12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Байтерякова Альбина Фаритовна571
Россия, Московская обл., Орехово-Зуево

Современные технологии обучения

Современная школа не стоит на месте, стремясь соответствовать реалиям и требованиям настоящего времени. Разрабатывается огромное количество способов для решения задач, обозначенных запросами общества. Современные педагогические технологии – это один из ответов образовательной системы.

Технология обучения представляет собой набор средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Технология обучения предполагает соответствующее научное проектирование, в котором представлены образовательные цели, инструменты объективных поэтапных измерений и итоговая оценка полученных результатов.

Технология обучения состоит из нескольких взаимообусловленных частей:

1) предписаний способов деятельности (дидактические процессы);

2) условий, в которых эта деятельность должна воплощаться;

3) средств осуществления этой деятельности1.

В своей деятельности учитель использует различные технологии обучения такие как: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективная система обучения, исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, энергосберегающие технологии, кейс-метод и т.д.

Кратно рассмотрим особенности представленных технологий.

Развивающее обучение – это способ организации процесса образования, в котором уделяется огромное внимание потенциальным возможностям ребенка. В основе данного обучения – формирование навыков самостоятельного поиска знаний.

Проблемное обучение – технология, основанная на постановке проблемной ситуации, требующей от учащихся ее самостоятельного решения. Данный тип обучения направлен на развитие познавательной активности учащихся.

Разноуровневое обучение – организация учебно-воспитательного процесса, где каждому ученику дается возможность овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на своем уровне, но не ниже базового, исходя из его, способностей и индивидуальных особенностей. Отличительной характеристикой этой системы является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Коллективная система обучения - это такая форма организации учебных занятий, подразумевающая под собой включение каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. При этом каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Коллективная система обучения позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Исследовательский метод обучения – технология, направленная на организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Этот метод организует творческий поиск и применение знаний, способствует овладению методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании2.

Проектный метод обучения – образовательная технология, подразумевающая под собой приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с жизненной практикой, а также формирование умений и навыков при помощи системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Особенность данной технологии заключается в том, что ученик, включенный в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, использует различные варианты решения проблемы, на основании полученного результата делает выводы и, главное, открыв для себя новое знание, приобретает новый учебный и жизненный опыт.

Игровой метод обучения – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности3. В основе этого метода лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции, способствующие созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения.

Технология обучения в сотрудничестве – технология, целью которой является создание условий для учебного взаимодействия некоторого количества школьников с целью совместного усвоения учебного материала. Эта технология дает возможность для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, что приводит к развитию у учащихся способности усвоения нового знания при помощи поисковой, групповой или коллективной деятельности4.

Информационно-коммуникационная технология – форма организации учебных занятий, подразумевающая под собой взаимодействие с информацией, применение устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации5. Такая форма организаций учебных занятий дает возможность работать с текстовыми процессорами, презентациями, электронными таблицами, графическими пакетами, органайзерами, различными базами данных и т.д.

Энергосберегающая образовательная технология – это системный подход к обучению и воспитанию, в основе которого стремление педагога не нанести ущерб здоровью обучающегося. Основная задача данной технологии – сохранить здоровье учащихся, используя метолы, направленные на сохранение, укрепление и поддержание здоровья.

Кейс-метод - это метод активного обучения, основанный на рассмотрении конкретных деловых ситуаций, казусов, случаев и направленный на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков. Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы6.

Современный учитель обладает разнообразным инструментарием для достижения учебных и воспитательных целей. Много зависит от умения и желания использовать в своей практике те или иный технологии. Хотелось бы добавить, что возможности и особенности учащихся также играют важную роль в образовательном процессе. Сотрудничество и взаимопонимание между учителем и учениками – важные элементы в применении современных образовательных технологий.

Список использованных источников и интернет-ресурсов

1. https://studopedia.su/15_45928_tehnologiya-obucheniya.html #:~:text

2. https://pedagogicheskaya.academic.ru

3. https://ru.wikipedia.org/wiki /Игровое обучение

4. https://ped- kopilka.ru/blogs/olga-ivanovna-kabanova/tehnologija-obuchenija-v-sotrudnichestve-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html

5. https://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii

6. https://www.informio.ru/publications/id3903/Metod-keisov-kak-innovacionnaja-pedagogicheskaja-tehnologija

3 https://ru.wikipedia.org/wiki /Игровое обучение

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.