12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сазыкина Инна Сергеевна28

Людмила Улицкая "Счастливый случай"

Тип урока: исследование.

Цели:

формирование нравственных понятий на примере интересных эпизодов жизни героев рассказа;

развитие навыков целостного анализа текста литературного произведения.

формирование ключевых компетентностей

Материалы для исследования:  текст рассказа,

Виды работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа и сопоставления, с просмотр видеоматериалов(?), построение Древа понятия на слово "счастье", коллективное обсуждение полученных результатов, рефлексия

Ход занятия


Учитель

Вот и прозвенел звонок и смолк,

Начинаем мы урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики присели.

На меня все посмотрели.

 Ребята ,я рада вам сообщить важную новость-сегодня мы закрываем неделю русского языка и литературы!

 
Мария Хлыстунова

Предметная неделя это скучно, 
Мы знаем все, ничем не удивить. 
Быть может, будет лучше, 
Закрытие сегодня отменить ? 
Диана

Я не согласна!

Аллен

Уж точно не согласен Я!

Полина

Поддерживаю я Дианочка тебя!

Все вместе

Пускай гонцы разносят эту весь! 
Мы начинаем праздник, дел не счесть! 
Заставка «Счастливый случай»

Работа с классом

— Живой? Живой ты? Руки, ноги целые? — И забормотала что-то по-татарски, радостно прижимая к себе этого шкодливого, хитрого, никем во дворе не любимого мальчишку.

И еще не вполне поняв, что же произошло, старуха Клюквина бежала на своих ватных ногах к раскладушке и кричала:

— Он, бес! Не парень, бес! И откуда же это он сверзился?

Кольку, живого и невредимого, но с прокушенным языком, вечером выпороли.

На другой день вредная старуха Клюквина, держа за руку Колюню, торжественно отнесла в подвал Халиме покрытый от мух полотенцем большой пирог с вареньем. Все соседи видели, как Клюквина поклонилась Халиме и сказала громким скандальным голосом:

— Прости меня, Халима. Кушайте на здоровье.

А Халима стояла в дверях, высокая, похожая одновременно на худую лошадь и на пантеру в линялом платке, удивительно красивая.

Учитель Все верно Именно такой случай произошел с непослушным Колькой.

А теперь возьмите карточку 1 и поработайте в паре

И расшифруйте запись

19 25 1 19 20 13 10 3 29 11

19 13 21 25 1 11

Какого автора и какое произведение вы прочитали?

Какие две семьи описываются в нем?

Какие взаимоотношения были между этими семьями (дружеские или враждебные, как мы это понимаем)

Что однажды происходит с внуком Клюквиной?

Кто или что его спасает?

Меняется ли после этого случая Клюквина? По какому поступку мы это видим?

Можно ли сказать, что ,с одной стороны, счастливый случай –это спасение Кольки, а , с другой стороны, это спасение Клюквиной, которая поняла, что быть человеком – это (продолжите мысль…)

Вопрос: почему автор называет «счастливым » описанный случай?

Дискуссия организуется фронтально или в микрогруппах с последующим общим обсуждением, которое побуждает учащихся задуматься о том, что такое счастье и зависит ли от нас самих, чтобы счастливым был каждый день. Ответ, на первый взгляд, банален: каждый счастье понимает по-своему. Но именно такое разноголосие и предопределяет дальнейшую поисково-исследовательскую и рефлексивную деятельность подростков, для реализации которой предлагаются задания для каждой из микрогрупп.

I м/группа«ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» Семья Халимы. Характер героини, матери многочисленного семейства. Жизнь двора и его представители. Счастливы ли они и в чем?

Как только начинало припекать и подсыхала грязь, желтая и худая Халима, повязанная по самые брови шелковым линялым платком

как все это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с бритоголовым мужем Ахметом и множеством разновозрастных детей…



Халима сердилась, нет ли — понять было нельзя. Она была молчалива и терпелива…



под окном Клюквиных, живших на первом этаже дощатого двухэтажного дома.

