12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иваненко Ирина Сергеевна165
Россия, Донецкая Народная Респ., с. Стародубовка

Тема: «Роль описания природы в произведении И.Тургенева «Бежин луг».

Тип урока: урок-путешествие

Цели: определить взаимосвязь человека и природы в рассказе; усилить роль пейзажа, рассмотреть создание картин природы и их роль в произведении.

Задачи данного урока:

- образовательные – способствовать интересу к писателю и его произведениям, формирование умений анализировать текст, его идею, проблематику, раскрыть роль описания природы в тексте, подчеркнуть важность этого художественного элемента;

- развивающие – повысить мыслительную деятельности учеников, развить коммуникации и аргументации, утвердить творческие способности;

- воспитательные – формировать мотивацию учащихся к образовательному процессу, поддержать качества характера, такие как: доброта, дружба, чувство юмора.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: презентация к уроку, репродукции картин известных художников, иллюстрации учащихся к произведению, раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный момент (Приветствие).

Актуализация знаний.

- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите свое село? Почему?

- Я приглашаю вас послушать стихотворение, которое называется – «Донбасский край»


 

Шуршит дорога под колесами,

Бегут деревья за окном,

На небе пёрышки белёсые –

Мне хорошо в краю родном.


 

Курганы шапками зелеными

И терриконов череда,

Да перелесков стайки с кленами,

Да плачет ива у пруда.


 

В тени деревьев церковь прячется,

Играет солнце в куполах.

Неспешно рядом речка катится,

И гладь блестит, как зеркала.


 

Чернеют пашни и надеются,

Что урожайным будет год,

А степь, как щеки красной девицы,

Пунцовым маком зацветет…


 

- Это стихотворение посвящено нашему селу. Мы не случайно начали урок с него, ведь сегодня мы поговорим о роли пейзажа в художественном произведении. Дома вы прочитали произведение, как же оно называется и кто его написал? (И.С.Тургенев «Бежин луг»).

- Как связано стихотворение о Донбассе с тем, о чем вы прочитали дома? (Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои родные просторы. Речь идет о роли природы в нашей жизни и в жизни героев рассказа Тургенева).

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока – И.С.Тургенев «Бежин луг» 

- Давайте вспомним, откуда родом Тургенев? (Тургенев провел детство в имении матери, Спасском – Лутовинове, расположенном в Орловской губернии. С самого детства он восхищался природой, ее дарами и очень любил гулять и ходить на охоту).

- Впечатления детства нашли отражение в цикле его рассказов “Записки охотника”.

- Каким Тургенев был охотником? (Он больше не охотился¸а скорее, наблюдал за происходящим, за природой, животными. С ружьем за плечами ему проще было общаться с крестьянами, так как они принимали его за равного человека).

- Сегодня мы имеем уникальную возможность отправиться с Тургеневым на тот самый Бежин Луг, ведь он действительно существует около села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.

Наше путешествие будет проходить в несколько этапов:

Встреча с героями рассказа.

Знакомство с мальчиками

Каков же он – народный фольклор?

Посиделки у костра (конкурс чтецов).

Мой Бежин луг.

Взаимосвязь слов и живописи

ЗНАКОМСТВО С МАЛЬЧИКАМИ

Звуки горящего костра, леса, где-то неподалеку сова. Иллюстрация костра.

У костра несколько ребят и они нам незнакомы. Это крестьянские дети. Которые родились еще задолго до нашего рождения. Они стерегут коней.

Узнайте героев рассказа по описанию (сопровождается рисунками, сгенерированными по нейросети).

Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ

Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная олова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША

Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША) 

Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ

Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ

- Чем они занимаются каждый делом и тяжело ли им это делать?


 

Каков же он – народный фольклор?

Ребята, а что мы называем фольклором?

ФОЛЬКЛОР – народное творчество.(на доске)

ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА- сказка, былина, предание, песни, загадки, пословицы, поговорки и т.д.(на доске)

Какой сказочный прием использует автор в тексте?

(охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый)

- Произведение состоит из рассказов мальчиков н различные темы. Эти жанры называются быличками и бывальщинами.

БЫЛИЧКА-небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими. (на доске)

БЫВАЛЬЩИНА – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях. (на доске)

Давайте вспомним, сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?

(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)

Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

Ильюша (про домового).

Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

Ильюша (псарь Ермил и барашек).

Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).

Ильюша (гадание бабы Ульяны).

Костя (звуки из бучила).

Ильюша (про лешего).

Ильюша (про водяного и Акулину).

Костя (Феклиста и сын).


 

Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься? В какие существ вы верите? Расскажите истории, которые с вами случались.

МОЙ БЕЖИН ЛУГ

На этом этапе путешествия мы рассмотрим иллюстрации к рассказу «Бежин луг», которые вы должны были нарисовать дома. Представьте свой рисунок классу и расскажите почему он именно такой, какое значение имеет цветовая гамма рисунка, что изображено.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖИВОПИСИ

Легкая классическая музыка, изображение картин и картинной галереи.

Что такое живопись? 

Посмотрите на нашу картинную галерею. Здесь прекрасные пейзажи русских художников. Здесь прекрасные картины русской природы, той самой, о которой писал И.С. Тургенев, той самой, о которой писали А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, С. Есенин и другие русские поэты и писатели.

Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русское речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы. Послушайте… (читаем начало рассказа)

Вот она – живопись словом!

Почему в этом произведении так много картин природы?

Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русской речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы.

- Как называется такое описание природы? (Пейзаж)

ПЕЙЗАЖ – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. (на доске)

Рефлексия:

Ребята, что вам понравилось на уроке?

Что нового вы узнали?

V. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

t1700400887aa.jpg

t1700400887ab.png

ФЕДЯ

t1700400887ac.png

ПАВЛУША

t1700400887ad.png

Илюша


 

t1700400887ae.png

КОСТЯ

t1700400887af.png

ВАНЯ

t1700400887ag.jpg

t1700400887ah.jpg

t1700400887ai.jpg

t1700400887aj.jpg


 


 


 

Ссылки:

https://neuro-holst.ru/text-to-image - портреты по описанию

https://stihi.ru/2009/04/28/2754 - стихотворение


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.