12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лобанова Валентина Ивановна569 учитель музыки и искусства, стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория Россия, Московская обл., Чехов |
Технологическая карта урока «Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века»
Технологическая карта урока
Учитель: Лобанова В. И.
Предмет: Мировая художественная культура
Класс: 11
Тип урока: урок-исследование
Тема | Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века |
Цель | Выявить и сформулировать идеи романтизма в русской культуре начала XIX века |
Задачи | Образовательные: формировать интерес к изучению художественной культуры России |
УУД | ЛичностныеУУД: осознавать ценность культуры различных стран и место отечественного искусства, ориентироваться в системе моральных норм, представленных в произведениях искусства. Регулятивные УУД: - принятие решения в проблемной ситуации; - адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета; - давать определения понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение; - объяснять явление, процессы, связи и отношения. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: особенности возникновения и основные черты романтизма в русской культуре, основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. Личностные: формирование целостного представления о мире, о формах бытия искусства; развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство; накопление опыта эстетического переживания; развитие образного восприятия и творческого самовыражения личности. - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умение применять методы познания через художественный образ; - способность развивать критическое мышление и аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства; - владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); - умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на: 1) выявление причинно-следственного связей; 2) поиск и извлечение нужной информации по теме в источниках различного типа; 3) поиск аналогов в жизни и искусстве, аргументирование своей точки зрения. |
Основные понятия | Романтизм, романтический герой, национальные ценности, национальная культура. |
Межпредметные связи | Литература, история, искусство |
Ресурсы
| Основные – материалы учебника, раздаточные материалы, презентация. Дополнительные – материалы Интернета |
Формы урока | Фронтальная, парная, групповая. |
Технология | Проблемное обучение |
Структура урока «Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века»
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные УУД | ||||
Актуализация знаний. | Систематизация информации | Создание образовательной напряжённости. Постановка вопросов | - Каковы идеи «Романтизма» в Западноевропейском искусстве XIX? - Каковы причины смены западноевропейского мировоззрения? - Каковы характеристики образа человека-романтика и нового героя? - Появились ли новые темы в искусстве? Если да, то какие? - Что такое песня, баллада, элегия, серенада? - Попробуйте выстроить схемы взаимодействия этих понятий, объяснив принцип вашего построения. - Сформулируйте тему урока. | Знание признаков понятия романтизм. | Познавательные |
Изучение нового материала |
|
| |||
1. Парная работа учащихся с раздаточным материалом | Заполнение таблицы видов русского искусства | Постановка вопросов | Парная работа по разделам: Литература: В.А. Жуковский баллады «Светлана», «Людмила», К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, Е.В. Баратынский Живопись: О.А. Кипренский «Автопортрет», «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Тропинин «Автопортрет», «Портрет А.С. Пушкина», «Кружевница», А.Г. Венецианов «Автопортет», «Крестьянка с васильками». Театр: создание Большого и Малого театров. Музыка: М.И. Глинка опера «Жизнь за царя», романс «Я помню чудное мгновенье», А.А. Алябьев романс «Соловей», А.Е. Варламов романсы «Горные вершины», «Белеет парус одинокий» | Знание понятия романтизм. | Познавательные |
2. Зрительный ряд иллюстративного материала русской живописи XVIII-начала XIX века ( работы художников А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмова, Д.Г. Левицкого) | Решение познавательных задач | Постановка вопросов | - Где заканчивается период русского классицизма в живописи XVIII века и начинается век романтического героя? - Как изменился в живописи новый образ героя-романтика? | Знание понятий классицизм и романтизм | Познавательные |
3. Романтизм | Работа в группах с информацией. Демонстрация своих образовательных продуктов | Постановка вопросов. Организация групповой работы. Организация обсуждения. | Учащиеся получают раздаточные текстовые и иллюстративные материалы для работы в группе и представления своих ответов. Историки дают краткую характеристику событий, повлиявших на изменение художественного образа в искусстве. Литераторы обращают внимание на характерные приемы изображения героя-романтика. | Знание понятия романтизм. | Коммуникативные |
4. Виртуальная экскурсия по залам музея | Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов | Организация групповой работы. Организация обсуждения. | Экскурсоводы, сопровождая всех по виртуальной выставке, дают краткую характеристику творческого метода художников и их романтических героев. | Знание понятия романтизм. | Познавательные Коммуникативные |
Закрепление нового материала Время – 3 мин. | Работа в группе. Демонстрация своих образовательных продуктов | Определение задания | Составить синквейн на тему «Идеи романтизма в русской культуре начала XIX века» | Коммуникативные | |
Домашнее задание Время – 2 мин | Написать эссе на тему «Влияние идей романтизма на живопись и мое прочтение картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» | Вопросы для размышления: - Как идеи романтиков повлияли на творчество русского художника А.А Иванова? - Почему в середине XIX века создается картина на евангельский сюжет? - Считаете ли Вы это произведение только библейской картиной и почему? Можно ли считать эту картину актуальной для современного общества или эта часть культурного наследия, которому место в зале музея? | Познавательные | ||
Рефлексия | Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. | Организация индивидуальной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. |
Закончить предложение… |
| Регулятивные |