II м/группа. «ЯЗЫКОВЕДЫ» Какими изобразительными средствами автору удается создать индивидуальные образы?

вреднющая старуха Клюквина, высунувшись в окно между цветочными горшками, добросовестно и монотонно бранила Халиму.

Колюня, Колюня, подь сюда!— приказала она своему шкодливому внуку Кольке.— А ну-ка скинь все!



Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.



Колюня шел следом, мучительно соображая, как бы стащить у нее ключ и забраться одному на чердак



к дворничихиному Витьке. Он ловко наврал ему, что на крышу упал мяч, и не какой-нибудь, а известный во всех дворах района Шуркин кожаный мяч



Витька замялся, а Колюнька приветливо и лживо сказал:

-А тетя Настя велела метлы принести, тут они стоят…(антитеза)



Халима как раз отвернулась, а старуха ловким, даже каким-то спортивным движением сыпанула из окна золу прямо на раскладушку (ирония)



Живой? Живой ты? Руки, ноги целые?— И забормотала что-то по-татарски, радостно прижимая к себе этого шкодливого, хитрого, никем во дворе не любимого мальчишку.



А Халима стояла в дверях, высокая, похожая одновременно на худую лошадь и на пантеру, в линялом платке, удивительно красивая.

Какие художественные средства использует автор для описания жизни семьи и ее обитателей. ( эпитеты, антитеза в конце и оксюморон- лошадь и пантера одновременно)

На другой день вредная старуха Клюквина, держа за руку Колюню, торжественно отнесла в подвал Халиме покрытый от мух полотенцем большой пирог с вареньем. Все соседи видели, как Клюквина поклонилась Халиме и сказала громким скандальным голосом:

Прости меня, Халима. Кушайте на здоровье.

III м/группа. «ФИЛОСОФЫ» Построение Древа понятия на слово "счастье"

Используя текст рассказа, школьники формулируют выводы и публично защищают их. Представитель каждой м/группы разъясняет групповую позицию; если есть индивидуальные позиции, то они тоже заслушиваются. Происходит коррекция групповых и индивидуальных позиций. Заканчивается обсуждение ответом на сущностный вопрос ситуации: счастье? Что это такое?



Мама, папочка, братишка,
Озорной котенок Тишка.
Сегодня все мы дома вместе:
Котик выпачкался в тесте,
Брат машинками играет,
Папа что-то там читает,
Мама вяжет на диване,
Я звоню подружке Ане.
Пусть на улице ненастье,
Быть с родными – это…

(Ответ — счастье)

Предполагаемые выводы:

Ключевой мотив прозы Л.Улицкой - тоска по идеалу, добрым человеческим отношениям. Этим вроде бы не обеспокоены все герои рассказа. Каждый из них ведёт свой путь в жизни, определяет свое понимание счастья. Автор же всегда на стороне искренних, добрых людей. И ничто не мешает человеку быть именно таким. Никакие отговорки…

Иронической интонацией пронизаны описания действий старухи Клюквиной Именно через эту интонацию проявляется интуиция, добрый талант писательницы. Главная героиня воспринимает жизнь не как испытание, а как благо. Поистинне счастливой ощущает себя Халима, раскладушка которой спасла жизнь «нелюбимому всем двором »мальчишке. Становится понятным, почему так называется рассказ Л.Улицкой. Это был тот самый счастливый случай в ее жизни . Но ещё более счастливым он был для старухи Клюквиной. Ей был дан шанс стать ЧЕЛОВЕКОМ.

Рефлексияt1640967488aa.jpg

Попрошу вас закончить фразу: урок заставил меня задуматься над…

Я выбираю…

Ребята, закончить наш сегодняшний урок я хочу фразой: «Когда в жизни идёт дождь - смотри на радугу. Если стало темно - ищи звезды...»

Спасибо за урок!







t1640967488ab.gif



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.