12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репп Валентина Валерьевна1417
Учитель русского языка и литературы. В образовании с 2002 года. Работаю в вечерней школе при исправительной колонии.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
9

Технологическая карта урока литературы по произведению И. Бунина «Темные аллеи»

Аттестационная педагогическая проектная работа

«Проектирование современного урока литературы»

Разработала: учитель русского языка и литературы I кв. кат. Репп В.В.

Структура проектной работы

  1. Пояснительная записка
  2. технологическая карта урока (в соответствии с матрицей)
  3. Приложение 1. Маршрутная карта урока
  4. Приложение 2. Самооценка технологической карты учебного занятия

Пояснительная записка

С 2010 года я работаю в школе при колонии общего режима. Данная школа имеет ряд особенностей.

Ученики нашей школы – взрослые люди (средний возраст от 18 до 30 лет), отбывающие наказание за совершенные преступления. Соответственно, многие из них ранее вели асоциальный образ жизни, их ценности и моральные жизненные установки далеки от общепринятых норм нравственности. Отношение к учебной деятельности у обучающихся, по большей части, негативное, уровень учебных знаний умений и навыков, чаще всего, гораздо ниже требуемого стандартом образования. Возможности для самообразования ограничены: вне школы у них практически нет доступа к интересующим книгам, Интернет-ресурсам, элементарных условий для самостоятельного выполнения заданий. Кроме того, существуют режимные требования колонии, которые иногда ограничивают возможности образовательного процесса и деятельности учителя.

Внедрение ФГОС как нового подхода к современному образованию в подобном образовательном учреждении сопряжено с рядом проблемных моментов, обусловленных спецификой учреждения, условиями, режимными требованиями и, безусловно, контингентом обучающихся.

Таким образом, выстраивая урок, учитель должен учитывать следующие моменты.

Очень разный уровень сформированности необходимых компетенций, учебной мотивации и познавательных интересов в области образования;

Отсутствие системной образовательной базы, «фрагментарность» предметных знаний, умений и навыков, значительные пробелы в образовании;

Негативный (как правило) опыт обучения в предыдущих образовательных учреждениях;

Низкий уровень коммуникативных навыков;

Отсутствие понятия «класс» как сформированный коллектив;

Ограничение возможностей для системного самообразования и выполнения домашнего задания вне школы, отсутствие навыков, необходимых для самообразования и самоконтроля.

В данной работе я попытаюсь представить проект урока в рамках ФГОС в соответствии со спецификой и условиями школы, находящейся на территории колонии общего режима.


 

Матрица технологической карты урока

Предмет:

литература

Класс:

11

Тип урока:

Комбинированный

Форма урока:

Урок-исследование

Технологии:

Медленное чтение, проблемное обучение

УМК:

Под ред. Т.Ф.Курдюмовой (базовый уровень)

Тема

Проблематика рассказа Бунина «Темные аллеи»

Цели:

 

- содержательная (образовательная):

создать условия для проникновения в художественный мир Бунина, понимания сути приемов его творчества, своеобразия поэтики и философии

- деятельностная:

Обучение анализу и интерпретации художественного произведения, выражению своего отношения к прочитанному произведению.

Задачи:

работа над навыками осмысленного чтения текста, формированием умений и навыков анализа образов; совершенствование навыков определения темы и основной идеи рассказа; развитие умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения

Основные понятия:

Тема, проблема, образ, мотив, организация пространства

Межпредметные связи

Музыка, история, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Текст, маршрутная карта для анализа текста, справочный материал (историческая справка, объяснение историзмов)

Музыкальное вступление (романс «Благодарю, судьба…»), видеофрагменты фильма («Два голоса» 1981 год)

Формы контроля:

Оценка устной работы на уроке, проверка заполнения маршрутной карты, письменный отзыв

Организация образовательного пространства урока

I. Организационный (мотивационный).

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Создание настроя для эмоциональной подготовки к изучению произведения. Включение аудиокомпозиции «Благодарю судьба…»

Эмоциональное слушание

Прослушать композицию, уловить настроение произведения.

Смыслообразование, прогнозирование, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения, в том числе эмоционально-экспрессивной.

умение слушать и понимать текст музыкального поэтического произведения, выделять смыслообразующие компоненты, художественные образы, эмоционально реагировать на произведение; художественно-эстетическое развитие личности.

 

II. Целеполагание

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Вопросы: какие образы возникли у вас во время прослушивания романса?

Какое настроение?

Обратите внимание на раздаточный материал (текст, маршрутная карта урока). Как соотносится название произведения с прослушанным романсом? (подробное обсуждение названия)

Как вы думаете, какие проблемы (темы) будут затронуты на уроке?

Направляет диалог при постановке темы и проблемы урока

Отвечают на вопросы, включаются в урок, прогнозируют проблемы, которые возможно, будут выявлены в рассказе.

Аргументируют свои предположения на основе семантики названия. Формулируют тему и проблему урока.

Ответить на вопросы, выдвинуть предположение, аргументировать свое мнение, сформулировать тему.

Оценка, саморегуляция, выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи

Умение выявлять и формулировать проблемы, ставить цели, прогнозировать будущую деятельность, обосновывать свои предположения;

развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции.

III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов)

Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Объясняет принцип медленного чтения, знакомит с маршрутной картой ученика.

Слушают, заполняют «шапку» маршрутной карты.

