы, кроссворды, шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора.

Примеры шуточных задач:

- 2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль?

-Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг. Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах?

-Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты?

Занимательные вопросы. Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то.

-Сколько ушей у трёх мышей? Или -Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - М. А. так говорил педагог Сухомлинский. Для лучшей моторики пальцев рук детей предложите им пластилин, раскраски, прописи с заданиями по обведению контуров, написание графического диктанта. Помимо этого, крайне важно научить детей ориентироваться на листе бумаги. Они должны разбираться в категориях: верх, низ, правая и левая стороны. С этой целью проводят математические диктанты на листе в клетку. Например, поставь точку, от неё начерти две клетки вправо, затем три вниз, две вправо, четыре вверх, по диагонали в верхний правый угол одна клеточка и т.д. В итоге получается задуманная картинка. У ребёнка восторг, удивление! Дети на слух воспринимают инструкцию и выполняют её. В другой раз уже ребёнок может диктовать вам, вы будете выполнять. Заведите для ребёнка тетрадь в крупную клеточку и не забывайте пополнять её новыми заданиями графического диктанта.

​​​​​​​ Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Используются такие модели, как: палочки Кюизенера. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Дети старшего возраста легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет.
Обратите внимание детей на
часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с
деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).
Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете.

Открывайте мир вместе с вашим ребёнком!


Опубликовано


Комментарии (2)

Сорокина Светлана Валерьевна, 29.11.21 в 08:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за распространение опыта работы! С удовольствием прочитала публикацию!
Буракова Елена Владимировна, 29.11.21 в 17:06 0Ответить Пожаловаться
Я очень рада Вашей оценке моего труда. С уважением Елена Владимировна
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.