Понять принципы работы на уроке, начать заполнение маршрутной карты.

смыслообразование, составление плана и последовательности действий, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение совместно планировать работу, развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Помогает разобрать элементы анализа текста, этапы работы с маршрутной картой как вспомогательным средством для достижения учебных целей.

Подробно знакомятся с маршрутной картой, разбирают приемы анализа текста, повторяют (изучают) основные понятия, необходимые для работы (портрет, образ, сюжет, композиция, художественное пространство и т.д.)

Проанализировать маршрутную карту, выстроить план работы с текстом

смыслообразование, составление плана и последовательности действий, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение совместно планировать работу, развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции.

V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов).

Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

«Направляет» процесс медленного чтения, останавливает в необходимых местах, задает наводящие вопросы, помогающие осмыслять и анализировать произведение, помогает (при необходимости) в работе с маршрутной картой и справочными материалами.

В необходимый момент включает видеофрагмент: разговор героев о прощении (это помогает «переключить» каналы получения информации, помочь ученикам соотнести внутренние визуальные образы с кинематографическими)

Читает вслух и/или слушает одноклассников, выявляет ключевые детали, мотивы, обсуждает, работает с картой (выполняет письменные задания).

Медленно читать, находить средства создания художественной речи, размышлять над их смысловой и эстетической функцией, обсуждать и аргументировать, выполнять поэтапно письменные задания.

оценивание усваиваемого содержания, саморегуляция, определение последовательности промежуточных целей, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ, построение логической цепи рассуждения, доказательство, умение слушать и вступать в диалог, учет позиции других людей, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Развитие навыков смыслового чтения, анализа, выделение значимых компонентов текста, умение систематизировать материал, интерпретировать произведение, развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции.

VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Дает задание для самостоятельной работы (анализ последнего эпизода)

Читает про себя, анализирует, самостоятельно выполняет задание.

Дочитать текст, закончить работу с маршрутной картой

саморегуляция, определение последовательности промежуточных целей, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ, построение логической цепи рассуждения, доказательство, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Закрепление полученных навыков в самостоятельной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, владение основами самоконтроля, самооценки

VII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Задает вопросы для письменной рефлексии (отзыва). По выбору ученика.

1.Простила ли Надежда героя?

2.Хотел бы Николай Иванович исправить ошибки прошлого? Возможно ли это?

3.Что такое любовь в понимании героя и героини?

Аргументируйте свой ответ (5-7 предложений)

Строит письменное высказывание, аргументирует свою позицию.

Написать отзыв о произведении с опорой на один из вопросов (или самостоятельно)

оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор, извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, эстетического сознания через творческую деятельность. Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью.

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Поскольку выполнение домашнего задания затруднено в условиях нашей школы, оно заменяется рекомендациями учителя по самостоятельному поиску и прочтению других произведений цикла «Тёмные аллеи»

Приложение 1

Маршрутная карта урока
 

Фамилия, имя______________________________________класс________Дата _______________

Тема урока: ____________________________________________________________________________

Образы героев. Заполните таблицу, выписывая словосочетания, характеризующие персонажей.

 

Внешность (лицо, тело)

Одежда

Речь/ голос

возраст

Социальное положение

Другие детали

Николай

           

Надежда

           

История жизни героев. Постройте цепочку событий, произошедших с героями с момента расставания.

Надежда:


 


 

Николай:


 


 

Отношение героев к прошлому. Как вспоминает каждый из героев давнюю любовную историю?

Николай:


 

Надежда:


 


 

Организация времени и пространства. Обратите внимание на время и место действия в рассказе. Каков символический смысл данной пространственно-временной организации?

 

Время года

Место действия

Показано в рассказе

   

Символика, ассоциации

   

Философский смысл

   

Напишите небольшой отзыв о произведении с опорой на один из вопросов учителя или самостоятельно, обозначая и аргументируя свою позицию.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Приложение 2

Самооценка

технологической карты учебного занятия

Критерий

Отметка

1

2

3

4

5

1

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов.

       

+

2

Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

     

+

 

3

Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных

       

+

4

Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока.

       

+

5

Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ.

       

+

6

Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую).

     

+

 

Итоговая самооценка (среднеарифметическое предыдущих отметок)

4,6

Краткие комментарии (обоснование выбранного количественного балла по различным критериям)

Структура урока в полной мере соответствует системно-деятельностному подходу.

Обучающиеся участвуют в перечисленных видах деятельности, однако происходит это под контролем учителя, поскольку у учеников недостаточно развиты умения, необходимые для большей самостоятельности в действиях.

Деятельность обучающихся направлена на формирование УУДв полной мере.

Все компоненты урока соответствуют его целям.

Отбор содержания урока соответствует всем критериям, включая специфические (для учреждения с особенностями, указанными в пояснительной записке).

Деятельность организована в основном в форме фронтальной и индивидуальной работы. Групповая деятельность отсутствует, т.к. редко бывает удачной в работе с данным контингентом обучающихся.

Опубликовано в группе «Технологические карты к урокам русского языка и литературы по ФГОС.»


Комментарии (2)

Устинова Валентина Ивановна, 14.05.18 в 11:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, возьму, с Вашего разрешения, в копилку!
Репп Валентина Валерьевна, 15.05.18 в 04:59 0Ответить Пожаловаться
Буду рада, если пригодится
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.